Жак Фор: «Мне бы очень хотелось сказать, что Коррупции в системе высшего образования Франции нет»

3 июля, 2009, 13:03 Распечатать

Разговоры о бесплатном, доступном, высококачественном высшем образовании на постсоветском пространстве, похоже, скоро станут таким же моветоном, как и ностальгия по докторской колбасе по 2.20...

Разговоры о бесплатном, доступном, высококачественном высшем образовании на постсоветском пространстве, похоже, скоро станут таким же моветоном, как и ностальгия по докторской колбасе по 2.20. Всевозможные рейтинги приучают нас к тому, что самое востребованное в мире — американское высшее образование, которое оказывается еще и одним из самых дорогих. Второе место стабильно занимают британские вузы. Примечательно, что трудовое законодательство и США, и Великобритании более чем лояльно к заграничной рабочей силе (по крайней мере, к ее высокопрофессиональному сегменту). Иными словами, американские и британские вузы, обучая иностранных студентов, с одной стороны, обогащают государственную казну, с другой — повышают конкурентоспособность национальных экономик, притягивая лучшие «мозги» всей планеты.

Третье место по количеству обучаемых иностранных студентов занимает Франция, высшее образование в которой, в том числе и для иностранцев, бесплатное. На вопросы «ЗН» о целесообразности отнюдь не шуточных инвестиций (тем более в условиях кризиса) в образование студентов из других стран любезно согласился ответить Чрезвычайный и Полномочный посол Франции в Украине г-н Жак ФОР.

— Господин Фор, какие цели преследует французское правитель­ство, финансируя образование иностранных студентов?

— В данном вопросе французская позиция диктуется целым рядом соображений, среди которых коммерческий аспект не обязательно занимает центральное место. Благодаря этому иностранные студенты пользуются теми же преимуществами, что и французские. Будь то невысокая плата за обучение (бесплатное образование предоставляют университеты, которые являются важным, но не исключительным сегментом в системе французского образования, тогда как высшие школы, также занимающие значительное место в системе высшего образования, практикуют платное обучение) или же система разнообразных социальных льгот.

Поддерживая привлекательность высшего образования и вовле­кая в обучение большое количество иностранных студентов, Франция преследует несколько целей. Преж­де всего речь идет об инвестициях в «каналы влияния», об участии в формировании будущей элиты различных государств, иными словами, наших будущих партнеров в разных странах, для которых, благодаря пребыванию во Франции, становятся более понятными и близкими наша сущность, наш образ мышления и действия, наше видение мира и ключевых проблем современности. Таким образом осуществляется реальное сближение между странами. Для французских вузов способность привлекать лучших иностранных студентов отвечает необходимости интернационализации учебных программ. Она является индикатором качества предоставляемого ими образования, залогом их конкурентоспособности на международных «рынках» образовательных услуг. Наконец, такие подходы в образовательной политике позволяют оказывать ощутимое содействие внешнему развитию французских предприятий, нуждающихся — и это особенно актуально в отношении вашей страны — в кадрах, которые, хорошо зная местный кон­текст, одновременно понимали бы их.

— Какие изменения ожидают французскую систему высшего образования в условиях нынешнего экономического кризиса?

— Реформы, которые осуществляются во Франции и являются сегодня предметом широкого обсуждения, вызывая широкую гамму реакций, вплоть до резкого неприятия со стороны части университетского сообщества (студенты, исследователи, преподаватели), не связаны напрямую с экономическим кризисом. Речь идет о структурных преобразованиях, которые касаются системы управления нашими учебными и научно-исследовательскими центрами с тем, чтобы придать им больше гибкости и автономии в процессе их функционирования.

— Насколько актуальна проблема коррупции в системе бесплатного высшего образования?

— Мне бы очень хотелось сказать, что коррупции в системе выс­шего образования Франции нет, если бы не недавний скандал с покупкой дипломов китайскими студентами. В то же время данный феномен носит весьма маргинальный характер. Имеет место абсолютно иной социально-экономический контекст. Отсутствует ситуация крайней нестабильности и дефицита, которая способствует такой практике. Кроме того, во Франции существуют механизмы предотвращения такого рода явлений.

— Какие именно механизмы предотвращения взяточничества предусмотрены в системе выс­шего образования Фран­ции?

— Борьба с коррупцией в этой сфере, как и в остальных, основывается не на каких-то чудодейственных противоядиях или же замысло­ватых законодательных конструкциях. Как показывает опыт, ценность конкретного закона определяется эффективностью его практического применения. Вo Фран­ции предохранителем от коррупции является тот факт, что мысль о покуп­ке или продаже диплома не является чем-то естественным для студента или преподавателя. Относи­тельно высокие зарплаты и общественное признание — довольно дейст­венная страховка для препода­вателей вузов. Что касается студентов, им просто-напросто в голову не приходит мысль о том, чтобы купить (либо попытаться это сделать) диплом или результаты экза­мена. Каждому известно, что его будут оценивать по уровню знаний и заслуг. Усердная работа, как правило, является необходимым условием успешности. Таким образом, потребность прибегать к коррупционным действиям с этой целью отсутствует. В то же время закон предусматривает суровое наказание за подобные деяния. Ион реально работает: помимо дисциплинарных санкций (исключение из университета, запрет на сдачу экзамена в течение нескольких лет, либо пожизненно) применяются меры судебного характера (штраф, лишение свободы) в зависимости от степени серьезности преступления.

— Расскажите, пожалуйста, о проблемах трудоустройства молодых специалистов. Как соотносятся приоритеты государства и интересы бизнеса? Сущест­вует ли во Франции понятие государственного заказа и официального распределения?

— Трудоустройство выпускников вузов является серьезной проблемой для французского общества. Уровень безработицы среди молодежи в возрасте от 15 до 24 лет остается очень высоким — 20%, вдвое превышая средний показатель по стране (около 9%). Это значительно выше, нежели в других странах ОЭСР (в среднем 11%).

На протяжении последних 30 лет государство реализовало целый ряд программ, направленных на поддержку трудоустройства молодежи («контракт солидарного трудоустройства», «рабочие места для молодежи», «контракт первичного трудоустройства» и т.д.), которые предусматривают выгодные условия для предприятий, предоставляющих рабочие места для молодежи. Эти меры, хоть и позволили несколько смягчить последствия ситуации, все же не принесли окончательного решения проблемы, что объясняется спецификой функционирования рынка труда. Данный феномен отчасти связан с тем, что французские предприятия придают очень большое значение дипломам об образовании. Это усложняет трудоустройство недипломированной молодежи, а также студентов, чьи дипломы рассматриваются как недостаточно престижные либо слишком теоретические, поскольку некоторые учебные программы, в частности в университетах, иногда далеки от ожиданий и требований предприятий. В настоящее время прикладываются усилия с тем, чтобы приблизить сферу университетского образования к сфере бизнеса. Это один из ключевых аспектов проводящихся реформ. Понятие «распределения» имеет место в сфере государственной службы и применяется, в частности, в отношении преподавательских кадров: пожелания относительно места работы удовлетворяются с учетом их предыдущего опыта и трудового стажа. В рамках такого механизма молодые преподаватели зачастую получают первое назначение в сложные районы, что иногда не обходится без определенных проблем.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №30, 18 августа-23 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно