ВОТ И ШКОЛА… НЕТ, ПОЛИЦЕНТР

26 ноября, 1999, 00:00 Распечатать

В Харьковском государственном педагогическом университете разработан проект школы принципиально нового типа...

В Харьковском государственном педагогическом университете разработан проект школы принципиально нового типа. Автор идеи Борис Наумов утверждает: классно-урочная система организации школы, ныне применяемая, изжила себя. Она привела к чрезмерной перегрузке учащихся учебно-познавательной деятельностью в ущерб целостному развитию личности. Беседа корреспондента «ЗН» с Б.НАУМОВЫМ, кандидатом педагогических наук, профессором кафедры педагогики ХГПУ, началась с вопроса о необходимости пересмотра системы школьного образования.

- Во многих школах Украины обучение, воспитание и развитие личности идет под знаком старой парадигмы образования: «знание - сила», - считает Борис Николаевич. - В школах стараются дать как можно больше знаний по учебным предметам, которые предлагаются учебными планами средних школ, гимназий, лицеев. Однако все больше ощущается необходимость пересмотра и изменения традиционной технологии развития школьника.

По данным науковедов, информация в современном мире возрастает со скоростью 200 млн. слов, или 5000 страниц печатного текста, в час, тогда как человек за это время способен усваивать в среднем лишь 0,1 страницы новой информации. Сегодня 90 процентов времени, отводимого на работу со школьниками, занимает обучение, а 10 процентов - воспитание. Кроме того, 90 процентов воспитательного процесса осуществляется словом. Получается так, что больше всего мы занимаемся в классе с учебниками. От школьников зачастую требуется только сидеть за партами и слушать монолог учителя. Рабочий день школьников - 6-8 часов, порой больше, чем у взрослого человека.

Но еще Ж.Руссо писал, что великая тайна воспитания заключается в умении так поставить дело, чтобы упражнения телесные и духовные всегда служили друг другу отдохновением. Мы же вместо целостного процесса развития личности имеем узкую дидактику, которая вытеснила из школы игру, общение, импровизацию, творчество, а в итоге не обладаем той критической массой, которая способна реформировать и вести дальше наше общество.

- Борис Николаевич, вы инициатор реформы образования на основе так называемого полицентризма. В чем суть ваших предложений?

- Этот проект появился в девяностых годах в Харькове. Суть этой идеи проста: сбалансировать учебно-воспитательный процесс по принципу - «пятьдесят на пятьдесят». То есть 50 процентов времени отводить на учебную работу, а остальные 50 - на разнообразную деятельность и общение школьников. Дальнейшая разработка идеи привела к изменению содержания первой половины школьного дня (4 часа), отводимого теперь на предметное обучение - язык и литературу, математику, естествознание, человековедение. Вторая же половина дня (4 часа) состоит из разнообразной деятельности: производительного труда, включающего и интеллектуальный, ежедневного занятия физкультурой, работы по свободному выбору.

Полицентр означает много центров. Наши изыскания показывают, что целостное развитие личности школьника имеет по крайней мере семь параметров, по которым следует оценивать полноценное развитие личности: психофизиология организма, чувства, мышление, знание, нравственность, деятельность познавательная и практическая, коммуникативность.

Мы считаем очень важным сбалансировать познавательную деятельность с другими видами деятельности, например физическим развитием. Это очень актуально, ибо у 80-85 процентов школьников есть аномалии психического и физического развития.

Главной целью должно стать целостное развитие личности. В связи с этим учебно-образовательный процесс должен быть пересмотрен так, чтобы главной фигурой выступал не учитель, как считается сейчас, а сам ученик. Центров развития каждой личности, как неповторимой индивидуальности, много. Прежде всего нужно начинать с психофизиологии организма. Как сказал Ювеналий - «здоровый дух в здоровом теле». Второй проблемой является развитие эмоций. Мы забыли, что человек ощущает, воспринимает мир как личность, а не только на интеллектуальном уровне. А личность это и знание, и мотивация, и направленность.

Знания должны быть усвояемые. Современные исследования говорят, что школа - не самодостаточный социальный институт, то есть учиться нужно всю жизнь. В связи с этим чрезвычайно важным видится проблема развития умений для самообразования и самовоспитания на всю жизнь. Большое значение мы придаем развитию нравственности, потому что без совести невозможно ни познание, ни преобразование действительного мира. И конечно же, должны развиваться и деятельность, и общение школьников - жить в обществе и быть свободным от общества нельзя.

Для обоснования школы нового типа мы разработали полицентрический метод, который является первой педагогической технологией целостного развития личности. Коэффициент полезного действия, развитие личности, по мнению психологов, позволяет повыситься с 10 процентов до 90. Если откажемся от концепции среднего ученика, от цели педагогов работать на абстрактного ученика, а увидим свободолюбивую, творческую, неповторимую индивидуальность, тогда мы сможем реформировать нашу среднюю школу.

- То, что вы отстаиваете - целостное развитие личности, - безусловно, заслуживает внимания, но есть ли сегодня возможности в нашей средней школе для такой реформы образования, готовы ли учителя к изменению учебного процесса?

- Исторически, по сравнению с традиционной школой, ничего не нужно разрушать, надо только достраивать. Реальный контекст реформы, которую мы предлагаем, - это контекст максимального, активного включения ребенка в деятельность, которая ему интересна, отвечает его возможностям, потребностям и которая, безусловно, отвечает требованиям общества, его развития. Например, для эстетической деятельности хотелось бы, чтобы в каждой школе был актовый зал, но это финал результата, а нужны изостудия, фотостудия, киностудия, хореографический кружок, помещения для самодеятельного театра и прочее. Для экологической деятельности - пришкольный участок, сад, огород, вольер для животных. Убежден, что мы допустили ошибку, когда выветрили дух трудовой школы из наших общеобразовательных учебных заведений. Это должна быть деятельность и социальная, и эстетическая, и экологическая.

- В прошлом году коллегия Харьковского областного управления науки утвердила вас руководителем эксперимента в регионе, вы можете сегодня утверждать, что процесс пошел?

- В общем, да. Определены несколько харьковских школ для проведения эксперимента. Этот год они работали по своим направлениям. Например, 14-я школа Фрунзенского района Харькова реализовывала программу здоровья детей. Для обследования были привлечены сотрудники мединститута. Большой потенциал у 52-й школы, где обучаются правнуки первых макаренковцев. Здесь выпускают свой школьный журнал, газету. И такой потенциал есть в школах, но нет организма, который бы максимально это учитывал.

К примеру, в Червонодонецкой школе №1 Балаклейского района был замечательный директор - педагог Валентин Иванович Курочка. В 70-80-е годы он создал в школе прекрасную базу - здесь был организован и работал первый в мире школьный телецентр, управляемый ультразвуком, были теплицы, где выращивались голландские тюльпаны, хризантемы, в целом здесь существовало 75 видов занятости учащихся во внеурочной кружковой работе. К сожалению, последователи не всегда достойны своих предшественников. Валентину Ивановичу 75 лет. Я получил от него письмо, он пишет, что теория полицентра - это то, над чем он бился всю жизнь, ему важен был творческий процесс развития личности.

Сторонников идеи полицентра много, хотя есть и оппоненты. Создан временный научно-практический коллектив «Полицентр». Ставим цель - организовать школу-лабораторию АПН Украины и Министерства образования. Работа идет объективно и закономерно, но хотелось бы большего внедрения в практическом плане, больше теоретических наработок. Мне представляется, что сегодня в Украине есть удивительная возможность для принятия профессиональных решений в пользу прогрессивного развития образования, во всяком случае то, что называется человеческим фактором, - компетентность и желание вести дело по-современному. И нужно использовать данную возможность, не упустить время.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №27, 14 июля-20 июля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно