В плену риторики

Поделиться
В плену риторики
Первое сентября - это не только всенародное торжественное событие, но и наилучшая возможность для откровенного разговора о вполне приземленном и очевидном.

В Украине в который раз отпраздновали День знаний. Первое сентября - это не только всенародное торжественное событие, которое объединяет поколения, но и наилучшая возможность для откровенного разговора о вполне приземленном и очевидном. Ведь праздники быстротечны, а в жизни правят будни.

Имитационные реформы в образовательной сфере - притча во языцех. Ключевые должностные лица, которым не хватает харизмы, способностей и, собственно, образованности, маскируют свое невежество сомнительными дипломами и аттестатами о научных степенях и ученых званиях. Так на что может надеяться страна, если на верхушке ее управленческой вертикали находятся такие персоны?

Вместо демократизации, конкуренции и прозрачности в образовательном пространстве на протяжении трех последних лет усовершенствован авторитарно-коррупционный механизм распределения и перераспределения административных и финансовых ресурсов. Стратегически никчемными выглядят ползущие усилия сосредоточить как можно больше полномочий в одних руках, причем довольно безответственных.

Мало хорошего - за неимением политической воли и технократической составляющей - можно сказать и о модернизации отечественного образования. Вместо слаженной работы профильного министерства мы наблюдаем быстрое перерождение назначенцев видных политических сил в марионеток, жаждущих оседлать теневые потоки и удержаться в насиженном седле. Затяжное приручение и усмирение Национального агентства по обеспечению качества высшего образования является своеобразным Рубиконом, ведь вместо того, чтобы заботиться о компетентности и результатах деятельности агентства, в министерстве больше всего проникаются тем, чей агент его возглавит.

В конце концов, важный государственный орган парализовали и умертвили - что он есть, что его нет. Жаль потерянных средств налогоплательщиков. Нетрудно спрогнозировать, что подобное ожидает и Национальное агентство квалификаций, которое предусмотрено создать после принятия нового Закона "Об образовании".

В ряде направлений министерство спровоцировало безалаберщину. Контроль качества образовательных услуг через процедуру лицензирования превратился в фикцию. Министерство конвейерным образом штампует вузам разрешения и сертификаты на подготовку специалистов, не заглядывая в лицензионные дела, не проникаясь подделанными документами, закрывая глаза на несоответствие квалификации и учебных программ конкретным специальностям. Разрешали набирать на обучение даже без лицензионных дел, на основании слезного письма-прошения.

Образовательный бизнес на студентах-иностранцах напоминает средоточие незаконных трафиков, где роскошествуют посредники и властвует имитационное обучение, особенно - задекларированное на английском языке. Это отразилось в майском скандале во время государственной аттестации в форме лицензионного экзамена "Крок 2", который оказался непосильным для иностранных студентов-медиков Винницы, Одессы, Ужгорода, Харькова. А чиновники выбрали простейший путь - обструкционного давления на Центр тестирования при Министерстве здравоохранения. Министерство образования и науки гордится на тематических совещаниях низкопробным одипломливанием пришельцев из Африки и Азии, поскольку прежде всего усматривает в нем валютный клондайк.

Потеря управляемости образовательной отраслью, снижение качества образовательных услуг все более очевидны. Государственная инспекция учебных заведений Украины превратилась в чемодан без ручки. Проверок, командировок, расходов много, а коэффициент полезного действия близок к нулю. Максимум, на что способна инспекция после выявления нарушений, - положить на стол министру "для учета при принятии решений" сообщение о том, что управленческая деятельность конкретного учреждения "требует значительного усовершенствования". Вот и все.

Какое "усовершенствование"?! Ни одного руководителя учебного заведения не уволили за должностное несоответствие и непрофессионализм. Ни инспекция, ни министерство не удосужились сделать квалифицированный разбор полетов по поводу провального образовательного менеджмента на любом уровне. Свои полномочия они стыдливо передали правоохранителям, которые выборочно реагируют на локальные поборы в образовательной сфере, где процветает теневая экономика, начиная со вступительных внутренних экзаменов и поселения в общежитие. После принятия нового Закона "Об образовании" Государственную инспекцию учебных заведений переименуют в Государственную службу качества образования. Это реформа! Невозможно утаить иронию.

В проблемных ситуациях министерство находится в позе страуса, мгновенно переводя стрелку на введенную автономию высших учебных заведений, которая на самом деле является блефом. Управленческие команды многих вузов часто напоминают оккупационные администрации и рейдерские группы. С одной стороны - резкий рост зарплат, премий, теневых доходов руководящей верхушки (ректора, проректоров), а с другой - своевольное ухудшение условий труда профессорско-преподавательского состава через ручное корректирование норм времени для планирования и учета учебной работы, недоплаты за ученые звания и научные степени, вымывание активов.

Информационно-рекламная кампания вокруг нового Закона Украины "Об образовании" напоминает заезженную пластинку. Раньше так же провозглашали образцово реформаторским Закон
"О высшем образовании", который фактически законсервировал авторитарную практику управления высшим учебным заведением, сузил права участников образовательного процесса (ученых, педагогов, студентов), лишил принципиальной основы демократии - распределения власти. Внутренний контроль над действиями руководства фиктивный, а поле для злоупотреблений ресурсами безгранично. (См. об этом в проблемно-тематической статье "Образовательные перспективы Украины" в "Украинской правде" за 10 декабря
2014 г. С того времени ситуация ухудшилась, что показали резонансные перипетии в ряде университетов, в частности и столичных).

Реформаторские потуги МОН сводятся к изысканию каких-то спасательных количественных показателей и напоминают игру в наперстки. О механизмах и результатах роста качества образовательных услуг речь не идет, хотя это должно быть приоритетом. Сейчас главное для министерства - что-то переделить, сократить, уменьшить: государственный заказ, стипендиатов, сеть школ и т.п.

Профильное министерство избегает предметного разговора о низком уровне своей компетентности не только в сфере высшего образования. Общеобразовательной школе сегодня предлагают финскую модель с акцентом на повышение квалификации учителей. Но для внедрения финской модели нужны адекватные чиновники и квалифицированный министр высокой политической культуры, который исповедует академическую добропорядочность не на словах. На днях генеральный прокурор Финляндии добровольно ушел с должности лишь из-за открытия дела по обвинению в конфликте интересов при закупке тренинговых услуг. Хоть и заявил о невиновности.

В Украине же министр, заместители министра, директоры и заместители директоров департаментов МОН, должностные лица Государственной инспекции учебных заведений параллельно получают зарплату за преподавательскую деятельность в университетах и других учебных заведениях (нередко в нескольких одновременно и очень уж географически отдаленных друг от друга), которые финансируются за счет бюджетных средств. Вообще тема "мертвых душ украинского образования" заслуживает отдельного разговора. Сейчас же заметим, что МОН осуществляет государственный надзор (контроль) над деятельностью учебных заведений независимо от формы собственности и подчинения, соблюдением ими законодательства в сфере образования и науки.

Как видим, в подработках по совместительству образовательных чиновников высокого ранга нет никакого конфликта интересов! Поэтому несложно предположить, чем закончится введение финских инновационных идей и заимствований в имитационном выполнении украинских реформаторов, ловких в риторике, но не во внедрении цивилизованных ценностей на личном примере. Сначала нужно реформировать самих себя.

Современное общество жизненно нуждается не в количественных, а в качественных изменениях. К сожалению, заскорузлое имитационное мышление украинских высоких должностных лиц может послужить причиной стратегического коллапса не только образовательной отрасли.

Может, в этом и заключается чей-то стратегический замысел?

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме