Вызовы, которые поставила перед образованием пандемия COVID-19, еще долго будут актуальными и навсегда оставят след в методиках организации учебного процесса.
И хотя разные учебные заведения справились с вызовом пандемии совершенно по-разному, общий результат, увы, не радует. Это можно понять даже из опроса, проведенного Министерством образования и науки Украины. Вот несколько фактов из него.
Технологии дистанционного и смешанного обучения существуют уже более десяти лет, но, к сожалению, комплексно внедряются в классических учебных заведениях крайне медленно. Только 44,5% научно-педагогических работников постоянно используют в организации образовательного процесса технологии дистанционного обучения. Острую необходимость в консультационной, информационной и методической поддержке ощущают преподаватели 41% учреждений профессионального предвысшего образования и 27% учреждений высшего образования. 24,1% научно-педагогических работников никогда не проходили повышения квалификации по вопросам применения современных информационно-коммуникационных технологий. 38% соискателей высшего образования не имеют бесперебойного доступа к сети Интернет. У 25% соискателей высшего образования нет дома необходимой техники, 41% преподавателей ощутил недостаточное техническое обеспечение образовательного процесса. Лишь 45% учреждений высшего образования Украины рассматривают технологии дистанционного обучения и информационные технологии в целом как неотъемлемую или приоритетную составляющую развития. Становится понятно, что ответом на сложившуюся ситуацию должно быть комплексное, но вместе с тем простое и доступное для всех пользователей решение.
Еще одна проблема - слишком низкий уровень цифровой грамотности. По данным Министерства цифровой трансформации, 53,5% украинцев находятся ниже отметки "средний уровень" в вопросах цифровой грамотности. Ситуация ухудшается с возрастом опрошенных, поэтому для возрастной группы 50+ (представители которой составляют немалую часть академического сообщества и преподавателей вузов) мы можем говорить о значительно худших показателях.
Реакцией на эти вызовы стал проект "Цифровой университет. Университет в смартфоне", запущенный Киевским национальным университетом им. Тараса Шевченко. И хотя работа над проектом началась задолго до пандемии COVID-19 (в первом полугодии 2019-го), он немного изменил вектор и значительно ускорился после событий января-марта 2020 г.
После тщательного анализа опыта ведущих мировых вузов, консультаций с зарубежными партнерами университета, которые делились как позитивным, так и негативным опытом создания проектов смешанного обучения, анализа решений, имеющихся на мировом рынке смешанного обучения, и работы с представителями всех сфер образовательного процесса, были выделены такие проблемы.
Первая - потребность учреждений образования в системе для полноценного онлайн- и смешанного обучения. Как подтвердил опрос МОН, только 30% учреждений высшего образования имеют какие-то решения либо используют инструменты онлайн- и смешанного обучения. В этих университетах значительное число опрошенных преподавателей считают использование комбинации e-mail и файлохранилища достаточным для организации смешанного обучения.
Вторая проблема. Вузы, запускающие более системные решения, сталкиваются с проблемой, что наиболее распространенные системы управления учебной деятельностью LMS (Learning management systems), используемые для разработки, управления и распространения учебных онлайн-материалов с обеспечением общего доступа Wiki, не отвечают потребностям вузов либо отвечают лишь частично. Большинство известных решений подходят для массовых онлайн-курсов, но требуют огромных доработок и сложны для быстрого внедрения.
Третья проблема - низкий уровень интерактивности в дистанционном обучении. Обучение проходит в форме лекции или вообще просто набора заданий для самостоятельной работы, отправленных по e-mail. Проекты отсылаются на проверку во множество мессенджеров, почт, теряются, не обсуждаются полноценно.
Четвертая проблема - фрагментарность. Для организации обучения университеты используют в среднем более пяти различных онлайн-сервисов: Skype, Classroom, Zoom, Gogledoc, e-mail... Этот фрагментарный подход сложен для студентов и молодых преподавателей и почти недоступен для преподавателей возрастной группы 50+. Кроме того, такой подход не создает целостной системной цифровой инфраструктуры университета, уже созданной в ведущих зарубежных вузах.
Стало понятно, какой должна быть идеальная (или максимально приближенная к идеалу) система организации онлайн-, смешанного и дистанционного образования.
Во-первых, это должна быть комплексная LMS система, которая позволяет быстро организовать полноценное дистанционное и смешанное обучение, а также предоставляет необходимый перечень дополнительных инструментов для университета, возможность их изменить и доработать, поскольку, как выяснилось, даже на уровне одного университета у разных факультетов есть уникальные потребности и запросы (но, конечно, есть и много общего).
Во-вторых, система должна быть максимально адаптирована под потребности университетов, включительно с потребностями всех участников образовательного процесса - студентов, преподавателей, администрации. Она должна быть простой, интуитивно понятной, с одной стороны, и комплексной для удовлетворения потребностей разных участников образовательного процесса - с другой.
В-третьих, система должна иметь ведущие интерактивные инструменты для привлечения студентов в учебный процесс. Как базовые (тесты, формализованные задания, вебинары, интерактивные презентации), так и расширенные (онлайн-расписание, электронный журнал, чат, просмотр 3D-моделей и т.п.).
В-четвертых, она должна объединять в одном месте все самые важные функции, необходимые учебному заведению, и заменить "зоопарк решений", имеющийся сейчас в большинстве вузов (Moodle, Edx, Google Classroom, Zoom, Skype, Meets…).
Киевский национальный университет им. Тараса Шевченко, по инициативе ректора Леонида Губерского, принял решение о разработке уникального продукта для университета. Как результат, появилась LMS система, которая позволяет быстро организовать полноценное дистанционное и смешанное обучение, а также предоставляет множество дополнительных инструментов для университета. Мы тщательно отработали со всеми стейкхолдерами их потребности и узкие места, чтобы получить полнофункциональный и понятный Ready to Use продукт. Кроме того, мы разработали учебные материалы для облегчения старта работы с системой.
Платформа университета предоставляет преподавателю ведущие инструменты для привлечения студентов в образовательный процесс - организацию онлайн-курсов (Moodle, Edx), вебинаров (Zoom, MS Teams), управление сайтами факультетов (CMS), расписанием, журналами, оценками, заданиями и дедлайнами. В распоряжении пользователей будут также библиотека учебных материалов, планы обучения, курсы, тестирование (Moodle, Edx), интерактивные презентации (Google Presentation, Powerpoint), облачное хранилище для файлов, связанных с образовательным процессом (Google, Dropbox), инструменты для общения и обратной связи для всех пользователей с обменом файлами, а также мессенджеры, разделенные базы данных для максимальной гибкости во время реализации специфических потребностей отдельных факультетов или структурных подразделений. Система будет доступной с мобильных устройств (приспособления Android и IOS), будет иметь адаптированные упрощенные пользовательские интерфейсы. У преподавателей будет возможность разделить студентов на комнаты для групповой работы во время вебинара, а также возможность у преподавателя и студента рисовать онлайн во время презентации.
У проекта "Университет в смартфоне" много плюсов. Будет создана общая цифровая образовательная среда университета со всеми необходимыми функциями для поддержки и усиления эффективности работы вуза. Это обеспечит гибкость работы разных структурных подразделений в одной системе. Неопровержимым плюсом является то, что применение этой системы не требует от учебного заведения привлекать технических специалистов.
Кроме того, университет получает современные веб-сайты для всех структурных подразделений с целью взаимодействия с другими категориями стейкхолдеров (абитуриентами, иностранными абитуриентами, научными сообществами, международными партнерами). В отличие от платформ зарубежных разработчиков, вуз получает возможность интегрироваться в имеющиеся базы данных (например, ЕГЭБО).
Мы уверены, что проект университета им. Тараса Шевченко "Университет в смартфоне" будет внедряться на общенациональном уровне.