«В конце ХХ века мы вошли в общество, базирующееся на новых знаниях, когда и экономическое, и социальное развитие существенно будет зависеть от получения и использования различных форм знаний» — этот вывод, сделанный Европейской комиссией (Towards a European research area, Brussels, 2000), полностью согласуется с результатами стратегических исследований аналитических центров многих стран мира. По их данным, уже сейчас 73% всех технических патентов и 62% научных статей, имеющих решающее значение для лечения сердечно-сосудистых и легочных заболеваний, основываются на результатах фундаментальных исследований. Поэтому разработка организационных мероприятий, направленных на мобилизацию людских и финансовых ресурсов в научно-техническую сферу, — чрезвычайно важная составляющая постоянного экономического развития в ХХІ веке.
Некоторые положительные сдвиги в этом направлении в последнее время происходят и в Украине. Гарантирован стабильный размер стипендий аспирантам, учреждены ежегодные стипендии Президента Украины и Национальной академии наук молодым ученым, приняты законы о пенсионном обеспечении ученых, поддержке научных работников оборонно-промышленного комплекса. В Украине расширяется деятельность отдельных международных организаций и фондов (ИНТАС, Инко—Коперникус, УНТЦ, Института открытого общества, Intertool и т.д.), программ сотрудничества со многими зарубежными странами. Министерство образования и науки ведет работу по погашению долгов за выполнение государственных научно-технических программ в течение предшествующих лет и планирует на будущее восстановить поддержку приоритетных направлений фундаментальных исследований. И, наконец, о внимании к положению наших научных работников свидетельствует недавнее поручение Президента правительству проанализировать причины выезда высококвалифицированных специалистов из страны. Весьма насущное поручение, поскольку утечка преимущественно молодых ученых сегодня достигла критического уровня.
Итак, имеем две взаимосвязанные тенденции.
Первая — уменьшение и старение научного потенциала внутри страны. Это грозит критическим уменьшением не только количества ученых, способных создавать новые знания, но и тех, кто в состоянии воспринимать новые знания и передавать их молодому поколению.
Так, за период 1991—99 гг. более чем в два раза сократилось количество работников, выполнявших научно-исследовательские работы. Численность кандидатов наук уменьшилась на треть, а среди оставшихся преобладают возрастные группы 41—50 и 50—60 лет (соответственно 31% и 22%). Аналогичная закономерность прослеживается и среди докторов наук, ученые 56—60 и 61—70 лет составляют соответственно 26% и 29%.
Вторая тенденция — формирование мощного научного контингента наших ученых, работающих в научно-исследовательских и учебных заведениях различных типов за пределами Украины. Своей высокопрофессиональной деятельностью они вносят значительный вклад в развитие мировой науки и одновременно влияют на состояние научно-образовательного процесса в Украине. Некоторые примеры в подтверждение этой тенденции приведу из биологии, научные открытия в которой (например, связанные с генетически модифицированными организмами) вызывают в обществе тревогу и требуют для своей оценки компетентных высококвалифицированных специалистов. Фундаментальные труды по биотехнологии, генетике, фитофторозу опубликовали в ноябрьском номере журнала Plant Physiology, имеющего сейчас один из самых высоких научных рейтингов, наши молодые ученые С.Комарницкий, М. и Л.Борисюки, М.Коломиец. Газета Pennsylvania Current пишет об успехе ученых университета — конструкторов растений, активно поглощающих из грунта тяжелые металлы. Среди них — наша Елена Ватаманюк. О ряде примеров успешных научных контактов свидетельствуют совместные публикации в научных журналах. Бесспорно, такие контакты способствуют поддержке научных исследований в нашей стране, но имеются они только в тех учреждениях, где существовали и хоть в некоторой степени сохранились научные школы. Поэтому расширение связей с нашими учеными, работающими за рубежом, активное привлечение их интеллектуального потенциала к научно-образовательному процессу в Украине может быть одной из реальных возможностей улучшения ситуации в нашей науке.
Первые результаты относительно оценки такой возможности получены в ходе выполнения по заказу Министерства образования и науки проекта «Украинские ученые за рубежом: научные достижения, перспективы сотрудничества и возвращения». Ученым разослали анкеты с вопросами о специальности, месте работы, должности, времени пребывания за границей, основных научных достижениях, формах или желании сотрудничества с научными работниками Украины, планах и условиях возвращения на Родину, предложениях относительно реформирования нашей науки и образования. Среди респондентов — ученые естественных специальностей (физика, математика, химия, биология), работающие в научных учреждениях и вузах США, Германии, Канады, Бразилии, Польши. Время пребывания за границей — от 1 до 9 лет, должности разные — от лаборанта (с нашим университетским образованием) до «полного» профессора или заведующего лабораторией.
Подавляющее большинство ответивших на вопросы анкеты ведут активную научную работу, о чем свидетельствуют присланные списки научных работ, опубликованных в ведущих журналах, и участие в конференциях. 50% опрошенных сотрудничает с учеными Украины, преимущественно на уровне научных контактов, реже — на уровне совместных грантов, и имеют желание продолжать такое сотрудничество. 70% ученых планируют возвратиться в Украину при улучшении нашего экономического положения.
Следует отметить: явление «утечки мозгов» присуще практически всем странам, становящимся на путь изменения социального строя и экономического реформирования. И особенно тем, чья экономика не дает возможность обеспечить соответствующее трудоустройство специалистов, подготовленных в сфере высшего образования. Такие страны являются интеллектуальными донорами, поскольку значительная часть их высокообразованных специалистов уезжает в более богатые государства. При этом причины выезда не только экономические, нередко на первом месте стоит возможность реализации профессиональной карьеры. Важно и то, что страна-реципиент способна привлекать, финансово поддерживать учебу иностранных студентов и трудоустраивать выпускников. На сегодня мощнейшим интеллектуальным реципиентом, для Украины в частности, являются США. В сфере науки и техники там работает более 30% иммигрантов с докторской степенью, а, скажем, в 1995 г. университеты этой страны приняли на учебу в области фундаментальных и технических наук 100 000 иностранных студентов.
Длительное время выезд ученых рассматривался как весьма отрицательное явление для страны-донора. Тем не менее в последние годы, с одной стороны, в связи с глобализацией экономики и рынка труда, а с другой, благодаря усилиям отдельных стран-доноров по организации своего научного пространства и реформированию экономики, термин «утечка умов» чаще приобретает содержание «циркуляция умов» или даже «обогащение умов». Например, по окончании учебы в США только 23% иммигрантов из Южной Кореи и 28% из Тайваня хотят остаться работать в этой стране. Остальные возвращаются на родину, обогащая приобретенными знаниями и умением ее научный и экономический потенциал. Программу содействия возвращению своих ученых проводит Китай, об аналогичных намерениях заявили Эстония, Венгрия. Это свидетельствует о понимании этими странами ценности своих ученых, незаменимой роли научного патриотизма в развитии и укреплении государства. Ряд организационных мероприятий по этому вопросу проводятся и в развитых западных странах, в частности в Канаде. «Многие канадцы не понимают экономической стоимости и научных потерь, когда высококвалифицированные исследователи покидают страну из-за отсутствия финансовой поддержки, — констатировали в свое время канадские медики. — Это не просто потеря людей, это потеря критической массы знаний, патентов, потенциальных разработок, которые придется покупать в будущем. Кроме того, это деморализует молодое поколение и в результате наносит большой ущерб национальным интересам». Результат: финансирование медико-биологической отрасли в Канаде значительно улучшилось.
Инициатором активного обсуждения проблемы выезда ученых в Великобритании в начале 90-х годов выступила группа «Сохранение британской науки». Среди предложений, направленных на улучшение ситуации, указывается на необходимость радикальной реструктуризации академической науки, обеспечение возвращения в страну прежде всего около пятидесяти высококвалифицированных научных сотрудников, работающих за границей, а также увеличение финансовой поддержки для молодых ученых на раннем этапе выбора научной карьеры.
Ряд организационных мероприятий по обеспечению необходимого развития научных исследований предлагается и на наднациональном уровне. В цитированном в начале статьи документе Европейская комиссия, оценивая современное состояние научных исследований в странах Европейского союза, констатирует значительное отставание от США и Японии как по общему размеру расходов на науку, так и по количеству работников в этой отрасли. Кроме того, отрицательно влияет разобщенность и замкнутость национальных исследовательских систем, их слабая кооперация на региональном и европейском уровнях, недостаточное содействие частному инвестированию в науку. Для улучшения ситуации предлагается идея европейского научного пространства, содержащая следующие аспекты:
— создание сети научных центров в Европе и виртуальных центров с использованием современных интерактивных способов связи;
— совместное финансирование крупных европейских исследовательских производственных мощностей;
— более согласованное выполнение национальных и европейских исследований и организация более тесного научного и технологического сотрудничества;
— лучшее использование средств производства и ресурсов для содействия инвестированию в исследования и изобретательство;
— внедрение общих систем научных и технических стандартов;
— увеличение людского ресурса и предоставление ему большей мобильности, а именно:
— большая мобильность исследователей и введение «европейского измерения» в научной карьере;
— повышение статуса и роли женщин в науке;
— стимулирование молодежи к научным исследованиям и карьере ученого;
— более тесная связь исследований на европейском и региональном уровнях;
— объединение научных обществ, компаний и ученых Западной и Восточной Европы;
— внедрение общих социальных и этических ценностей в научных и технологических вопросах.
Очевидно, нет нужды доказывать, насколько важны такие меры не только для стран — членов Европейского союза, но и для Украины, заявившей о своем желании вступить в это сообщество. Тем не менее современное состояние украинской науки характеризуется рядом проблем, без решения которых о вхождении в европейское научное пространство говорить трудно. Одна из важнейших — проблема кадрового обеспечения высокого уровня научных исследований. Известно, что стремление к образованию и знаниям, понимание их важности испокон веков были определяющей чертой мировоззрения и культуры украинского народа, тем не менее нередко реализация творческого потенциала наших ученых происходила в чужих государствах. Проблема высококвалифицированных научных кадров для нашей страны не была простой и в советские времена, поскольку на протяжении многих десятилетий авторитетнейшие вузы и научные учреждения находились на территории России, куда шла учиться и работать одаренная молодежь. В последние годы вектор миграции ученых изменился на страны Запада, и средства массовой информации печатают привлекательные приглашения для учебы и работы за границей. Видимо, пришло время, когда не менее привлекательными должны быть и приглашения наших ученых к работе в Украине, когда мы должны озвучить идею своей заинтересованности в их возвращении. Нужны конкретные действия по внедрению этой идеи в научную политику Украины, действия, способствующие формированию научно-образовательного ресурса, с одной стороны, и подготовке соответствующего государственного обеспечения и решения — с другой. Но важно, чтобы принятые меры были направлены не на «сведение процесса к минимуму», как это звучит в отдельных учреждениях, а учитывали современный мировой опыт в решении этого вопроса.
Кроме экономической подоплеки таких мер, повышения понимания в украинском обществе ценности научной элиты, не менее важен и нравственный климат, за который ответственны ученые, представляющие сегодня нашу науку. Ответственность за то, что научные степени могут получить малокомпетентные специалисты, обремененные административной и бизнесовой деятельностью, за переписывание трудов тридцатилетней давности, за то, что в метро раздают рекламки с предложениями подготовки диссертаций. И еще за многое, чего не должно быть ни в нашем обществе, ни в нашей науке.
Таким образом, миграция научных работников, их труд в исследовательских и технологических центрах разных стран с целью получения, усовершенствования и применения своих знаний, создание таких центров в странах, стремящихся обеспечить свой научно-технологический прогресс, — объективная реальность нашего времени и условие экономического и социального развития в будущем. Активное содействие международной мобильности ученых, вплоть до значительного облегчения визового режима, становится важным элементом государственной политики развитых стран мира. Одна из возможностей для Украины быть участницей этого процесса — расширение сотрудничества с нашими учеными, работающими за границей. Это является и одним из важных механизмов развития кадрового потенциала нашей науки, особенно учитывая сложившуюся ситуацию с разрывом научных поколений, уменьшением слоя ученых среднего продуктивного возраста.