Учиться можно в любом возрасте. Главное — как

29 июля, 2005, 00:00 Распечатать Выпуск №29, 29 июля-5 августа

Особенности обучения людей в возрасте исследуют российские физиологи. Они показали, чем отличает...

Особенности обучения людей в возрасте исследуют российские физиологи. Они показали, чем отличается работа мозга немолодых испытуемых, неспособных к полному запоминанию материала, и предположили, как это можно преодолеть.

Проблему обучения немолодых людей пытаются решить специалисты Института когнитивной нейрологии (Москва). Они поставили перед собой задачу объективно оценить способность стареющего мозга к обучению. Эксперимент поставили на своих же сотрудниках — от 39 до 59 лет. Им предлагалось усвоить некоторый объем знаний — это был список из 20 пар слов, на русском и на иностранном языках. Экспериментаторы оценивали время, за которое испытуемые запоминали весь список слов. Как и ожидалось, чем старше они были, тем больше времени на это уходило. При этом в старших возрастных группах были такие испытуемые, которые так и не смогли запомнить весь объем материала. Ученые стали искать, чем же эти «неспособные» (условно) отличаются от других.

Они записали у испытуемых электроэнцефалограмму (ЭГ) и сравнили ее у «способных» и «неспособных» к полному запоминанию людей одного возраста. Оказалось, что в ЭГ у них имеются существенные отличия. Во-первых, они касаются основного ритма человеческого мозга при спокойном бодрствовании — альфа-ритма. В то время как «способные» практически все имели хорошо выраженный, устойчивый альфа-ритм, у «неспособных» он был плохо выражен и имел меньшую амплитуду. Такой тип ЭГ, по словам физиологов, свидетельствует о повышенном активирующем влиянии подкорки на кору и часто встречается при неврозах, астенических состояниях, повышенной тревожности.

Затем физиологам удалось найти различия в частотном составе ЭГ — оказалось, что у «неспособных» более медленный так называемый тета-ритм. Частота альфа-ритма тоже отличается — он либо быстрее, либо медленнее, чем у «способных».

В ответ на световую вспышку в норме происходит депрессия — подавление альфа-ритма, которая обычно длится 3-4 секунды, после чего мозг восстанавливается. А у «неспособных» депрессия длится либо слишком долго — до 30 секунд, либо вместо нее происходит десинхронизация.

По-разному мозг испытуемых отвечал на умственную нагрузку — обычно при этом также происходит депрессия альфа-ритма. А у большинства «неспособных» умственная нагрузка вызывала не депрессию, а, напротив, усиление альфа-ритма.

Наконец, еще одно интересное различие. Когда испытуемых просили отмерить временные интервалы: в 5, 10 и 30 секунд, они по-разному справлялись с этой задачей. Оказалось, что «неспособные» сильно преуменьшают временные интервалы. Выходит, что заучивание материала идет у них на фоне субъективного дефицита времени, а, значит, на фоне нарастающей эмоциональной напряженности. Что, конечно, не способствует запоминанию.

Любой из этих признаков отдельно, как подчеркивают исследователи, не говорит ни о какой патологии. Но все они имеют в основе нарушение функции активирующих систем мозга. Хотя ни один из «неспособных» не имел полного набора признаков, у них эти нарушения были выражены гораздо сильнее, чем у «способных».

Вывод, который физиологи делают из своих результатов, тем не менее, внушает оптимизм. Они показали, что неспособность некоторых немолодых людей к полному запоминанию материала — не дефект собственно мышления, а дисфункция активирующих систем мозга, с которой можно бороться тем или иным способом. Например, если сама ситуация тестирования вызывает у взрослого обучающегося стресс, его можно заменить самотестированием. При достаточно высокой мотивации и развитом в зрелом возрасте чувстве ответственности это не скажется на результате.

Иными словами — учиться в возрасте не только нужно, но и можно. Но учить надо по-другому. И специалистам требуются иные подходы и специальные разработки.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №38, 13 октября-19 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно