Заканчивающийся век показывает, что в области просвещения он был веком преимущественно фундаментального, естественно-научного и технического образования, которое заметно доминировало над гуманитарным. Пытаясь заглянуть в век грядущий, есть основания предположить, что в нем установится другой порядок вещей. Идеи гуманитарные будут подчинять себе технологическое развитие общества. Т.е. главными ценностями справедливо станут: природа, человек в ней, его здоровье, культура, знания, а технологии лишь должны служить всему этому. Но в ХХ веке качество жизни людей, как и социально-общественные, и государственные перемены конца тысячелетия, в большой степени определялись именно техническими достижениями.
Так, на этом отрезке времени получили развитие или появились впервые такие выдающиеся технологические достижения человечества, как автомобиль и самолет, электросвязь и вычислительная техника, атомная энергетика и космонавтика, телевидение и Интернет. Именно естественно-научные и технические достижения привели к взрывному развитию кибернетики, медицины, фармакологии, медицинской инженерии, генетики, сельского хозяйства, науки о материалах.
Поэтому доминантное положение технического образования в обществе было не только оправданным, но и необходимым, не только самодостаточным, но и функционально полным по своему содержанию. Его широта в нашей стране была такой, что около 70% людей с высшим образованием имели именно техническое образование, а социальная его значимость состояла в том, что большинство лидеров экономики и государства имели втузовские корни.
Успехи технического образования в его социально-философских и мировоззренческих корнях: оно объективно, основательно, интернационально, системно, основывается на фундаментальных законах естествознания, социально инвариантно, развивает систему приоритетов, качества свободомыслия и независимости личности.
В современном, соревнующемся за качество жизни мире утверждается следующая аксиома: «Представители группы доминирующих стран (например, «большой семерки») приоритетно развивают у себя фундаментальное естественно-научное образование и науку и на этой основе создают новейшую технологическую базу. Страны, не делающие это, становятся потребителями устаревших технологических достижений, что неизбежно уготавливает им место в группе зависимых государств, сырьевых придатков и экологических свалок. Мы можем с прискорбием констатировать, что Украина добровольно избрала себе второй путь, вследствие глубочайшего гуманитарного и социально-политического кризиса нашего общества.
Поэтому заканчивающийся век, сложившееся положение дел заставляет нас задуматься: каким быть техническому образованию в веке грядущем, что взять с собой в будущее, что оставить позади как уже использованное, отработанное, устаревшее.
Не углубляясь более в систему национальных приоритетов, в первую очередь, хочется хоть бы пунктирно очертить наши недоработки, возможно недостатки технического отечественного образования, которые, как шлаки в каждом живом, развивающемся организме, накапливаются и от которых, естественно, необходимо избавляться.
Подчеркивая неизбежность преодоления на новом этапе развития образования исторически возникшего разобщения двух его компонент (естественно-научной и гуманитарной) путем их взаимообогащения и поиска целостной системы, сосредоточимся сейчас на технической ее составляющей.
Можно сказать о недовостребованности преимуществ системы ступенчатого технического образования, можно также говорить о том, что оно окончательно еще не внедрено. Нас беспокоит также обилие учебных специальностей в каждом из направлений подготовки, иногда свыше 20. И эта явная избыточность сочетается с существующим институтом специализаций, что еще в большей степени излишне дифференцирует подготовку инженеров. Беспокойство вызывает явно снизившийся за последние годы качественный научный уровень педагогических коллективов, научных школ, исследовательских центров. Техническое образование без науки худосочно, не убедительно, не качественно. Хорошее обучение по классическим учебникам (как в средней, так и в высшей школе) допустимо лишь по фундаментальным общенаучным дисциплинам, но малодостаточно для углубленной специальной подготовки. Не до конца у нас продумана роль и содержание подготовки младших специалистов - техников при наличии института бакалавров и, обратно, размыто понимание роли бакалаврата при действующем институте младших специалистов - техников. Здесь сказываются последствия безусловного переноса западных моделей образования на отечественную реальность без учета особенностей развития нашей профессиональной школы.
Нельзя не остановить критического взгляда на встречающуюся повторяемость учебных планов разных специальностей, недостаточность частоты сменяемости рабочих программ и др. Особая наша забота об институте дипломирования. Массовое конвейерное обучение привело к тому, что в большинстве случаев дипломный проект, или дипломная работа носят учебный характер, конструктивная, инновационная его характеристика, как правило, невелика, т.е. дипломный проект все чаще становится выпускной, а не квалификационной работой.
Каким же образом на рубеже столетий развить лучшее в нашем техническом образовании, какими новыми формами и содержанием наполнить подготовку в технических учебных заведениях, чтобы в новом веке мы смогли сказать: «Мы учим тому, что в наибольшей степени обеспечивает прогресс общества, что открывает ему новые пути развития».
Формулируя таким образом задачи высшей технической школы, их следует разделить на социально-общественные, организационно-структурные, научные и учебно-методические.
Касаясь первой группы задач, нам нужно самим быть уверенными, глубокоубежденными в том, что техническое образование крайне необходимо нашей стране для ее будущего, потому что основой продвижения развитых стран мира является триада: образование-наука-производство и на этой основе торговля, финансы, монетаризм, рыночные сети и пр. Это образование создает основу благосостояния, является гарантом независимости нации. И хотя сейчас (и, очевидно, некоторое время в будущем) стагнация экономики и производства не создает условий для развития технического образования, для востребования в полной мере инженеров, наша задача - отстаивать его интересы, сохранив для неизбежного подъема экономики неразрушенной его структуру. Тем самым мы будем способствовать главному - чтобы наша страна была не только потребляющей, но и производящей. Сохранение учебно-технического потенциала будет в тысячи раз экономнее для нации, чем его неизбежное создание заново в будущем, если только у нас не хватит воли и сил противодействовать его разрушению в настоящее время. Ведь структура нашей системы технического образования традиционно полна, глубока и разветвлена, и нет областей науки и техники, в том числе и самых современных, которых бы она не подпитывала и, я думаю, очень немного государств мира обладают столь функционально полной системой технического образования. Таким образом, принципиально важно - сохранить на будущее (надеюсь - не далекое) систему и структуру технического образования, определив тактику его выживания и сохранив наиболее важные и значимые для будущего страны направления, соразмеряя их с общими тенденциями развития техники в мире в начале будущего столетия.
Важнейшая из социально-общественных наших задач - воспитание в студенте гражданина с развитыми духовностью, моралью, интернационализмом, культурой, патриотизмом, здоровьем, всем тем, без чего специалист не может эффективно выполнять свои профессиональные функции во благо страны и человечества. Задача подготовки эрудированного во многих областях технологической и духовной культуры не проста. И чтобы парировать известное высказывание Козьмы Пруткова о том, что специалист подобен флюсу - он односторонен, нам нужен комплекс важнейших составляющих подготовки - соответствующие своему призванию педагоги, сбалансированный с «гуманитарией» учебный план, но, главное, создание в вузе обстановки, когда в центр его поставлен студент с его проблемами, учебой, повседневными заботами, интересами, досугом, бытом, работой и многим другим. Удовлетворение всему этому, в конце концов и составляет главную и единственную задачу вуза.
Рассматривая организационно-структурный блок проблем, хочется поделиться своей неудовлетворенностью уровнем реализации ступенчатой подготовки в техническом образовании. Вспомним, что совсем недавно, до введения этой системы, инженерное образование было практически единственным квалификационным уровнем для большинства граждан, желающих получить высшее образование. Это привело к перепроизводству инженеров, потере престижности этого корпуса специалистов, к перекосам, вроде таких как появление удивительных должностей - «инженер отдела кадров», «инженер отдела соцсоревнований», да и сейчас часто по радио и телевидению звучит несуразное: «инженер-синоптик». Инженер - это создатель новой техники и технологий, его деятельность носит исключительно инновационный характер и выпуск истинных инженеров нуждается в ограничении, так как это не массовая квалификация.
Прогрессивная ступенчатая система учла это и ввела образовательно-квалификационный уровень бакалавра, имея в виду, что из 100% принятых на первый курс студентов после четырехлетнего бакалаврата в странах с развитыми и сбалансированными экономикой и образованием половина уходит в «жизнь», оставшиеся в пропорции 35 и 15% идут соответственно в «инженерат» и в магистратуру.
Но мы, как часто бывает, хорошую идею исказили и всех поступающих на первый курс принимаем не в бакалаврат, а сразу на специальность, то есть на пять лет обучения, тем самым вернувшись на давно исчерпавшую себя идею «поголовной» инженеризации.
Возникла еще одна проблема. В учебных планах бакалавра и инженера мы, к сожалению, не видим особой разницы и, упирая на фундаментализм базового бакалаврского образования, не можем лишь за один год (а фактически за полгода, учитывая период дипломирования) подготовить из бакалавра инженера. Это происходит потому, что у бакалавра, конечно же, должна преобладать общеобразовательная компонента над профессиональной.
Всю эту возникшую трудность бакалаврско-инженерной подготовки нам нужно совместно преодолевать.
Это актуально и по другой причине. Она кроется в вопросе: как система образования должна отреагировать на низкий уровень промышленности, на невостребованность в значительной мере наших выпускников? Ответ лежит на поверхности. Он в том, что необходимо увеличивать общеобразовательную компоненту, выпуская бакалавров хорошо подготовленными в фундаментально-базовом блоке, способными в случае необходимости к восприятию конкретных знаний по специальности на современном научно-техническом уровне. И вторая, вынужденная мера, - не бояться достигнуть выше отмеченное соотношение между бакалавром-инженером-магистром 50:35:15 и, возможно, даже продвинуться до соотношения 60:25:15 как ответ на временный упадок производства.
Из организационно-структурных проблем хочется отметить еще одну, назовем ее системой отбора слушателей и непрерывностью образования. Я думаю, что высшее техническое учебное заведение в своей структуре может (или должно) иметь учебные структуры более низких уровней аккредитации: технические лицеи, факультеты довузовской подготовки, техникумы, колледжи; создавая при этом учебно-научно-производственные комплексы, можно решать насущные задачи, такие, как ранняя профориентация молодежи, улучшение школьной подготовки, поиск талантливой молодежи, непрерывность подготовки.
Про третий блок - развитие науки во втузах - скажу кратко. С одной стороны, в нашей стране наука, особенно прикладная, развивается по известным причинам не должным образом. С другой, - вузы третьего и четвертого уровней аккредитации не могут существовать без соответствующей научной поддержки. Иными словами, инженерная и магистерская подготовки должны вестись, основываясь на собственных научно-технических разработках, ориентируясь в большинстве не на лекторов-популяризаторов, интерпретаторов, а лекторов-ученых, собственные разработки которых поддерживаются творческим вкладом молодых исследователей-студентов, а сами студенты рано приобщаются к научным современным достижениям. В этом плане, особенно если учесть западные мерки, проблема может ставиться очень жестко: бакалаврский, общеобразовательный уровень возможен как максимум лишь для втузов с «несильно» развитой научной структурой, в то же время научно-развитые педагогические коллективы могут воспользоваться правом подготовки преимущественно инженеров и магистров, хотя современные экономические реалии и не подталкивают их к этому.
Эта немаловажная проблема хорошо преодолевается на пути кооперации между родственными втузами, а также между втузами и академическими учреждениями путем организации эффективного обмена студентами, аспирантами, докторантами, взаимопривлечения к научным проблемам, к совместным техническим разработкам, их реализации, а также путем создания совместных научно-технических коллективов для выполнения комплексных научно-технических тем.
О развитии науки во втузах можно говорить еще в одной плоскости - последипломное образование.
Оно у нас в стране никогда не имело должного развития, вместе с тем западный специалист не может выполнять свои функции по разработке новой техники, если он один раз в 2 - 3 года не пройдет четырех- шестимесячный курс повышения квалификации. Сложность современной техники этого требует, и общество ждет от нас развития структур в наших учебных заведениях для выполнения этой высокой социальной функции. В развитых странах ее объем оценивается соотношением 3:1, то есть 3/4 учебных возможностей втуза идет на обучение студента, 1/4 - на повышение квалификации, переподготовку специалистов со стажем. Понятно, почему в этих условиях так важен уровень развития научно-технического сектора в учебном заведении. Из этого следует, что важной проблемой для нашей страны является проблема поиска соответствующей организационной структуры образовательной системы и ее учреждений, которые обеспечили бы переход от принципа «Образование на всю жизнь» к принципу «Образование через всю жизнь».
Учебно-методический блок мне хотелось бы представить пятью составляющими.
Первый - технология передачи знаний. К сожалению, в нашей системе образования процветает так называемая репродуктивная методика обучения, смысл которой в одном слове - «повтори». Другими словами, в практической деятельности мы зачастую смешиваем два разных понятия: образование и обучение. В то же время образование в отличие от обучения нацелено на овладение «знаниями-инструментами» и формирование на их основе целостного восприятия мира, достижения многогранности и целостности мышления, адекватного неклассической сложности окружающего мира.
Во многих странах давно уже в ходу конструктивная или инновационная методика, ключом для сути понимания которой есть слово «создай». Эта система особенно благотворна именно в техническом образовании, где компонента «знание» лишь является рычагом для осуществления компоненты «умение» и где создание нового есть цель технического образования, которому подчинены все задачи, этапы, структуры обучения.
Инновационной системой обучения заменить существующую репродуктивную не просто. Она требует улучшение кондиций педагогического персонала, улучшения материальной базы, пересмотра соотношений между видами занятий в пользу практических и лабораторных, повышения роли самостоятельной работы студента, отказа от экзамена как практически единственного вида оценки знаний, выработки достоверных критериев для оценки «умений»; лекции должны стать лишь проблемными, раскрывая перед слушателями фарватерное направление учебного материала по разделам программы.
Однако эти трудности с лихвой будут окуплены высоким качеством подготовки, быстрой адаптацией выпускника в условиях возрождения производства, КБ, НИИ, высокой инженерной отдачей как разработчика новых образцов техники и технологий.
Совершенно новые возможности для преподавателей и учащихся открывают информационные и телекоммуникационные технологии, содержащие в своей основе глобальные телекоммуникационные сети и интеллектуальные компьютерные системы. Объединение таких систем и сетей уже сегодня составляет основу новой инфраструктуры планеты - инфосферы. Среди творцов инфосферы уже царят иной способ мышления, новая этика и новая культура понимания. Компьютер, информационная техника и технология выступают не просто как умножители интеллекта - они открывают новые измерения сознания. А живая коммуникация, неотъемлемая от информационных технологий, связывает эти измерения в единое целое, образуя упорядоченную систему новых знаний.
Современный уровень развития информационных и телекоммуникационных технологий дает основание сегодня говорить о реальной возможности создания глобальной системы дистанционного образования, позволяющей на основе новых информационных технологий обеспечивать эффект непосредственного общения между преподавателем и обучаемым, что всегда было преимуществом и отличительной чертой очного обучения. Становление и последующее развитие системы дистанционного образования должно в будущем привести к созданию так называемых электронных библиотек и виртуальных университетов распределенного типа, которые создадут реальную основу формирования единого образовательного пространства не только для нашей страны, но и всего мирового сообщества, в том числе для тех его членов, которые по тем или иным причинам лишены свободного доступа к образованию.
Становление информационного общества повлечет за собой радикальные изменения в сфере производства и деловой активности людей, а также и во всей социальной сфере. Будущим поколениям предстоит решать проблему адаптации к условиям жизни в этом обществе, где решающую роль будет играть не вещество и энергия, а информация и научные знания - факторы, которые станут определять как общий стратегический потенциал общества, так и перспективы его дальнейшего развития.
Второй проблемой есть качество дипломирования в техническом вузе. Проблема здесь касается не только и не столько инженерного диплома, который должен носить более конструктивный, инновационный, нежели учебный характер, но и содержания двух других - бакалаврской и магистерской выпускных работ, их взаимном отличии, соответствии как выпускных работ трем различным образовательно-квалификационным уровням. В технической школе важно добиться того, чтобы по уровню квалификационных работ (бакалаврская, инженерный диплом, магистерская) можно было бы в полной мере судить и о качестве подготовки их авторов, и об уровне учебного заведения, тем самым понизив объем, упростив процедуры аттестации и аккредитации педагогических коллективов, которые, как мы знаем, неоправданно усложнены, чем травмируют коллективы учебных заведений.
Следующей является проблема создания условий для слушателя с целью получения им второго, не родственного первому образования. Значимость этой проблемы колоссальна, вместе с тем она требует разработки совместимых учебных планов и законодательной поддержки.
Четвертая проблема касается нормализации учебно-методического процесса в технической школе: создание стандартов технического образования. При их разработке необходимо избежать искушения излишней их формализации, не конкретности, общности. Образовательно-квалификационная характеристика не должна стать тормозом развития учебного процесса, но вместе с тем четко определять пути дальнейшего развития высшей технической школы с обязательным учетом требований промышленности и лучшего опыта развитых стран. Участие втузов в разработке стандартов должно быть активным через обязательное участие научно-методических комиссий по направлениям подготовки.
И, наконец, последнее. Техническая школа всегда делала ставку на хорошую материальную базу учебного процесса, на современные лаборатории, на конкретность и осязаемость средств обучения. И, к сожалению, всегда на второй (если не дальше) план отходила в технической школе педагогическая наука.
Недооценивая ее, мы обедняем педагогический процесс, не используем психологические его аспекты.
В результате мы пришли к тому, что нам всегда не хватает учебных часов, что интенсифицировать обучение мы можем лишь увеличивая объем дисциплин, не вырабатывая психолого-педагогические нормы общения со слушателем, не учитывая мотивационные аспекты обучения, особенно в условиях ступенчатого образования. Можно сказать, что использовать и развивать педагогическую науку в высшем техническом образовании надо так же, как механики используют смазку в нагруженных механизмах, как вычислители получают хорошие результаты от ЭВМ лишь при хорошем алгоритмическом и программном обеспечении и т.д.
Хотелось бы закончить эти рассуждения оптимистически, с уверенностью в громадных достижениях национальной высшей технической школы, в их адекватности современному состоянию науки и техники, а также их опережающему проектированию на век грядущий, на технику третьего тысячелетия.