В последние годы дипломатические отношения между Украиной и Венгрией складываются весьма напряженно, в частности из-за "языковой статьи" новой редакции украинского Закона "Об образовании".
Там речь идет о том, что национальные меньшинства имеют право обучаться на своем языке лишь для получения дошкольного и начального образования.
Несмотря на обострение украино-венгерских отношений, в 2018/2019 учебном году венгерское правительство выделило 100 стипендий для украинских студентов, желающих получить высшее образование в Венгрии. Эти стипендии выделяются на обучение не только на венгерском, но и на английском языке.
Исследование Аналитического центра CEDOS демонстрирует существенные отличия между студентами, которые учатся на угроязычных и на англоязычных программах в Венгрии.
Студенты, обучающиеся на угроязычных программах, большей частью хотят после учебы остаться в Венгрии. Как свидетельствует исследование, преимущественно из прагматичных соображений, связанных с уровнем жизни и трудоустройством. А студенты, которые учатся на англоязычных программах, в основном либо хотят вернуться, либо уже вернулись в Украину. Главной причиной возвращения обычно называют желание использовать полученные знания в Украине и жить ближе к родственникам и друзьям.
Эти данные опровергают популярный миф, будто все украинцы, выезжающие на обучение в страны ЕС, хотят остаться там навсегда и в дальновидной перспективе не принесут пользы украинской экономике.
Из-за таких отличий между студенчеством на угро- и англоязычных образовательных программах украинской стороне выгоднее усиливать поддержку и помощь студентам, выбирающим англоязычные программы. Ведь именно они чаще всего хотят вернуться и применять свои знания в Украине, тогда как студенты угроязычных программ преимущественно хотят остаться жить и работать в Венгрии.
Что же может для этого сделать украинская сторона?
Украинское правительство и прежде всего МОН должны расширять сотрудничество с венгерским по имеющейся программе Stipendium Hungaricum, которая выделяет стипендии иностранному студенчеству. Это позволит большему количеству талантливых украинских студентов учиться в венгерских университетах на англоязычных программах.
МОН следовало бы рассмотреть возможность создания собственных стипендиальных программ для поддержки украинских студентов, обучающихся на венгерских англоязычных образовательных программах. Украинскому правительству более выгодно финансово поддерживать студентов, которые приобретают качественное образование и хотят вернуться и работать в Украине.
Минобразования и МИД нужно вести информационную кампанию относительно возможностей обучения в Венгрии по стипендиальным программам на англоязычных учебных программах. Благодаря такой кампании больше потенциальных студентов узнают о доступных возможностях получить качественное венгерское образование частично или полностью бесплатно.
К тому же украинской стороне важно поддерживать контакт с теми, кто уже учится в Венгрии. Ведь в будущем, даже если эти студенты решат не возвращаться в Украину, они смогут стать украино-венгерскими культурными дипломатами. Возможно, именно благодаря таким людям отношения между Украиной и Венгрией изменятся к лучшему, в частности в языковом вопросе.
А для того чтобы уменьшить отток венгерской диаспоры из Украины, следовало бы создать больше возможностей для реализации их потенциала в Украине. Чтобы поощрить их либо получить образование в Украине, либо же лоббировать интересы Украины, даже если поедут в Венгрию. Поскольку представители венгерской диаспоры преимущественно живут на Закарпатье, именно в этом регионе можно, например, создать больше рабочих мест.