ШКОЛА СИЗОГО ЦВЕТА

Поделиться
Поразительно, насколько разное детское счастье: для одних — это окончание девяти классов, отдых с родителями на море, первый в жизни подаренный мотоцикл «Минск», выигранные соревнования по картингу...

Поразительно, насколько разное детское счастье: для одних — это окончание девяти классов, отдых с родителями на море, первый в жизни подаренный мотоцикл «Минск», выигранные соревнования по картингу. Для других — знакомство с отцом, письмо от сестры, которую никогда не видел, крещение. Случается и такое: «Видимо, я был счастлив лишь тогда, когда родился». Самые страшные дни связаны чаще всего с болезнью или потерей кого-то из родителей. Хотя некоторые признаются: самым страшным было попасть за решетку.

Несмотря на то, что новый Уголовный кодекс предусматривает альтернативные меры наказания, в Украине в следственных изоляторах содержится более 1,9 тысячи несовершеннолетних. Все они ждут приговора суда. Возможно, подростка сразу оправдают и отпустят. Возможно, дело отдадут на доследование или подадут на апелляцию. Возможно, осужденный будет ждать, пока его переведут в колонию. Так или иначе, «временное пребывание» в СИЗО может продолжаться до полутора лет. Там, где ежедневно между приемами пищи и воспитательными беседами подростки делают зарядку, убирают, играют в шахматы и ходят на однообразные прогулки, возникает желание... учиться.

Бюрократический «футбол» просвещенцев

В следственном изоляторе учебу организовать сложно. Прежде всего потому, что дети даже одного возраста закончили разное количество классов, большинство не имеют среднего образования. Встречались подростки, которые по документам закончили восемь классов вечерней школы, однако не умели читать и писать. Для них, а также для тех, кто крайне деградировал бомжуя, необходимо разработать индивидуальные программы. Но кто должен это сделать?

— Заботиться об их обучении должно областное или городское управление образования, — рассказывает тренер по работе с тюремным персоналом и осужденными Ирина Ухварина. — Оно должно направить в СИЗО преподавателя, который разрабатывал бы индивидуальную программу для каждого ребенка хотя бы по базовым предметам. В Херсоне заключенные подростки и их родители уже писали письма в областное управление образования с просьбой открыть школу для несовершеннолетних. Оттуда ответили: «При чем здесь мы? СИЗО находится на территории города». В городском управлении их тоже «отфутболили»: «А мы здесь при чем? Ведь в СИЗО дети изо всех сел сидят». Таким образом, ни Конституция Украины, ни Закон «Об образовании» в Херсонском СИЗО не исполняются.

Сейчас условия для общеобразовательного обучения созданы лишь в Ивано-Франковском, Симферопольском, Николаевском и Харьковском следственных изоляторах. Там форма обучения вечерняя и с помощью кабельной телевизионной сети. Местными органами образования разработаны учебные планы, включающие украинский язык и литературу, русский язык, математику, химию, биологию, физику, основы правоведения и психологии, историю, географию, основы христианской этики. Привлекаются к организации учебы и общественные организации. Скажем, женский социально-эколого-правовой центр в течение трех лет занимался образовательными проектами в Артемовском СИЗО. Там создали учебно-консультационный пункт, где для несовершеннолетних проводили уроки не только по базовым предметам, но и по основам компьютерной грамотности, правам человека и по физкультуре. Занятия проходили в классе, оборудованном аппаратурой для аудио- и видеоуроков. Дети могли пользоваться новой библиотекой учебной, правовой и психологической литературы. Все это время по специально разработанным учебным программам с подростками работали шесть преподавателей, два психолога и юрист. И в результате — снижение уровня правонарушений среди заключенных на 40%!

Психологи уверяют, что уже после трехмесячных коррекционных занятий по снятию психологического напряжения уровень физической агрессии упал с 82 до 64%, а вербальной — с 96 до 68%. Однако большинство проектов общественных организаций временные: энтузиасты разработали программу, применили на практике, дальше можно только формулировать рекомендации по роботе с несовершеннолетними для персонала СИЗО, одна из которых — ввести ставку психолога. Но средства на это должно давать уже государство...

Студенческая практика — в СИЗО

А в Херсоне руководство департамента по вопросам исполнения наказаний и следственного изолятора в прошлом году подписало соглашение с Херсонским педагогическим университетом и Центром социальных служб для молодежи о том, чтобы студенты — будущие психологи, социальные работники, юристы, педагоги — проходили практику, работая с несовершеннолетними в СИЗО. И со 2 февраля в Херсонском следственном изоляторе № 28 занятия с подростками проводили восемь студентов пятого курса экономико-юридического факультета Херсонского государственного университета. Студенты не только тестировали подростков и помогали каждому преодолеть свои индивидуальные проблемы, но и проводили занятия по основным предметам. Для занятий подготовили две отдельные комнаты, где поставили столы, парты. Заместитель начальника СИЗО Михаил Решетников говорит, что им бы еще пару школьных досок и наглядных пособий: например, таблицу Менделеева. Разумеется, документ об образовании здесь подросткам выдать не могут, но дети хотят учиться не ради бумаги, а ради знаний. И если сначала они присматривались, осторожно говорили о себе, то уже через несколько встреч ждали занятий с нетерпением. Жаль, что эта практика продолжалась только до конца марта. Теперь студенты готовятся к защите дипломных работ и экзаменам, а дети в СИЗО будут ждать следующего «сезона». Если, естественно, облуправление образования не изменит отношения к ним. А пока раз в неделю в течение года к несовершеннолетним в местное СИЗО приходит тренер Ирина Ухварина.

Мысли без мата

Ирина Алексеевна начинала работать в СИЗО как общественная активистка, сейчас работает по программе Центра социальных служб для молодежи. Двухчасовые встречи направлены на снятие психологического напряжения в среде несовершеннолетних. Тренер пытается объяснить детям больше о них самих. Рассказывает о характере, темпераменте, советует, как уладить конфликтные ситуации, защититься от стресса, учит управлять эмоциями и чувствами. А форма беседы, в которой проходит занятие, по словам ребят, помогает формулировать мысли без мата. Иногда подростки получают интересные задачи: написать заметку «о самом счастливом и самом страшном дне в жизни» для молодежной газеты.

К каждой встрече Ирина Алексеевна готовит мини-лекцию о государственном устройстве, законах, пенитенциарной системе, рассказывает о правах ребенка, половом воспитании и заработке. Приносит свежую прессу (в основном ребят интересуют спортивные и технические издания) и спрашивает, о чем бы им хотелось поговорить в следующий раз. И время от времени ее просят рассказать о том, в чем Ирина некомпетентна. Например, «нам любопытно, что здесь было до нас». В подобных случаях тренер приглашает к детям специалиста — например историка. Одно из занятий с разрешения департамента по вопросам исполнения наказаний и руководства СИЗО посетила и пишущая эти строки. Дети суетились и были чрезвычайно рады снова видеть Ирину Алексеевну. Кто-то подходил рассказать о ходе своего дела, другие, чтобы узнать новости с воли, третьи справлялись о здоровье, поскольку на прошлой неделе занятия не было.

Тема: заработок для несовершенно-летнего

Сначала ребята рассказывают, где, по их мнению, можно получить деньги. Из пятнадцати ответов лишь четыре приемлемых: разгружать машины, сдавать металл, получать от родителей и колядовать. Мало кто из них слышал о службе занятости. Впервые узнают, что при устройстве на работу у несовершеннолетних есть права. Лишь немногие знают, что такое трудовая книжка и трудовое соглашение. Когда мы ответили на все их вопросы и назвали еще с десяток законных способов заработать, я спросила, нужны ли им подобные занятия? Ребята отвечали хором:

— Конечно! Вы себе не представляете, как нам приятно, что к нам приходят поговорить. Мы думали, что никому не нужны. Сначала даже не понимали, зачем к нам приходят, думали, может, это такие агенты 007, собирают информацию, интересуются мнением людей, сидящих в СИЗО. А теперь переживаем, если тренер пропустит занятие, — ведь время сейчас опасное... И еще: на свободе мы даже не знали, где получить всю ту информацию, которую нам Ирина Алексеевна рассказывает. Здесь многие из нас поняли: чтобы зарабатывать — нужно учиться.

— Каким образом у вас сейчас проходит учеба?

— У нас есть маленькая библиотека. Нам разрешают брать там учебники и книги.

Учиться полезно, поскольку сам процесс учебы облегчает связанные с изоляцией психологические проблемы, преодолеть которые собственными силами не всегда в состоянии даже взрослый человек, — объясняет Ирина Ухварина. — Так, без учебы у несовершеннолетних в период пребывания в СИЗО снижаются познавательные процессы, настроение и активность, отрицательные эмоции подавляют положительные, повышается уровень тревожности, истощается нервная система. Вернувшись на свободу, они должны чувствовать себя полноценно, но вместо этого дичают и деградируют...

Воспитатель показал нам на часы. И Ирина Алексеевна, зная, что в СИЗО время проводят еще и за шахматами, предложила следующего «интересного гостя» — собственного сына, студента государственного университета, шахматиста 1-го разряда. Ребята пообещали тренироваться и подготовить сборную к шахматному турниру...

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме