Сертификат на особом положении. Со следующего года он заменит вступительные экзамены в вуз

Поделиться
Независимую, а значит, можно надеяться, объективную оценку своих знаний получили 116,3 тысячи, или 26% выпускников школ...

Независимую, а значит, можно надеяться, объективную оценку своих знаний получили 116,3 тысячи, или 26% выпускников школ. Таков главный итог внешнего независимого тестирования, проводимого в этом году Министерством образования и науки и Украинским центром оценивания качества образования. И хотя об окончательных итогах говорить рано, главные выводы уже сделать можно. Например, о доверии самих выпускников и вузов к сертификатам, полученным по результатам тестирования, или причинах, по которым владелец этого документа не находит себя в списках поступивших.

— Не все школьники, которые прошли тестирование, принесли свои сертификаты в вузы, — констатирует руководитель Украинского центра оценивания качества образования, доктор педагогических наук, профессор Игорь ЛИКАРЧУК. — Этому, на мой взгляд, существует несколько причин. Первая заключается в том, что нынешние абитуриенты имели право выбора: сдавать обычные вступительные экзамены в вуз или подавать сертификат внешнего оценивания. Вероятно, многих не устроил результат в сертификате.

Так, в столице (здесь данные более-менее объективные, поскольку тестирование проходили 90% выпускников) только 55% медалистов воспользовались своими сертификатами по украинскому языку. Значит, 45% медалистов тот результат, который они получили во время внешнего тестирования, не удовлетворил. Всего в Киеве было вручено 1760 медалей: 1232 — золотых и 528 — серебряных. Что означает получение золотой или серебряной медали? Как минимум, что человек обладает знаниями не ниже 11—12 баллов. Между тем по истории такие результаты продемонстрировали всего 1082 киевских ученика, а по математике и вовсе 749 столичных выпускников. Если говорить о самой высокой оценке, то 12 баллов по математике имеет всего 41 учащийся, а по украинскому языку — 254.

— То есть знания у них не ахти, но медаль все равно получили?

— Как сказал один из авторов в вашей газете, родители, чтобы не устраивать дискомфорт своим детям, давно научились решать и вопросы медалей. Аналогичная ситуация и с немедалистами. Результаты, которые получили многие выпускники во время тестирования, наверняка не устроили бы приемные комиссии вузов. Так, по украинскому языку всего 10% участников тестирования показали высокий уровень знаний и чуть более 46% — достаточный. 36,8% продемонстрировали средний уровень (то есть на четыре, пять и шесть баллов), а 6,6% — и вовсе начальный. На 11 и 12 баллов справились с тестами всего 4,7% сдававших. Чуть ниже показатели по истории. Если количество «отличников» здесь такое же — около 10%, то детей с достаточным уровнем знаний меньше — около 30%. «Троечников» уже 54,2%, а «двоечников», как и по украинскому языку, — чуть более 6%. Зато получивших 11 и 12 баллов 2,8% и 2,3% соответственно. Еще хуже наши выпускники знают математику. Высокий уровень показали всего 6,6%, достаточный — 28,7%, средний — 51,6%, а начальный — аж 13,1%!

Вторая причина состоит в том, что практически во всех вузах работают подготовительные курсы. Не секрет, что во многих случаях их используют как средство дополнительного заработка для работников вузов, а раз так, то они дают какую-то гарантию поступления своим выпускникам.

Еще одна причина, которую можно назвать, если хотите, — психологической. Речь идет о стремлении родителей решить вопрос поступления с помощью связей, денег и других методов. Зачем мучить свое чадо тестированием, аттестацией и другими «прелестями», если можно бюджетное место купить или договориться? Не так давно у меня был разговор с директором Института международных отношений профессором Леонидом Губерским. По его словам, когда в приемной комиссии изучили личные дела тех, кто принес сертификат, то оказалось, что это дети из разных регионов Украины, социальное положение их родителей не очень высокое. Зато детей так называемых крутых родителей с сертификатами пришло очень мало.

— Ну и зачисляли в вузы далеко не всех, предоставивших независимую оценку.

— По предварительным данным, которые мы сейчас получаем, из пришедших в вуз с сертификатами зачислен каждый третий.

— Почему не все? Ведь наверняка сертификаты предоставляли лишь те, кто получил хорошие оценки и, следовательно, имеет высокий уровень знаний.

— Здесь также есть несколько причин. Самая главная — льготники, которым для зачисления достаточно иметь любую положительную оценку. Причем иногда дело доходит до абсурда. В одном из университетов абитуриент, имеющий в сертификате по двум предметам 11 и 12 баллов, в списке на зачисление оказался 131-м, потому что 130 человек (именно столько на этой специальности бюджетных мест), которые были перед ним, оказались льготниками. У нас есть вузы, где, по идее, нужно проводить конкурс между льготниками! Такого давно нет ни в одной развитой стране мира. Кстати, когда об этом рассказываешь иностранным экспертам, они долго не могут понять: как можно социальные льготы приравнивать к знаниям? Оказывается, можно.

— Теоретически должны отбирать из наиболее подготовленных и способных, а на оставшиеся места брать льготников. Но причина, по которой обладатель хорошего сертификата не поступает, наверное, еще и в наличии дополнительных этапов отбора, устраиваемых вузами, повышенных требований к таким абитуриентам?

— Это вторая причина. Судя по обращениям на наш форум и на горячую телефонную линию, во многих вузах наблюдается, скажем так, «особое» отношение к тем, кто пришел с сертификатами. Особенно во время проведения экзаменов по предметам, по которым сертификата нет. Например, по иностранному языку.

— К ним более жестко подходят?

— Можно сказать и так, хотя абитуриенты называют эту процедуру более прозаически — «режут». Глубоко убежден, что это связано прежде всего с желанием дискредитировать саму систему внешнего тестирования и, как результат, реализовать какие-то свои запросы и желания. К примеру, в Национальную академию охраны природы и курортного строительства из 156 пришедших с сертификатами принято 50, в Винницкий национальный медуниверситет из 309 — 144, в Днепропетровский национальный университет железнодорожного транспорта из 287 — 74, в Киевский национальный университет им. Тараса Шевченко из 3824 — всего 638.

— Возможно, причина недоверия и особого отношения к абитуриентам с сертификатами заключается в недоверии ректоров к самим тестам? Скажем, по словам некоторых руководителей вузов, программы, по которым они проводят вступительные экзамены, процентов на 10 отличаются от школьных. В то же время в ваш адрес высказываются обвинения, что тесты превышают объемы школьной программы и поэтому не годятся для итоговой аттестации.

— Все наши тесты полностью соответствуют школьной программе. В этом году после проведения тестирования мы разместили на нашем сайте тестовые вопросы и рядом с каждым указали раздел школьной программы, название учебника и страницу, на которой можно найти ответ на вопрос. После этого все вопросы относительно того, что мы вышли за пределы программы, отпали. Наши тесты не рассчитаны на слабого ученика, в то же время они не выходят за пределы государственного образовательного стандарта. Можно сказать, они чуть выше среднего уровня.

— Упреки в излишней сложности я слышала лично от школьных учителей.

— Как же в таком случае дети их выполнили? К тому же у нас довольно неплохой результат выполнения тестовых заданий. Конечно, для детей, которым в школе завышали оценки, задания могли показаться излишне сложными. Посмотрите, что показал опрос тех, кто проходил тестирование. 70% из них признались, что тестовые задания оказались сложнее, чем на традиционном школьном экзамене, четверти они показались аналогичными, а 6% — даже проще школьных. Что касается учителей, то по нашим данным большинство из них приветствуют и поддерживают внешнее тестирование. Кстати, о том, что учитель никогда не может объективно оценить знания своих учеников, говорили классики нашей педагогической науки еще на заре прошлого века. В этом глубоко убежден и я, как действующий преподаватель университета. Но, к сожалению, среди педагогов-практиков немало и таких, которые просто боятся внешнего оценивания знаний их учеников. Ведь это оценка и их работы. Когда в конце прошлого года мы через нашу образовательную прессу обратились ко всем педагогам с приглашением принять участие в разработке тестов (за деньги!), то отозвались только... три учителя.

— К слову, о разработке тестовых заданий. За рубежом над этим работает целая индустрия специально обученных людей. Какова ситуация у нас?

— Сегодня наибольшая проблема — иностранный язык. В Украине нет своей школы по составлению тестов по этому предмету. А если мы хотим идти в Европу, то наше тестирование по нему должно быть адекватно европейскому. Сейчас активно работаем в этом направлении с Британским советом, Французским культурным центром, другими международными организациями. В этом году попробуем ввести тесты по немецкому и французскому языкам, а на следующий год запустим уже все три языка.

— А с историей не возникает проблем? Там сейчас появилось очень много «скользких» вопросов, на которые не всякий ученый-историк ответит.

— Нет. К истории нужно подходить не с точки зрения какого-то политика, а с позиции исторической науки. Не эти вопросы составляют сущность исторического процесса. Поэтому их просто не нужно включать в тесты. Есть очень много других вопросов, которые далеки от политики, но очень хорошо показывают, как ребенок понимает исторический процесс, сформировано ли у него историческое мышление, умеет ли он анализировать, сопоставлять, читать и понимать исторические документы, применять полученные знания...

— Помню по своему опыту, что на экзаменах «заваливают» именно на «скользких» вопросах либо на тех, которые требуют не знаний и анализа, а сообразительности. В нынешних тестах есть коварные вопросы?

— «Завалить» можно всегда, в том числе и доктора наук. Не могу дать гарантии, что мы этого полностью избежали, но минимизировать постарались.

— Интересно, хотя бы приблизительно соответствуют оценки, полученные по результатам тестирования, тем, которые дети получали в школе?

— Я лично знаю от многих школьных учителей, что они вполне соответствуют реальным знаниям школьников. Подтверждают это и результаты опроса, проводимого среди сдававших тесты относительно ожидаемого ими результата. Скажем, по украинскому языку на 12 баллов надеялось 2%, а получили 1,7%, 11 баллов — 6,3% и 4,3% соответственно. Сходная ситуация и по другим предметам. Есть, конечно, некоторые расхождения (к примеру, по поводу получения 10 баллов — практически по всем предметам надеющихся на эту оценку было намного больше, чем реально получивших), но в общем все оценки совпадают. Среди опрошенных четверть заявила, что полученный результат полностью соответствует полученному, а у 19% он оказался даже лучше.

— Насколько я поняла, результатами проведенного в этом году тестирования и вы, и Министерство образования и науки довольны. Когда, в таком случае, мы полностью перейдем на эту форму оценки знаний выпускников?

— Мы готовы это сделать уже в 2008 году и сможем предложить тесты по всем предметам, которые выносятся в вузах на вступительные экзамены. Это украинский язык и литература, зарубежная литература, математика, физика, химия, биология, география, история Украины, всемирная история, основы правоведения, основы экономики и другие. Причем охватить сможем всех желающих.

— Это сколько всего абитуриентов?

— Сложно сказать, потому что если мы говорим всех, то нужно дать возможность сдать тесты и выпускникам предыдущих лет. Сколько это будет в количественном отношении, можно будет сказать лишь после того, как мы проведем регистрацию. Осуществить такое тестирование можно при двух условиях: если будет соответствующее решение Министерства образования и науки и если для этого заложат достаточные средства в государственный бюджет. Кстати, на днях министр образования и науки Украины Станислав Николаенко, который, как известно, полностью поддерживает внедрение системы внешнего независимого тестирования, подписал приказ, в соответствии с которым в следующем году вместо вступительных экзаменов в высших учебных заведениях будут принимать только сертификаты. Что касается второй проблемы, то мы подготовили бюджетный запрос на 2008 год в сумме, которая позволит реализовать эту идею. Но посмотрим, как его воспримут депутаты Верховной Рады.

— Когда начнется регистрация на тестирование-2008?

— Теоретически его можно было бы начать уже с 1 сентября. Но проблема в том, что человек должен знать, какие экзамены ему нужно сдавать. А для этого вузы должны определить, по каким предметам они будут требовать сертификаты при поступлении на ту или иную специальность.

— Насколько надежна система организации и проведения внешнего тестирования с точки зрения защиты информации?

— Назовите мне хоть один случай «утечки» информации в 2007 году.

— Сейчас в этом, возможно, и нет особой нужды, поскольку выпускник имеет право выбора. Но уже в будущем году, когда альтернативы не останется, многим, не исключено, захочется испытать Центр тестирования на прочность.

— И в этом году были попытки взломать наш сервер. Но это бесполезно — на нем содержания тестовых заданий нет. У нас эта информация хранится совершенно в другом месте. Доступ к ней имеет очень ограниченное количество людей. Иногда они и сами этого не знают. Но все равно вопрос защиты информации очень серьезный. Я очень не хочу, чтобы, как сказал один уважаемый человек, Украинский центр внешнего независимого оценивания превратился в «Украинский коррупционный центр» — когда информация о содержании тестовых заданий будет покупаться и продаваться. Мы делаем все для того, чтобы это стало невозможным на всех этапах сложного процесса их подготовки, тиражирования, доставки и обработки.

— В последнее время очень много говорят об общественном контроле, в том числе и во время тестирования. Необходим ли он и насколько?

— Необходим, причем на всех этапах внешнего оценивания, начиная с регистрации. Нам знакомы примеры, когда брат — студент университета зарегистрировался за брата, который учится в 11-м классе школы. Знаем и о многом другом... Такой контроль со стороны общественности мог бы очень помочь на многих этапах. Например, во время самого тестирования, когда вскрывается пакет с заданиями, — ведь в каждую аудиторию нашего представителя не посадишь. В следующем же году у нас будет в пять раз больше аудиторий. Поэтому мы приглашаем всех: прессу, родителей, представителей общественных организаций. Посмотрите, убедитесь, что пакет цел, не вскрыт, целы все пломбы, что инструктор не подсказывает детям, а те, в свою очередь, не пользуются шпаргалками. Единственное, где мы не видим участия общественного контроля, — на этапе подбора из составленных заданий самого теста. Мы готовы показать процесс обработки материалов, обнародуем процедуры шкалирования, но исключим вмешательство кого-либо. Кстати, все это уже было в нынешнем году.

— Скажите, а как согласуется с жестким контролем за выходом информации министерский приказ №375, которым МОН намеревалось узаконить предоставление ему вашим центром подробных данных о тех, кто проходил тестирование?

— Никакой информации о результатах тестирования конкретного выпускника мы никому не давали, кроме, как самому ученику. Для этого нам пришлось упаковать сертификаты в 116 тысяч конвертов. На это ушло шесть дней и ночей. Но мы знаем о том, что некоторые руководители школ заставляли (!) детей вскрывать эти конверты только в их присутствии. Вот уж действительно — маргиналы от педагогики. Думаю, что органам, которые призваны следить за нарушением прав детей, стоило бы этими фактами заинтересоваться, поскольку законодательство подобные действия запрещает.

— Есть причина, по которой уже в следующем году могут быть предприняты более серьезные атаки на ваш центр с целью получения оригиналов тестов. Дело в том, что в западных странах ребенок может сдать тест несколько раз. У нас же несколько раз можно только тренироваться, но сам тест сдается единожды. Но в этот день человек может быть болен, находиться во взвинченном состоянии и так далее, поэтому сдать тест ниже своих возможностей. Альтернативы же, как в этом году, сдавать вступительные экзамены в вуз, уже не будет.

— Мы хотим в будущем году такую возможность предоставить. Но с одной оговоркой: если человек не смог сдать в первый раз по уважительной причине. Кстати, в тех же США тестирование платное.

— Да, и там эта оплата вполне посильная с точки зрения их зарплат — обычно 50 долларов.

—У нас средняя стоимость одного тестирования в этом году (без учета капитальных вложений) составила около 40 грн. По моему мнению, если бюджет может обеспечить один раз бесплатное тестирование — хорошо, а вот второй, третий, четвертый раз за него необходимо платить. В принципе мы готовы тестировать желающих по нескольку раз уже сейчас, а через год-полтора, когда будет наработана база данных тестовых заданий, это вообще не будет представлять каких-либо сложностей.

— Каковы, ваш взгляд, перспективы тестирования? Не превратится ли оно со временем, по сути, в выпускной экзамен в школе? Абитуриент может принести в вуз сертификаты по всем требуемым предметам и набрать проходной балл, а вуз введет дополнительное собеседование, отсеет «людей с улицы», и все их баллы окажутся никому не нужными.

— Для этого нужен закон. Пока не будет закона, необходимо внести изменения в действующие правила приема. Нельзя с этим играть. К примеру, в этом году было несколько вопиющих фактов. Один вуз — не хочу называть какой именно — за два месяца до начала вступительной кампании, когда уже стало известно, какие тесты мы проводим, вместо экзамена по украинскому языку вводит экзамен по украинскому языку и литературе, зная, что по литературе нет тестирования. Или мы выдаем сертификат по всемирной истории ХХ века, а вуз вводит экзамен по всемирной истории, начиная с первобытного строя? Чтобы этого не было, мы в следующем году проведем отдельное тестирование по всемирной истории за весь период. Сделаем и тест по украинскому языку и литературе.

Но надо ли это? В вуз должен прийти человек, который покажет, что он может учиться, что он способен самостоятельно получать знания, анализировать полученную информацию, продемонстрировать собственный уровень развития. То, что в принципе делает американская система тестирования.

— Да, у них в тесты включен прогностический элемент, позволяющий увидеть, как тот или иной человек может учиться в вузе. В наших тестах это тоже есть?

— Нет, мы прогностический элемент в тесты не включали, потому что для вузов сегодня главное — всемирная история с древнейших времен или украинская литература за весь период ее существования.

* * *

Несмотря на серьезные успехи отечественной системы тестирования (всего за пару лет она прошла путь, на который у развитых стран уходили десятилетия), сертификат, полученный выпускником в результате независимой оценки его знаний, видимо, еще не скоро станет заветным пропуском в вуз. На фоне частых заявлений МОН о расширении полномочий высших учебных заведений, их праве набирать «своего» студента (особенно на так называемые творческие специальности), запрет на проведение дополнительных собеседований и творческих конкурсов выглядит мало реальным. А посему высокий уровень знаний вряд ли станет в ближайшем будущем единственным и достаточным условием получения студенческого билета украинского вуза.

Информационно

76% опрошенных отметили, что нарушений во время проведения тестирования не было, явно заметили их лишь 6% школьников. 71% сказал, что во время тестирования рассчитывал только на себя, остальные же признались в использовании иных ресурсов. Так, 10% воспользовались подсказкой своих же более знающих товарищей, 7% — шпаргалкой, 4% — подсказку получили по мобильному телефону, 3% — воспользовались знаниями самих инструкторов, а 5% — иным источником информации. Что это, можно только догадываться — неужели пронесли на экзамен целые учебники?

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме