Ты должен сделать добро из зла,
потому что его больше не из чего сделать. Р.П.Уоррен
Эпиграф к повести "Пикник на обочине" братьев Стругацких
Оказаться на управленческой верхушке - это почти то же, что (как это произошло когда-то с героями фильма Андрея Тарковского "Сталкер") оказаться на пороге помещения, в котором осуществляются произнесенные желания. Так же привлекательно. И так же опасно.
В чем и убедился один из приятелей Сталкера, который заказал выздоровление для больного брата, а получил брата покойником и кучу золота в своей комнате… Другие же желающие, которые, рискуя жизнью, тяжело добирались до этого чуда, наконец, став на его пороге, так и не посмели ничего озвучивать. Ибо по пути к нему постигли простую истину: никто из них не знает, чего действительно хочет сам, и что из этого хотенья считает "машина счастья", которая и предназначена трансформировать прихоти в какие-то действия под заказанные результаты. Поэтому, чтобы не получать своих "покойников" и свои "кучи золота", пока что лучше помолчать.
Наш министр образования, в противоположность тем хлюпикам из "Сталкера", личность храбрая. Возможно, потому, что дорога к "комнате счастья" у нее была очень коротенькая, и размышлять над разными житейскими коллизиями не было времени. А возможно, потому, что еще по-детски наивна и искренне убеждена: сказанное ею - это все же истина, и она будет воспринята, истрактована и воплощена управленческим аппаратом совсем не так, как сказанное ее предшественниками. Поскольку те не умели говорить так, как надо. А она - сумеет.
Министр еще не знает, что "машина", прописывающая начальственным желаниям алгоритмы реализации, работает по законам подмены духа - буквой, общего - отдельным и подчиняет все действа потребностям сугубо причастных к их развертыванию "кадров". А заявления об отстаивании интересов ученика в этом процессе - это часто лишь умелое прикрытие для всех, кому на этого ученика начхать. Не знает она, что игра в испорченный телефон изобретена именно в управленческих недрах. Как и принцип действия обратной связи, по которой "низы" всегда показывают "верхам" то, что те хотят видеть, но делают то, что сделать удается. Поэтому коэффициент искажения картины реального положения дел в образовательной сфере - зашкаливает.
Например, из "комнаты счастья" поступает распоряжение: для выполнения требований Закона Украины "Об образовании" ("В Украине создаются равные условия доступа к образованию"; ст. 3, п. 2), обеспечить наконец через формирование образовательных округов всем детям определенного региона одинаковые возможности для получения полноценного образования; округ - это объединение разных структур, которыми на территории определенной громады осуществляется целостное культурно-образовательное пространство для того, чтобы весь его потенциал работал на каждого ребенка региона; входят в это пространство также опорные школы и их филиалы.
Разумное распоряжение? Безусловно. Но только в первом пункте "Положения об образовательном округе и опорном учебном заведении", в котором дается определение округа. Во всех других пунктах речь идет уже сугубо об опорных школах и их филиалах. Якобы именно они и являются округами, а все остальное - вне его. Значит, создать округ - это поделить имеющиеся в сети образовательные учреждения на главные и подчиненные - опорные и филиалы, а потом - взяться за укрепление материально-технической базы опорных. Укрепляешь опорные - значит, укрепляешь весь округ. Утепляешь опорные - значит, тепло делается и в неутепленных филиалах. Компьютеризируешь опорные - значит, лучше живется и филиалам, в которых на 80–100 учеников остается три морально и физически устаревших, но еще так-сяк действующих компьютера. Не имеет значения, что на весь округ - ни одного полноценного кабинета физики или химии, мастерской или музыкального класса, что полноценных кружков (всего два-три, потому что на больше нет финансирования), и спортивная школа - только в райцентре. Если они находятся на территории, провозглашенной округом, следовательно, они есть у всех. Прежде всего у тех, у кого их нет.
Таким образом, в результате "опоризации" мы получили не "равные условия доступа к образованию", а полную их противоположность - дискриминацию учащихся по месту проживания и присвоенному школе статусу. Но кто об этом говорит? Где? Наоборот - "снизу" "вверх" летят победные реляции: вот как мы хорошо обеспечили каждому ученику нашего округа "равные условия доступа к образованию"! Вот как у нас улучшились показатели в расчете на отдельную душечку отдельного "среднего ученика"!
…И уже министр на основе этих реляций заявляет, что "опорные школы - это действительно инструмент того, как мы можем в регионах улучшить доступ к качественному образованию. Опорная школа, если очень просто, - это большая школа, в которой оборудована образовательная среда, есть кабинеты, лаборатории, учебные материалы, профессиональные учителя, преподающие каждый свой предмет".
А чтобы дополнительно обосновать свои симпатии к опоризации, пани Новосад берется манипулировать показателями, по которым - вообще никакой реальности. Вот она говорит, что выпускники малокомплектных школ (тех, в которых 30–50 учеников) на ВНО показывают на 20–30% хуже результаты, чем выпускники, "которые учатся в полнокомплектных классах и в больших школах". Это действительно удивительно. Ведь в малокомплектных школах нет старшего звена, поэтому их "выпускники" вообще ничего не могут "показать" на ВНО.
Вообще противопоставление понятий "большая школа" - "малая школа" - это тоже чистой воды манипуляция. Потому что ни одно из них не адекватно представлению "лучшая школа". Я легко могу показать на результатах ВНО этого года, как "большие школы" проигрывают "малым". Как целый ряд городских школ по своим показателям оказываются позади поселковых или сельских. Это в соответствующих отчетах УЦОКО легко может выявить каждый желающий. И министр тоже… Было бы желание.
Действительно большой и действительно опорной может считаться только та школа, которая станет "сердцем", а не "желудком" образовательного округа, которая будет работать на каждую составляющую этого округа, а не поглощать их как ресурс для самоспасения. Опорность - это функция, а не статус, это обязанности, а не права. Приоритетность финансирования именно для того и предусмотрена, чтобы такая школа могла лучше исполнять свои обязанности перед каждым ребенком замкнутого на него округа или некоторой его части. Она должна так скоординировать деятельность всех составляющих образовательного округа, чтобы все их преимущества стали еще мощнее, а недостатки - ликвидировались. Это очень непростая работа для всех - родителей, общественности, органов самоуправления, подразделов культуры, медицины, образования. Это качественно другой уровень существования культурно-образовательного пространства, который может дать качественно другой образовательный результат, а не только лучший показатель на ВНО. И я не знаю, много ли в Украине образовательных округов, ориентирующихся именно на такой результат.
Если же опорная школа выступает "желудком" образовательного округа, поглощающим все, что только позволяют поглотить, то скажем честно: в государстве и самоуправлении сегодня речь не идет о создании для каждого ребенка равных условий доступа к образованию. Государство и самоуправление и создали "опорные школы" как механизм ликвидации нынешней действительно неэффективной сети образовательных учреждений, а не средство координации образовательных потуг. Ликвидации по принципу, по которому глибовский Охрим латал свою свиту: здесь отрезал - там доточил. Свита у нас - финансирование образования: здесь уменьшили расходы - там нарастили, здесь закрыли школу - там учителям бросили какую-то копейку. Главное, чтобы дебет и кредит сходились, да еще и репутация была хорошей…
Конечно, не министр определяет суть образовательной политики государства. И не образовательная отрасль задает тон в общих приоритетах. Наоборот: она - лишь орудие реализации этих приоритетов. Но орудие чрезвычайно мощное, если к власти в стране приходит политическая сила, переживающая за судьбу этой страны. И если эта политическая сила говорит: "Уважаемое панство, мы совершенно никудышные. А жить хотим так, как те, кто все же чего-то достоин. Нет, это хорошо, что мы уже хотим. Остается совсем мало: сделаем себя достойными, способными продуцировать другую жизнь. Во всем. Каждую минуту, а не только перед видеокамерой. Безусловно, видную роль в нашем с вами перерождении должно играть образование. Не какое-нибудь - лучшее. Ориентированное на развитие потенциала каждого человека…".
У нас пока что другие политические силы с другими интересами… Поэтому из моего района, у которого 788 кв. км богатой на разные ресурсы территории и аж 30 тыс. населения, периодически выезжают сначала на заработки, а затем и на постоянное проживание то в Польшу, то в Россию те, кого называют экономически активными. А из Сингапура (площадь - 622 кв. км без каких-либо ресурсов, 5,2 млн населения) почему-то не едут… Видно, им далеко добираться в Польшу, поэтому должны как-то сами со всем справляться. А если сами и для себя, то "машина счастья" у них работает без искажений. По крайней мере я не заметил там расхождений между определенными целями и достигнутыми результатами. И я точно знаю: ресурсов для таких результатов там не было…