Руководитель центра ВНО Валерий Бойко: «Наибольший прирост 200-бальников мы наблюдаем по физике»

ZN.UA Эксклюзив
Поделиться
Руководитель центра ВНО Валерий Бойко: «Наибольший прирост 200-бальников мы наблюдаем по физике»
Первые результаты ВНО: как отсеивали слабых и определяли сильных.

Вступительная кампания в разгаре, но принять в ней участие смогли не все желающие, но только те, кто сдал тесты ВНО. То есть преодолел порог «сдал/не сдал». О том, как на тестировании отсеивали слабых и определяли баллы для сильных, ZN.UA расспрашивало и.о. директора Украинского центра оценивания качества образования (УЦОКО) Валерия Бойко.

— Валерий Иванович, правда, что в этом году стало больше участников ВНО, сдавших тесты на высшую оценку — 200 баллов?

— Да, 200-бальников в этом году больше. Я допускал такую возможность еще до начала тестирования. Думаю, на это повлияли два фактора. Первый — карантин. Не говорю сейчас о его плюсах и минусах, а имею в виду только то, что у учеников было больше времени, которое они могли использовать на подготовку к тестам (потому что не пришлось тратить его на дорогу, посиделки в кафе и т.п.). И вторая причина — наши тесты оптимальной сложности.

Давайте я озвучу цифры (правда, они не окончательные, потому что еще не закончилась апелляция и нет результатов дополнительной сессии ВНО для тех, кто по уважительным причинам не смог участвовать в основной). В прошлом году у нас было 274 участника тестирования, сдавших ВНО на 200 баллов, в этом году их 447, то есть на 63% больше. После того, как пройдут апелляции и дополнительные сессии, эта цифра станет еще больше. Уже сейчас насчитывается около десятка случаев, когда ребенок с результатом 199‒199,5 балла смог во время апелляционного рассмотрения доказать комиссии, что не допустил ошибки.

Наибольший прирост 200-бальников мы видим по физике (в прошлом году их было всего четверо, в этом году — 64), математике (в прошлом году — 98, в этом — 142), по английскому языку (было 36, стало 84), по истории Украины (было 13, стало 49). А вот по химии и украинскому языку и литературе количество 200-бальников уменьшилось, по сравнению с прошлым годом: по химии — с 77 до 45, а по украинскому языку и литературе — с 17 до 8. По остальным предметам, таким как биология и география, существенного роста не видим: по географии в прошлом году был один участник, теперь их трое, по биологии было 26, стало 44.

Много ли среди 200-бальников учителей?

— Когда мы соберем всю нашу статистику ВНО-2021, попробуем по нашим базам определить количество участников, которые из года в год регистрируются для прохождения тестирования. Будем откровенны, цель такого участия меркантильная: подтвердить в основном факт своего максимального результата, чтобы со временем капитализировать его в прибыль от преподавательской деятельности. Мы оперативно отреагировали — на странице УЦОКО сделали пространную заметку о том, что участие в ВНО человека, для которого это не является экзаменом высоких ставок, снижает шансы на высокую оценку для других. Ведь балл ВНО рейтинговый, он показывает место участника на фоне конкурентов. Было бы очень досадно, если бы выяснилось, что большинство тех, кто набирает 200 баллов, не выпускники, а люди, которым ВНО нужно для бизнеса.

— Вы говорите, что 200-бальников стало больше из-за карантина и благодаря тому, что тесты были не слишком сложные. Но, возможно, есть еще одна причина — низкий пороговый балл «сдал/не сдал», который отсекает слабых учеников. Бывает такое, что порог «сдал/не сдал» даже ниже, чем порог слепого угадывания. В этом году такое наблюдалось по истории, биологии, географии, химии, иностранному языку.

Рис. 1

— На комиссии, которая определяла пороговый балл «сдал/не сдал», мы старались акцентировать на том, что не надо создавать дефиницию «слепое угадывание» или «порог случайного угадывания». Потому что тем самым мы фактически говорим, что какое-то количество баллов можно получить, механически заполнив бланк с ответами. Что такое порог слепого угадывания (случайного выбора)? Грубо говоря, если мы миллиону китайцев дадим наши бланки ответов ВНО и попросим заполнить их наугад, все равно получим тех, кто наберет некоторое количество баллов. Возможно, даже 200, потому что никто не отменял принцип лотереи. Мы же подсчитываем порог случайного угадывания так: не больше 10% правильных ответов. И именно такие данные демонстрируем экспертной комиссии как порог слепого угадывания. Таким образом, это лишь статистическая математически обоснованная вероятность.

Когда мы анализируем наши тесты глубже, с использованием современной теории тестов — так называемой ІRT-модели, статистика по всем задачам демонстрирует нам самые низкие проценты баллов за угадывание — 0,1 или 0,2%. Это означает, что когда ребенок хочет показать на тестировании свой лучший результат и добросовестно выполняет задание, он использует угадывание только там, где в чем-то не уверен. Но такого, чтобы все ответы на задание теста писать наугад, нет.

— Я в этом не уверен. Участники тестирования рассказывали, что среди них были такие, кто сдавал тестовую работу едва ли не через час после начала тестирования, при том, что оно длится около трех часов.

— Значит таким участникам тестирования оно не нужно для поступления или достаточно минимального результата. Пороговый балл «сдал/не сдал» устанавливается экспертным путем. Собирается видимо-невидимо людей в разных экспертных группах в региональных центрах тестирования — учителя школ разных типов, сельских и городских, образовательные эксперты. Мы просим их ответить на два вопроса. Первый — какой процент, по их мнению, минимально подготовленных абитуриентов выполнит каждое задание теста. Эксперты принимают решение, опираясь на собственный опыт преподавания и понимание того, кто такой «минимально подготовленный абитуриент», а также на социально-экономические и общественно-политические обстоятельства в регионе и государстве. Определенный экспертами процент аккумулируется по всей стране, исчисляется его среднее значение и выносится на рассмотрение экспертной комиссии в УЦОКО.

Второй вопрос, на который должны ответить наши эксперты, — какой процент абитуриентов, по их мнению, преодолеет порог «сдал/не сдал». Сводя эти два значения вместе, мы и получаем распределение баллов результатов ВНО. Если графики этих двух величин не совпадают, строится так называемая линия компромисса, определяющая тот пороговый балл, который выносится на рассмотрение экспертной комиссии. Руководство УЦОКО не давит на членов комиссии, чтобы они ставили более низкие пороговые баллы, как кое-кто заявляет. Но я говорил на заседании комиссии, опираясь на нашу нормативно-правовую базу, что, определяя порог «сдал/не сдал», эксперты должны учитывать обстоятельства, сложившиеся в их регионах и вообще по стране. Думаю, никто не станет отрицать, что во время карантина дети были лишены классического учебного процесса в учебных заведениях. Это непреодолимое обстоятельство, и эксперты его учли.

Должен сказать, что пороги не так уж существенно были снижены, колебание, по сравнению с прошлым годом, составляет от одного до трех баллов. И тут надо учитывать тот фактор, что на ВНО явились лишь 75% абитуриентов (как известно, в этом году решением Верховной Рады аттестация в форме ВНО признана необязательной). Львиная доля тех, кто не пришел, — ученики колледжей и заведений профессионального образования. Будем откровенны: там получение полноценного общего среднего образования не является приоритетом, поэтому качество предоставления этой образовательной услуги уступает той, которая должна быть в обычной школе. Таким образом, на ВНО фактически не пришли самые слабые, а участвовали добровольцы, у которых есть цель — поступить в заведение высшего образования. И, учитывая эту ситуацию, надо дать шанс этим детям все же сдать ВНО и принять участие в конкурсном отборе в вузы.

— Валерий Иванович, я не могу согласиться, что только самые слабые не пришли на ВНО. Некоторые медалисты тоже воспользовались возможностью отказаться от тестирования.

— Кое-где не приходили медалисты, у кого по большинству предметов, выбранных ими на ВНО, оценки нарисованы, эти дети просто подстраховались, чтобы получить медаль.

— Возможно, были и такие. Но кое-кто просто едет учиться за рубеж, и им ВНО не нужно для поступления.

— Это правда. Однако тех, кто планировал обучение за рубежом, не так много. Именно сейчас в наш центр активно обращаются абитуриенты с просьбой предоставить выписку с результатом сдачи ГИА в форме ВНО, и эти выписки они обычно потом подают на нострификацию в Центр международного образования, чтобы иметь возможность подавать документы в зарубежное заведение. Но львиная доля детей, пришедших на ВНО, будут поступать в Украине, и, чтобы их поддержать, пороговые баллы немного уменьшили.

— Если посмотреть данные за все годы существования порогового балла ВНО, можно заметить некоторые тенденции. Например, по украинскому языку и литературе порог «сдал/не сдал» всегда немножко выше порога случайного выбора, по математике они одинаковы, а по истории почему-то всегда ниже порога слепого угадывания.

— Это мне тоже интересно и в какой-то степени странно. И я для себя не могу объяснить такое решение, честно вам скажу. Тест по истории Украины абсолютно подъемный. Я уже говорил, что решение о пороговых баллах «сдал/не сдал» принимают профессиональные экспертные группы в регионах, а утверждает комиссия при нашем Центре. И это, в частности, и политическое решение в пользу установления более низкого балла. Если сравнить пороговые баллы по истории этого года и прошлогодние, то благодаря им в прошлом году порог преодолели 85% участников тестирования, а в этом году — 91%. То есть снижение порога на несколько тестовых баллов дало возможность еще 6% участников тестирования попробовать поступить в вузы. Потому что без сертификата ВНО это невозможно.

— Я обратила внимание на предмет «География». Раньше порог «сдал/не сдал» по этому предмету был намного выше, чем порог слепого угадывания. А с 2018 года, когда сертификаты ВНО по географии стали чаще требовать при поступлении, разница между порогами стала меньше. То есть, политический момент.

— Политический момент будет всегда. Понимаете, для определения порогового балла используют симбиоз двух методов — В.Ангоффа и К.Беука. Первый ориентируется на объем знаний абитуриентов, а второй — на количество участников тестирования, которых отсеют после теста. Например, мы принимаем решение, что с помощью порогового балла отсеиваем 10% самых слабых участников тестирования. Очень странной была бы реакция общества и руководителей государства или образовательной отрасли, если бы мы установили пороговый балл более высоким: например, договорились бы, что он составляет 35% от максимального количества баллов. Это означало бы, что сертификат ВНО получили бы примерно 40% выпускников, и только они имели бы возможность участвовать во вступительной кампании. Общество этого не воспримет, тем более руководители образовательной отрасли.

— Наша страна имеет высокие показатели по охвату высшим образованием, а вот качеством похвастаться не может. Проходной балл на уровне слепого угадывания означает, что лишь 10% заданий теста выполнены правильно. Может, время уже что-то менять? Например, сейчас дискутируются предложения, что порог «сдал/не сдал» должны были бы проходить только те абитуриенты, кто правильно выполнил половину теста ВНО.

— Это, во-первых, будет жестко, а во-вторых, не будет учитывать сложность теста (а наша нынешняя шкала ее учитывает). Кстати, может случиться так, что 50% теста выполнят 10% участников ВНО. То есть это не всегда будет эквивалентно: половина участников выполняет половину тестов.

— Правда ли, что в следующем году сертификаты ВНО по математике и украинскому языку за 2020 год могут быть недействительны, потому что эти тесты станут немного иными?

— Да. Эти мысли я озвучивал на заседании экспертной комиссии, мои слова разлетелись в СМИ и вызвали резонанс прежде всего на уровне министерства. Там до сих пор ведутся дискуссии. Скорее всего, финальный вариант — как будет все в следующем году — появится в проекте Условий приема на 2021 год.

Но могу сказать, что сегодня дискуссии ведутся лишь вокруг украинского языка и литературы, потому что для математики ничего практически не меняется, единственная новация — задания для государственной итоговой аттестации будут разными для выпускников гуманитарных классов и математических, то есть для тех, кто изучал математику на уровне стандарта, и тех, кто — углубленно.

Другая ситуация с украинским языком и литературой. Полтора года назад вышел приказ МОН о ВНО 2021 года (он до сих пор действует), согласно которому будет тестирование по двум отдельным предметам: уже традиционный украинский язык с литературой и украинский язык без литературы. Второй тест нужен будет для поступления негуманитариям. А это означает, что сертификат по украинскому языку и литературе этого года в 2021 году может быть недействительным, потому что изменятся условия его проведения. А возможно, будут приняты решения сохранить для поступающих на специальности естественно-математического направления два варианта: они смогут воспользоваться сертификатом ВНО 2021-го года по украинскому языку или сертификатами 2017‒2020 годов по украинскому языку и литературе. Сейчас этот вопрос обсуждается. А мы уже работаем над созданием демонстрационного варианта тестов. Надеюсь, где-то в сентябре завершим эту работу и опубликуем образцы на сайте УЦОКО, чтобы ознакомить выпускников с тем, что их ожидает через девять месяцев.

Читайте другие тексты Оксаны Онищенко. 

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме