Теоретически все знают, что списывать - это не комильфо. Даже в Законе "Об образовании" есть специальная статья об академической добропорядочности, где черным по белому написано: и списывание, и плагиат, и взяточничество, и обман - все это проявления академической недобропорядочности. Но на самом деле к ним часто относятся довольно-таки снисходительно. Иногда даже с юмором, наподобие: "Боже, пошли нам доброго преподавателя, который тихо будет писать свои бумаги, пока студенты списывают".
Мастерски списать со "шпоры" и дать списать товарищу, не сдать списывающего, умело скачать из Интернета чужие рефераты и слепить из них свой - эти "героические" традиции трудно искоренить из наших вузов. Но если мы все же хотим, чтобы принципы академической добропорядочности были не только на бумаге, нужно знать, в чем проблема.
В рамках Проекта содействия академической добропорядочности в Украине (SAIUP), который реализовывается Американскими советами по международному образованию, аналитический центр CEDOS провел исследование проблемы нарушения правил добропорядочности в университетах. В нем участвовали студенты десяти украинских вузов. Данные исследования, обнародованные аналитиками, можно сгруппировать вокруг нескольких вопросов.
Знают ли студенты, что является проявлением академической недобропорядочности?
Исследование показало, что почти во всех университетах правила цитирования и правила ссылки на использованную литературу изучали не менее 60% студентов. Итак, теоретически они должны знать, что такое плагиат. Однако результаты опросов показали, что с определением плагиата есть проблемы.
Откровенное использование чужих текстов (цитирование без указания на авторство, скатывание с бесплатных сайтов рефератов и контрольных) признает плагиатом большинство студентов. А вот такие "невинные" действия, как копирование чужих текстов с легкими вариациями (изменение порядка слов, перевод, переписывание собственными словами), считают недобропорядочностью намного меньше опрошенных. Кстати, именно эти разновидности плагиата часто фигурируют в скандалах с диссертациями и научными статьями.
Как относятся студенты к проявлениям недобропорядочности?
Готовить и использовать шпаргалки на контрольных и экзаменах и списывать из собственных конспектов считают нормальным около 20% участников исследования. Не осуждают использование Интернета (рефератов, ответов на контрольные) и списывание у товарища 10–15%, т.е. почти каждый десятый респондент. Если же анализировать не общую ситуацию, а результаты опроса в отдельных вузах, картина будет печальнее. Есть вузы, где списывать из Интернета на контрольных считают приемлемым 63–69% студентов, а скачивать чужие рефераты и выдавать их за свои - почти половина студентов.
Наименее толерантны студенты к покупке готовых курсовых или дипломных работ и взяточничества (договоренности с преподавателем, администрацией университета об услуге или оценке за вознаграждение). Вполне допустимым это считают только 7 и 4% респондентов соответственно. Но среди университетов, участвовавших в исследовании, есть такие, где почти 30% студентов считают взяточничество допустимым.
В одном из вузов-участников исследования 20% студентов заметили, что практика договариваться c преподавателем или администрацией об оценке за услуги или вознаграждение на их факультете очень распространена. В других вузах об этом заявляли от 5 до 13% опрошенных.
Применяют ли университеты санкции за нарушение правил академической добропорядочности?
Законом "Об образовании" определено, что за нарушение правил добропорядочности студенту могут не засчитать зачет или работу, лишить стипендии или льгот на обучение и даже отчислить из университета.
Как показал опрос, далеко не все студенческие работы проверяют на плагиат. Чаще всего проверяют курсовые и дипломные - об этом сообщили около 66% опрошенных студентов. А вот о проверке на плагиат промежуточных письменных работ (эссе, рефератов, рецензий и т.п.) рассказали значительно меньше респондентов - в пределах 35–55%.
Чаще всего за работу с плагиатом студенту ставят неудовлетворительную оценку - об этом сообщили 55% опрошенных, нередко просто снижают оценку - 48%. Существуют и более жесткие санкции, но о них рассказало значительно меньше участников опроса. Например, студенту, пойманному на плагиате, ставят неудовлетворительную оценку за предмет (об этом рассказали 20% респондентов) или вообще отчисляют из вуза (3%). Интересно, что 18% респондентов, т.е. чуть ли не каждый пятый, вообще не смогли ответить, предусмотрены ли какие-то санкции за плагиат в их университете.
Конечно, фактор лени никто не отменял, но есть и более серьезные причины.
Чтобы студенты не списывали и не прибегали к плагиату, они должны быть мотивированы получить качественные знания и стать специалистом в выбранной специальности. Интересно, что по данным опроса часть студентов, которые не избрали бы во второй раз специальность, на которой сейчас учатся, в некоторых вузах достигает 20 и даже 25%.
Большую роль играет и то, как проходит учебный процесс в вузе. Студенты не всегда имеют реальную возможность выбирать дисциплины. Конечно, в разных вузах ситуация разная. Так, в одном университете-участнике исследования 92% студентов сообщили, что у них есть предметы на выбор, в другом - только 32%.
Эксперты отмечают, что в украинских вузах, в отличие от западных, за один семестр студенты изучают слишком много учебных дисциплин. Это приводит к увеличению нагрузки, что очень усложняет качественную подготовку и стимулирует списывание.
Причиной плагиата является и то, что студенты не видят смысла в выполняемых работах и не получают фидбэка от преподавателей. В двух участвовавших в исследовании университетах около 20% опрошенных студентов заметили, что они никогда или почти никогда не понимают, как именно преподаватели оценивают их работу. В одном из университетов почти 30% студентов отметили, что преподаватели никогда или почти никогда не комментируют выполненные ими задания и работы. В других вузах таких студентов - от 2 до 16%.
Анализируя проблемы с академической добропорядочностью в университетах, высшая школа кивает на среднюю - именно оттуда нужно начинать изучать правила академического письма и формировать нетолерантность к плагиату. И с этим трудно не согласиться. Очевидно, что причины школьного плагиата и списывания - подобны тем, которые выявлены в вузах.
К сожалению, аналогичных исследований по школе пока нет.