ОТЕЧЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПРОГРЕСС НАМ ТОЛЬКО СНИТСЯ? - Образование - zn.ua

ОТЕЧЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПРОГРЕСС НАМ ТОЛЬКО СНИТСЯ?

18 августа, 2000, 00:00 Распечатать

Общеизвестно, что на «теле» современной украинской системы образования масса хронических «болячек»...

Общеизвестно, что на «теле» современной украинской системы образования масса хронических «болячек». Это — мизерная зарплата преподавателей и несвоевременная ее выплата, острейший дефицит учительских кадров, отсутствие нормальной материальной базы, весьма далекая от совершенства система оценивания и недостаточная воспитательная работа… Список можно продолжать еще о-о-очень долго. Но все проблемы, связанные с образованием подрастающего поколения страны, можно свести к одному: нет денег. А раз так, то не пора ли смириться с мыслью, что нынешние украинские мальчишки и девчонки станут впоследствии всесторонне необразованными людьми?

Возможно, предыдущая фраза кому-то покажется чуть ли не кощунственной. Но давайте посмотрим правде в глаза: много ли у нас на самом деле поводов для оптимизма? Действительно ли отечественная система образования начала выходить из ступора или с каждым годом все больше и больше скатывается в пропасть? Приносят ли те реформы, о коих не устают твердить высокие должностные лица, хотя бы маленькие позитивные результаты? Ох, сомнительно. Ведь невооруженным глазом видно: лучше (пока, по крайней мере) не стало. Это подтверждают и результаты исследования, проведенного социологической службой УЦЭПИ. Только 12% опрошенных считают, что общий образовательный уровень граждан Украины в сравнении с 1991 годом повысился. Почти каждый пятый уверен: все осталось так, как и было. Затруднился с ответом каждый десятый. А практически шестьдесят процентов респондентов убеждены, что стало хуже. Когда забрезжит свет в конце тоннеля, неизвестно. Известно одно — если так будет продолжаться и дальше… Впрочем, помолчим о самом грустном.

«Как бы вы оценили уровень знаний, который дает нынче общеобразовательная школа? Пожалуйста, дайте оценку по 5-балльной шкале, где «1» соответствует самой низкой оценке, а «5» — самой высокой». Таков был следующий вопрос анкеты. Ответы на него никак нельзя назвать сенсационными, здесь, скорее, подойдет пресловутое «маємо те, що маємо». Итак, единицу поставили отечественным учебным заведениям среднего звена 5% респондентов. «Пару» влепили около 14% опрошенных. «Тянет на тройку», — таков вердикт почти половины (точнее 45,6%) участвовавших в исследовании. Расщедрились на «4» и «5» соответственно 19 и 4,3%. Не смогли ответить на вопрос 12,6% проанкетированных.

Переход на двенадцатилетний срок обучения — сегодня одна из самых животрепещущих тем. Как он будет происходить? Что мы от этого выиграем? Пожалуй, сие смутно представляют себе не только простые учителя, но и самые высокопоставленные чиновники от образования. Но, как бы там ни было, а со следующего года корпеть за партой новоиспеченным школьникам придется не 10—11, а целых 12 лет. Как повлияет продление срока обучения на качество полученных знаний, здоровье учеников, возможность выпускников сделать успешную карьеру?

Мнение опрошенных социальной службой УЦЭПИ таково. Каждый пятый считает: качество полученных знаний повысится. В обратном убеждено практически столько же опрошенных. Почти 45% респондентов уверены — с введением двенадцатилетки ничего не изменится, около 12% проанкетированных не имеют определенной точки зрения на данный вопрос.

Относительно здоровья детей мнения принимавших участие в исследовании разделились следующим образом. Практически каждый десятый верит, что двенадцатилетка позитивно скажется на подрастающем поколении. В отсутствии каких-либо изменений убеждены 30,9% опрошенных. Продление срока обучения в общеобразовательной школе негативно повлияет на здоровье ребят — считают 43,7% респондентов. Затруднились ответить на вопрос 14,4% проанкетированных.

Поможет ли «приплюсованный», грубо говоря, год сделать выпускникам в будущем успешную карьеру? «Да» — надеются 12% респондентов, «нет», — убеждены 22%. «Никак не повлияет», — считают 44 человека из ста. Каждый пятый отметился в графе «Тяжело ответить». Одним словом, налицо полнейший разброд мнений (оно и понятно, ведь до сих пор смутно представляем, какого кота в мешке покупаем), впрочем, сдобренный изрядной долей скептицизма.

Еще несколько лет назад в нашем образовании шли горячие споры о том, насколько оправданно существование, наряду с государственными, частных вузов. Тогда их называли «учебными заведениями нового типа» и многие предрекали: «новизна», в конце концов, превратится лишь в смену вывесок и легализацию платы за получение высшего образования. А действительно, повысился ли вузовский уровень образования после внедрения платной формы обучения? Что думают по этому поводу наши сограждане?

Результаты исследования УЦЭПИ более чем красноречивы: «Да, повысился», — считают 13% проанкетированных, затрудняются с ответом 15,4%, и 71,6% (вдумайтесь в эту цифру!) убеждены в обратном. Согласитесь, весьма тревожный симптом. Не меньше пищи для размышлений предоставляют и ответы на вопрос: «Какие вузы в Украине дают лучшее образование — государственные или частные?» За первых «проголосовали» 36,4% респондентов, вторым отдали предпочтение 21,5% опрошенных. Не видит никакой разницы между бюджетниками и частниками каждый четвертый, затруднились с ответом 16,4% проанкетированных. Пожалуй, остается лишь уподобиться героине, набившей оскомину рекламы и задать сакраментальный вопрос: «А стоит ли платить больше?»

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №14, 14 апреля-20 апреля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно