Обещанного три года ждут

ZN.UA Эксклюзив
Поделиться
Обещанного три года ждут © depositphotos/IconicBestiary
Как в правительстве планируют стимулировать деятельность ученых.

Недавно Минобразования опубликовало на своем сайте новость — «Правительство приняло законопроект о стимулировании деятельности ученых в заведениях высшего образования и научных учреждениях». Звучит весьма обнадеживающе.

Но читаем дальше… и видим, что на самом деле новость совсем не касается подавляющего большинства ученых, да и вообще научной деятельности, а разрекламированный законопроект не предусматривает никаких реальных стимулов для научных работников.

Даже ссылки на законопроект на сайте Верховной Рады нет — чтобы не возникло желания проверить, правдива ли эта новость МОН. Речь идет, очевидно, о законопроекте «О внесении изменений в некоторые законы Украины о стимулировании деятельности в сфере трансфера технологий».

Трансфер технологий не имеет никакого отношения к деятельности подавляющего большинства ученых. Ученые не разрабатывают технологии. Наука и разработка новых технологий — разные виды деятельности, и очень редко одни и те же люди или коллективы занимаются ними одновременно. В головах многих украинцев бытует ошибочное мнение, будто наука, изобретательство, технологии и инновации — это одно и то же, и они требуют, чтобы все-все ученые вообще не получали никакого государственного финансирования, а зарабатывали себе деньги «на изобретениях».

К сожалению, многие из таких жертв эффекта Даннинга—Крюгера являются советниками членов правительства, которые и формируют аналогичные ошибочные мнения у лиц, принимающих решения. Особенно смешно выглядит такая путаница между наукой и трансфером технологий в министерстве, руководитель которого утверждает, что лично написал много научных работ об инновациях и инновационной экономике. Специально ли МОН вводит общественность в заблуждение ложными заголовками новостей?

В англоязычном мире таких недоразумений не возникает, потому что science — это фундаментальная наука, от которой никто не ожидает реальных доходов прямо немедленно, а research and development — исследования с целью разработки и внедрения новых продуктов и технологий на основе достижений фундаментальной науки. Бывают ситуации, когда ученые что-то изобретают и создают собственные предприятия или получают доходы за счет патентования. Однако такие случаи не уникальны в странах, где государство и университеты оказывают поддержку научным работникам в финансировании фундаментальных исследований, предоставляют патентную и юридическую помощь в оформлении прав на интеллектуальную собственность.

Читаем законопроект и сопроводительные документы. Если ученые вузов и национальных академий все же разработают технологию и захотят получить вознаграждение за продажу прав интеллектуальной собственности за рубеж — понадобится оформить зарубежный патент, что требует немалых средств. Законопроект предусматривает финансовую помощь для оформления зарубежных патентов, однако в пояснительной записке к законопроекту указано, что «Министерством финансов Украины положения законопроекта, связанные с привлечением дополнительного бюджетного финансирования, не поддерживаются. Министерством образования и науки Украины предложено отсрочить вступление в силу положений законопроекта, связанных с привлечением дополнительного бюджетного финансирования, до 2022 года». То есть никакой бюджетной поддержки не будет. Ученые хорошо знают, что в украинских условиях перенесение финансирования на «следующий год» означает ежегодную бюрократическую игру в перенесение в очередной раз на следующий год. Нет зарубежных патентов — не будет вознаграждения и тем немногочисленным ученым, которые способны разработать технологии конкурентоспособные на мировом рынке.

А ученые, которые смогут получить зарубежные патенты без государственной финансовой и юридической помощи, без проблем создадут компании где-то в Кремниевой долине (сами или на имя члена семьи), и никакого вклада в экономическое развитие или инвестиционную привлекательность Украины не будет.

Возможно, законопроект предполагает хоть какие-то нефинансовые стимулы? Но в тексте законопроекта мы их не видим. Другие пункты закона совсем не о стимулировании ученых и не об инновациях. Это пустопорожние предложения о том, что «вводятся некоторые определения и совершенствуются существующие с целью избежать их неоднозначного толкования на практике»; «детализируется перечень законов, согласно которым осуществляется трансфер технологий»; «улучшена координация между органами исполнительной власти в сфере трансфера технологий и конкретизированы задачи и полномочия уполномоченного органа и других центральных органов исполнительной власти, Национальной академии наук Украины и национальных отраслевых академий наук в сфере трансфера технологий», «оптимизирована процедура и определен конкретный механизм согласования трансфера и регистрации технологий, созданных или приобретенных за бюджетные средства, которые передаются юридическим лицам, зарегистрированным в других странах, или физическим лицам-иностранцам, или лицам без гражданства». Создание информационного веб-портала и дополнительные экспертизы и мониторинги тоже не о стимулировании работы ученых...

Все это, конечно, прекрасно и необходимо для выполнения многочисленных планов, стратегий, концепций и международных обязательств Украины, но не может называться «стимулированием ученых» и ничего не даст для решения проблемы, определенной как «требующая решения».

«На протяжении последних лет наблюдается низкий уровень коммерциализации результатов научных исследований, научно-технических (экспериментальных) разработок, трансфера технологий, — написано в объяснительной записке к законопроекту. — Происходит снижение инвестиционной привлекательности Украины из-за отсутствия возможности государственных научных учреждений и заведений высшего образования осуществлять эффективное управление имущественными правами интеллектуальной собственности, реализацию и защиту своих прав, а также коммерциализацию объектов права интеллектуальной собственности».

Но никакое усовершенствование определений и улучшение координации государственных органов не поспособствует инвестиционной привлекательности и развитию новых технологий в условиях, когда государственные органы и высшие должностные лица годами публично демонстрируют пренебрежение к ученым, к академической добропорядочности и правам интеллектуальной собственности, когда исследования не финансируются даже на базовом уровне, когда законодательство о финансировании науки годами не выполняется...

Если в реальности вместо государственной поддержки науки (без чего не будет ни инноваций, ни новых технологий, ни инвестиционной привлекательности) — жалкие заработные платы ученых и преподавателей вузов, невероятная бюрократия впридачу к любым, даже небольшим грантам, публичное пренебрежение членов правительства к науке, приходится имитировать «стимулирование науки и образования» громкими заголовками новостей.

Сама по себе инвестиционная непривлекательность — проблема далеко за рамками полномочий МОН и развития науки и технологий (стоит вспомнить украинские суды, которые умеют отменять даже законы Ньютона, успешно отпугивая украинские стартапы и зарубежных инвесторов) и точно не решается усовершенствованием определений в законодательстве и улучшением координации органов исполнительной власти.

Для настоящего стимулирования ученых нужны (для начала) члены правительства, которые хотя бы попытались понять, что такое образование и наука; что успешный ректор — это совсем не тот, кто умеет устроить красивое шоу для высокого должностного лица; что обоснованное подозрение в академической недобропорядочности — абсолютно неприемлемая черта для любого государственного чиновника. Пока мы видим, что чиновники избегают честного и открытого общения в рамках Национального ученого совета, — этот механизм призван пояснять высоким должностным лицам, что такое наука и что нужно делать для ее развития. Украинские высокие должностные лица (это касается далеко не только нынешней власти) стабильно уже много лет демонстрируют некомпетентность в области науки и образования уровня эффекта Даннинга—Крюгера, любовь к формальным отличиям и особую благосклонность к академически недобропорядочным лицам и псевдоученым.

Первым шагом, не требующим значительных средств, предлагаю хотя бы заменить руководство государственных изданий «Голос Украины» и «Правительственный курьер», которые слишком любят печатать за государственным счет гороскопы и ненаучные размышления, выдаваемые их авторами за научные достижения, что свидетельствует об уровне образования руководителей соответствующих государственных органов и их отношении к науке и образованию.

И надо все же понимать, что стимулирование образования и науки — это адекватное финансирование качественных фундаментальных исследований без чрезмерного бюрократического бремени для самих научных работников (им никто не оплачивает квалифицированных технических работников для заполнения многочисленных форм с одинаковыми данными, — и чем лучше и активнее ученый, тем больше времени он должен лично писать бумаги и ходить с ними по инстанциям); без перманентной лжи о повышении зарплат, которое без финансирования превращается в простое сокращение рабочей недели. Это — прекращение бессмысленных формальных требований, которые особенно финансово давят на преподавателей вузов — с негативным влиянием на реальную научную деятельность и международную репутацию Украины. Это — финансирование качественной научно-популярной деятельности вместо конкурсов для якобы учеников, когда невозможно установить авторство и обеспечить объективное оценивание и которые напрасно съедают средства и ресурсы...

Но прежде всего это прекращение неуважения президентом и правительством науки и образования, честных ученых и педагогов, которое они подчеркивают, назначая на должности некомпетентных и недобропорядочных лиц.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 2
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Евгений Буравлёв
23 Июля 2022, 10:00
Війна в Україні змінила не тільки життєвий уклад України та Рфії, а і загальну траєкторію розвитку світового суспільства. Третина людства не тільки знає про проблеми України, а ще і є згуртувалися на підтримку України. Агресія ізолювала москву від Заходу, змусивши кремль шукати нових дієвих контактів на Сході, а відтак і своє місце там. Тобто, виходить, що кремль у підсумку повністю втратив своє значуще положення у світовому співтоваристві. Адже, втративши Захід, він (кремль) навіть переодягнувши європейський смокінг на східні одежи не може стати своїм на Сході. А це дуже вплине на перспективи подальшого розвитку РФії. А тут ще і окремі східні народності, що заселяють РФію, потрапивши у "східне середовище", можуть надихнуться можливістю стати окремими незалежними від москви країнами. Виходить, що війна москви з Україною стала такою собі точкою біфуркації, котра перенесла РФію на нову траєкторію розвитку, змінивши атрактори (магніти) розвитку і сам подальший режим функціонування державного механізму.
Ответить Цитировать Пожаловаться
Mykolaj Bilous
23 Июля 2022, 13:34
І виникнення цієї точки біфуркації, за словами Байдена, потрібно було чекати 6-8 поколінь. Від якої події, чи від якого моменту, Байден зробив відлік? Зі слів Байдена також випливає, що ця біфуркація є бажаною для нього. А якщо взяти до уваги недавні слова віце-пезидентки США, що за останні 20 років Штати утричі наростили виробництво озброєнь, то можна дійти до думки, що ця точка біфуркації може бути цілком рукотворною...
Цитировать Пожаловаться
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме