На Западе уже давно сушат голову над методами борьбы с плагиатом. Только в США около 50% школьников и 80% студентов регулярно списывают домашние работы из Интернета. По данным журнала Wired, сайты курсовых работ занимают третье место по популярности после онлайновых казино и порносайтов.
Среди наиболее известных — израильский SchoolSucks.com (дословно «Школа достала») и американский GeniusPapers.com («Гениальные курсовые»). За шесть лет работы оба сайта ежедневно посещают около десяти тысяч студентов. И подписка стоит всего 20 долларов в год. Все чаще на сайт заглядывают сами преподаватели, чтобы проверить происхождение ученических работ.
Значительно облегчить угадывание плагиата призваны специально разработанные программы. Один из наиболее популярных сервисов — Turnitin.com. Программа, заложенная в его основу, позволяет создавать цифровой портрет входящего текста студента, а потом сравнивает его с образцами собственной базы данных, а также миллионами других интернет-ресурсов. Клиент получает «отчет об оригинальности» на протяжении 24 часов. Сейчас у Turnitin.com. более 20 тысяч зарегистрированных пользователей в 20 странах мира. В Америке на программу подписываются целыми штатами. Цена за анализ работы одного студента в год обходится в 50 центов.
В свое время руководство украинских вузов жаловалось на отсутствие подобного «оружия» в борьбе с ленивым студентом. Недавно группа сотрудников Национального авиационного университета (НАУ) и Национальной академии наук Украины презентовала компьютерную систему обнаружения плагиата в украино- и русскоязычных текстах, не имеющую аналогов на территории СНГ.
— На сегодняшний день в наших вузах полный произвол: преподаватели принимают рефераты из Интернета, а зачастую и сами продают работы выпускников, — рассказывает один из авторов проекта, директор научно-производственного предприятия ООО «Авиа-Центр» Анатолий Шевченко. — Наша поисковая система меняет логику поведения в учебном заведении. Как она работает? Во-первых, необходимо создать базу данных студенческих работ. Согласно нормативным документам, студент должен предъявлять курсовую в печатном виде. Если так, то где-то есть и электронная версия. Введя, как правило, сдачу дискеты, мы сможем накопить базу данных в компьютере кафедры. Далее все работы следующих курсов сверяются с работами предыдущих лет. И уже через три года базовые работы, из которых «дерут» абзацами, страницами и целыми разделами, исчерпают себя. Система проста в пользовании. Вводятся необходимые данные: дисциплина, название и вид работы, фамилия студента и преподавателя. Потом выбираются параметры базы, в которой проводится проверка. Для наших студентов база украинская. Работы иностранцев проверяются вначале в локальной базе, а затем отсылают в Интернет на наш поисковый сервер.
По словам господина Шевченко, система заставит преподавателя быть более придирчивым при приеме работ. А студенту не даст отвертеться: на экране высветится источник заимствования из списка защищенных работ. Кроме того, система подчеркнет розовым цветом замену слов синонимами, желтым — перевод с другого языка. И, так сказать, «на десерт» выдаст список использованных сайтов.
Необходимо подчеркнуть, что у отечественной системы есть преимущества по сравнению с наиболее популярной в англоязычных академических кругах, созданной профессором Блюмфельдом из Университета Вирджиния (США). Его схема не слишком удобна: сомнительные работы присылаются в офис, где проходят проверку Интернетом. Поиск осуществляется по ключевым словам, и из сети приходит полмиллиона текстов, в которых еще нужно разобраться. Отечественные разработчики вместо этого создали локальные системы, которые можно установить на каждой кафедре. Еще одним преимуществом является полиязыковость программы: помимо украинского и русского, она распознает английский и французский языки. Вскоре система будет работать также с немецкими и испанскими текстами. Еще одно преимущество — скорость проверки: 500—800 печатных листов в секунду.
Как утверждают авторы проекта, разработка программы заняла три года. Высшая аккредитационная комиссия поздравила с уникальным изобретением, но внедрение системы в жизнь, как часто бывает, застопорилось из-за отсутствия средств.
— Если бы вузы объединились для установления системы, сумма была бы небольшой, а престиж каждого из них возрос бы, — предлагает выход из ситуации г-н Шевченко. — В среднем «репутация» будет стоить 10—15 тыс. грн. Но цена зависит от количества оснащенных системой мест в учебном заведении и его географического расположения. В пакет услуг входит создание базы данных, а также обучение персонала.
Лучшим доказательством жизнеспособности системы была ее практическая апробация на кафедре компьютерных систем и управления НАУ. По словам научного руководителя проекта Александра Литвиненко, эксперимент имел печальные последствия. Многие преподаватели были пойманы на продаже работ выпускников. Некоторые преподаватели на протяжении трех лет вели одни и те же дипломные проекты. Однако плагиаторы остались безнаказанными.
— К сожалению, при защите работы мы не имеем права занижать оценку за плагиат, — объясняет А.Литвиненко. — Ведь в методических указаниях Минобразования об этом ничего не сказано! Критерии оценки были приняты еще в советские времена и требуют пересмотра. Поскольку Минобразования еще не определило инструмент борьбы с плагиатом, мы можем лишь поругать студента, но не снизить оценку. В то же время в западных университетах за один только факт компиляции слушателя могут отчислить из учебного заведения без права восстановления и возмещения денег за обучение.