«Можно, я останусь в этой школе навсегда?» — спросил пани Кристину ее сын после первого же дня обучения в немецкой школе. Они, как и миллионы украинцев, вынуждены были оставить страну в поисках безопасного места. Чужая страна, чужой язык, другие обычаи. Да еще и учиться надо. Казалось бы, для украинских детей немецкие/британские/итальянские и прочие школы должны были бы стать страшным сном наяву. Как это бывает в Украине: смена класса или школы — самый большой страх для родителей и ребенка. Но европейские школы с первого посещения пришлись детям по душе.
В группе «Батьки SOS» мы предложили родителям, которых разбросало по миру, написать о своих впечатлениях от школ, где учатся сейчас их дети. Получили более полусотни писем и тысячи комментариев. Почти все — позитивные.
Первое, что отмечают родители, — дружественная атмосфера по отношению к детям. У пани Анжелики есть опыт обучения детей в польских и немецких школах, поэтому отмечает общие черты. «В европейских школах руководитель и все учителя проявляют к каждому ребенку уважение. В Германии плюс дружелюбие. На учеников не повышают голос, нет приказного тона и команд «сели-встали»… Каждый учитель на уроке поможет, поддержит».
В школах Швеции господствует едва ли не «детская анархия»: не надо спрашивать разрешения войти, если опоздал на урок, объяснять причины опоздания, просить прощение. Во время урока ребенок может сидеть там, где ему удобно, — хоть на полу, хоть на подоконнике. «Такие условия обучения не обижают учителей, не создают неконтролируемого беспорядка. Дочь сказала, что на уроках может быть шумно, только если это уместно. В других случаях — тишина. Учителя чувствуют себя так же комфортно, как и ученики. В школе господствует взаимное уважение», — пишет пани Наталья. И, что показательно, — от такого поведения «дисциплина» почему-то не страдает.
Точнее, даже не так. Того, что в украинских школах называют «дисциплиной», в рассказах о зарубежных школах мы не видим и близко. Нет того, на что украинские учителя тратят невероятное количество сил и времени, — добиться тишины, отчитать опоздавших, отругать невнимательных, усадить вертлявых и тому подобное.
В Испании, рассказывает пани Оксана, дети на уроках «играют, шумят, шутят. А еще — едят и свободно передвигаются по классу. Я бы не сказала, что учитель здесь стоит на пьедестале почета. Он, скорее, предводитель банды». Дети не тратят силы на демонстрацию своего внимания, уважения и заинтересованности учителем. Создается впечатление, что здесь учитель рядом с детьми, а не над ними.
«Ученики в Германии, по мнению многих украинских учителей, ведут себя на уроках слишком дерзко. Например, при обсуждении литературного произведения ученица села на парту, поставив ноги на стул. Но на это никто не обратил внимания. Учитель не сделал замечания, не прекратил обсуждения. Урок продолжался очень интересно. Ни учитель, ни ученики не считают сидение на парте неуважением к учителю», — рассказывает Анжелика.
Приветливую по отношению к детям атмосферу дополняет и отсутствие необоснованных требований к ним. Например, никто не требует считать клеточки для отступа в тетради, разрешается разрисовывать свои работы, нет никаких требований к цвету чернил. «Нет никаких требований к оформлению тетрадей. Ребенок пишет, например, сбоку 13.5.22 и не считает клеточки, не пишет ежедневно «домашняя/классная работа». Не существует тетрадей в косую линейку, не нужен наклон. Главное — чтобы было разборчиво», — пишет пани Анна о школе в Германии. «Отсутствует ненужная информация, зубрежка правил, стихов, переписывание параграфов из учебника в конспект. Наоборот, полученные во время уроков знания могут пригодиться», — добавляет пани Анжелика.
Большинство родителей уверяют, что учебная программа в новых школах детей значительно отстает от украинской. Особенно математика.
Это же как учат/преподают математику в Украине, что знаний дают больше, а результат после окончания школы даже не худший, а катастрофический? При этом родители рассказывают, что обучение в школах Европы проходит для детей легко.
Пани Евгения делится, что только здесь, в Британии, она поняла суть интегрированных уроков, которые будто бы проводят и в украинских школах. «Сейчас по истории проходят тему викингов. Они читают о викингах, смотрят фильмы, делают собственноручно макеты домов, одежды, бытовых предметов и т.п. И это не один урок, а уже три недели. Через несколько дней готовятся к поездке в Йорк на два дня всем классом. Там посетят музеи, разные интересные места, связанные с викингами».
Нет домашних заданий и поручений родителям, что надо выучить с детьми. Учителя сами обращаются с предложениями дополнительно (и бесплатно!) позаниматься. А на вопрос о репетиторах родители местных детей откровенно не понимают, о чем вообще идет речь. «Всю программу они должны освоить в школе, иначе учитель будет отвечать за то, что не смог научить ученика и донести до него материал», — рассказывает пани Елена о школе в Испании.
Вот здесь можно вспомнить, как изучают историю в Украине. Даты-фамилии-даты… Много дат. Еще — много сложных параграфов в учебниках, нашпигованных непонятными детям языковыми конструкциями. А если школьники не успевают запомнить эти даты, то надо еще больше времени выделить на изучение этих дат — больше уроков, больше факультативов и репетиторства, то есть больше похищенного детского времени. И как, помогло?
Собственно, все то, что увидели родители в Европе, — иллюстрация НУШ. Реформа, которая должна была сделать украинские школы такими, как европейские. Ребенкоцентризм, партнерство, ориентация на потребности ребенка — такой вид имеет это в реальности. Родители увидели, как перечисленные принципы коренным образом меняют отношение ребенка к школе. И теперь эти родители со страхом ждут возвращения своих детей в украинские школы. Потому что даже «реформированная» начальная школа далека от увиденного.
Что нужно, чтобы школы в Украине стали такими? Неужели деньги? Потому что, как бы мы ни жаловались на недостаточное финансирование украинского образования, доброжелательность — это то, что не требует никакого финансирования.
«Дочь учится в пятом классе, — рассказывает пани Людмила. — Что только ни покупали родители за это время (в школе в Украине. — Е.Б.): шторы, телевизор, роутер, шкафы, кулеры, ведра, швабры... Страшно — честно, потому что очень много покупали. Мы сейчас в Германии. Так вот, всего этого в классах немецкой школы, где учится мой ребенок, нет! Но радость и желание бежать в школу у ребенка есть!». Не практикуют в европейских школах и поборы с родителей и родительских комитетов. Вся коммуникация — непосредственно с учителем и администрацией. Родители подчеркивают, что в первый же день получили исчерпывающую информацию, и в дальнейшем получают каждую неделю письма из школы с итогами и запланированными мероприятиями.
«Пойти в школу спросить» нет необходимости. «Если ребенок что-то не хочет делать вместе со всем классом — на этом не акцентируют внимание всех. В конце дня учитель подойдет частным образом к родителям и скажет: «Ребенок почему-то не хотел участвовать в занятиях. Что-то случилось? Возможно, он чего-то не понимает? Может, надо помочь? Давайте вместе придумаем варианты поощрить его», — говорит пани Оксана.
Родители рассказывают, что каждое свое решение администрация поясняет. И всегда готова к диалогу ради потребностей ребенка. Например, пани Светлана рассказывает, что на входе в португальскую школу, где сейчас учатся ее дети, все сдают телефоны: «Для украинцев — исключение, потому что они часто пользуются переводчиками и программами для сканирования и перевода текстов».
В школах Италии довольно распространена школьная форма (в Украине это требование отменили). «Принимая во внимание тамошний климат, весной и осенью в ней невыносимо жарко. Но порадовало, что когда я подняла этот вопрос в родительском чате, ссылаясь на отсутствие школьной формы в Украине, родители меня поддержали, и мы вместе попросили администрацию проявить лояльность. И администрация согласилась», — делится пани Екатерина.
Конечно, на все восхищенные отклики родителей о европейских школах нашлось достаточно много людей (надеюсь, это были не педагоги), которые очень злобно говорили, дескать, «увидим, чему они там научатся». Ибо как же это возможно — получать знания весело и интересно, а не в мучениях и муштре по 10 часов в день, с домашними заданиями и репетиторами!
О том, что европейская модель образования более успешная, свидетельствует в первую очередь уровень жизни в странах Европы. Потому что образование ничего не стоит, если оно не работает на благо общества. Если его носители не могут сделать успешными себя и свою страну. Второй показатель — результаты международного исследования качества образования PISA-2018. Они демонстрируют, что украинские школьники далеко позади своих ровесников из тех стран, где «в школу не учиться ходят, а развлекаться». Затрачивая на свое школьное образование меньше времени, чем украинцы, европейские дети по знаниям опережают своих украинских ровесников приблизительно на образовательный год.
А мы разбазариваем время своих детей, отбираем у них детство, портим их здоровье. Все это лишь потому, что мы, взрослые, не хотим создавать себе неудобств. Потому что менять систему и меняться самому в ней — это очень неудобно.
Помните, в самом начале реформы образования родителей приходилось убеждать, что перемены нужны? А сейчас их убеждать не надо, — они получили мощный стимул для того, чтобы хотеть и поддерживать реформы: счастливые глаза ребенка, который пришел из школы и хочет туда вернуться. Когда семьи вернутся домой, а их дети — в украинские школы, пропасть между украинским образованием и получателями образовательных услуг (а это, собственно, и есть украинское общество) увеличится в разы. И это станет толчком к развитию украинского образования. Тем более что некоторые украинские учителя пошли работать в зарубежные школы, и это однозначно изменит их взгляды на школу, позволит посмотреть на нее с другого ракурса.