Подводить черту под результатами вступительной кампании-2018 еще рано. И не только потому, что для основательной аналитики требуется время. Еще продолжается зачисление на контракт.
Как подчеркивают эксперты, контрактники тоже повлияют на общую картину качества отбора будущих студентов, поскольку у них может не быть таких высоких конкурсных баллов, как у поступивших на бюджет. Но уже теперь можно говорить, как абитуриенты делали выбор и подавали заявления на поступление. Это чрезвычайно интересный этап кампании.
По информации МОН, изъявили желание стать студентами 76% нынешних выпускников школ. Вопрос, надо ли так широко открывать дверь в высшее образование, всегда был дискуссионным. "Не всем надо идти в университет, только лучшим. Зачем нам столько спецов с высшим образованием?" - считают одни. "А куда они пойдут, на улицу? Пусть лучше в университете сидят", - аргументируют другие.
"Над этим нам еще надо будет поработать, ведь на рынке труда потребность совсем другая, - прокомментировала в Фейсбуке Лилия Гриневич цифру 76%. - Надеюсь, что благодаря модернизации профессионального образования, путем комплексной реформы, государственных и региональных инвестиций, а также благодаря инфраструктурному проекту ЕС нам удастся это сделать".
Руководитель Госслужбы занятости Валерий Ярошенко заявлял на пресс-конференции, что 47% безработных, которые находятся на учете, имеют высшее образование. А в Киеве, Одессе, Харькове, Сумах и Львове таких от 85 до 90%. Валерий Ярошенко подчеркнул, что рынок сегодня нуждается в людях, умеющих работать с инструментом, т.е. в профессиональных работниках - швеях, электромонтерах, слесарях, электросварщиках, токарях и т.п. "На рынке нет столько вакансий менеджеров, юристов, экономистов, сколько сегодня продуцирует высшая школа", - сказал Ярошенко.
Как здесь не вспомнить обнародованный министерством образования Топ-10 самых популярных специальностей, на которые подали больше всего заявлений на поступление. Это "Филология", "Право", "Менеджмент", "Среднее образование", "Компьютерные науки", "Экономика", "Медицина", "Инженерия программного обеспечения", "Туризм" и "Психология". Этот перечень вызвал бурные обсуждения. "Кто будет развивать технологии, наращивать ВВП?" - жаловались одни. "Не надо паниковать, так было всегда, и в советское время, когда образование было "самым лучшим". Преподаватели технических вузов носились по регионам и агитировали поступать к ним", - успокаивали другие.
"Сколько помню, столько и публикуются эти Топ-10 специальностей, на которые подали самое большое количество заявлений. И ежегодно СМИ и блогеры начинают довольно искаженно интерпретировать эту информацию, - говорит Егор Стадный, директор аналитического центра CEDOS.
- Широкая общественость не знает особенностей перечня специальностей, не понимает, что среднее образование и филология имеют много специализаций. Кроме того, широкая общественность включает большинство, которое не понимает, что это заявления, а не люди. Поскольку это большинство (например, я тоже) когда-то само поступало, и тогда подавали заявления на поступление в один-два вуза. Это большинство не понимает, что теперь разрешено подавать 7 заявлений на бюджет, а на контракт вообще нет ограничений. Я вспоминаю из анализа массива данных за 2017 год, - один человек подал, кажется, 212 заявлений, тысячи людей подавали по несколько десятков. Это совершенно другая система координат", - сказал Стадный.
Все же интересно, как подавали заявления на поступление на другие специальности, связанные с развитием технологий, науки, машиностроения? Для сравнения, на популярные "Право" и "Менеджмент", по данным МОН, было подано, соответственно, 72 965 и 47 695 заявлений. На сайте vstup.edbo.gov.ua видим, что, например, на специальности "Биотехнологии и биоинженерия" подано 8 233 заявления, "Агрономия" - 5 142, "Химические технологии и инженерия" - 3 219, "Отраслевое машиностроение" - 3 755, "Прикладная математика" - 5 119, "Прикладная физика и наноматериалы" - 1 396, "Авиационная и ракетно-космическая техника" - 968 заявлений, "Микро- и наносистемная техника" - 1 294 заявления.
Какого "качества" абитуриенты хотели поступить на эти специальности, т.е. какой был средний конкурсный балл (как известно, он состоит из баллов ВНО, среднего балла аттестата и разных дополнительных баллов)? Подчеркиваю - это не баллы, с которыми абитуриенты были зачислены в вузы, это баллы тех, кто хотел поступать (см. рис. 1).
МОН определило Топ-10 вузов, куда подано больше всего заявлений на поступление: Киевский национальный университет им. Тараса Шевченко (37 994 заявления), ЛНУ им. Ивана Франко (35 764), НТУ "Киевский политехнический институт им. Игоря Сикорского" (33 324), НУ "Львовская политехника" (28 900), КНТЭУ (28 126), НАУ (23 939), ХНУ им. Василия Каразина (19 982), КНЭУ им. Вадима Гетьмана (17 437), ЧНУ им. Юрия Федьковича (16 310), НПУ им. Михаила Драгоманова (16 266).
Насколько корректно сравнивать вузы по количеству заявлений? Ведь чем больше университет, чем больше в нем кафедр и институтов (а следовательно, и специальностей), тем больше абитуриентов он привлекает. "Я вообще против обнародования этой информации, - замечает Егор Стадный. - А если обнародовать с намерением показать популярность, то следует давать сведения о размере высшего учебного заведения по количеству студентов или по лицензионному объему. Тогда люди будут понимать популярность, а не размеры вуза".
Интересно, какие вузы привлекали самых сильных абитуриентов? Воспользовавшись данными vstup.edbo.gov.ua, мы определили 10 вузов с самым высоким средним конкурсным баллом (см. рис. 2).
Во время вступительной кампании применялся алгоритм широкого конкурса. Это означает, что в рамках каждой специальности определялся рейтинговый список поступающих по всей стране, желающих поступить на эту специальность. Рейтинг формировался на основании конкурсного балла. Кроме того, каждый абитуриент присваивал своим заявлениям приоритет, чтобы алгоритм широкого конкурса зачислял его именно по наивысшему приоритету, по которому он попадает на бюджет. Очень упрощенно это можно объяснить так. Например, в рейтинговом списке 700 человек, а государство дает на них только 100 бюджетных мест. Это означает, что первые 100 поступающих из общегосударственного списка получат эти места (если для каждого из них это был наивысший приоритет) и принесут их в те вузы, которые выбрали для поступления.
Такой алгоритм нравится далеко не всем. "Широкий конкурс уничтожает региональные вузы, поскольку абитуриенты едут в Киев и несут туда государственный заказ, т.е. финансирование", - замечают оппоненты широкого конкурса (обычно это представители именно региональных вузов).
"Широкий конкурс не является причиной проблем региональных вузов, он только оголяет проблемы, существующие уже давно. Теперь "порешать" все (т.е. выбить финансирование) в Министерстве образования не выйдет. Придется быть конкурентоспособными", - считают приверженцы широкого конкурса.
"Часть проблем, которые сегодня связывают с широким конкурсом, возникла задолго до его введения, - говорит Владимир Бахрушин, член национальной команды экспертов и советник министра образования. - Ситуация усложняется и демографическим спадом, из-за которого за последнее десятилетие существенным образом уменьшилось общее количество потенциальных абитуриентов. Кроме того, следует учитывать, что сегодня мы не можем запретить абитуриентам выбирать. Можем только стимулировать их выбирать региональные университеты, нужные государству специальности и т.п. Но это выходит далеко за рамки инструментов распределения государственного заказа. Важной должна быть роль местных органов в развитии регионов и поддержке региональных университетов. В целом широкий конкурс обеспечивает возможность отбора для обучения по государственному бюджету лучших в пределах каждой специальности абитуриентов".
"Если местная власть заинтересована задерживать поступающих в регионах, она должна вводить региональный заказ на подготовку специалистов, входить в соглашение c градообразующими предприятиями о поддержке. Проблема в том, что система образования и местные органы власти находятся в разных мирах. Местные чиновники участвуют в круглых столах, красиво говорят о проблемах, но чтобы они запускали какие-то программы и вкладывали деньги в подготовку специалистов для региона - я такого не слышал", - говорит Егор Стадный.
Интересно проследить, как подавали заявления на поступление абитуриенты из разных регионов. По данным vstup.edbo.gov.ua (см. рис. 3):
"Немного статистики вступительной кампании по Киеву, - комментирует Владимир Бахрушин. - На учреждения высшего образования Киева приходится около трети всех заявлений, поданных абитуриентами на бакалаврские программы на основе полного общего среднего образования. При этом данный показатель почти одинаковый для заявлений на бюджет и для общего количества. Почти половина общего количества заявлений и свыше 54% заявлений на бюджет приходится только на 5 из 72 вузов - КНУ, НТУУ КПИ, НАУ, КНТЭУ и НПУ".
А вот каким был средний конкурсный балл поступающих по регионам (см. рис. 4):
Бурные обсуждения вызвали данные о проходном балле по стране на разные специальности (по данным МОН). Напоминаем, что минимальный балл ВНО, позволяющий поступать в вузы, - 100, максимальный - 200. А еще к нему прибавлялся средний балл аттестата и т.п.
Что касается проходного балла, - он очень разный для разных специальностей. От почти минимальных 108 - для будущих учителей физики и специалистов по авиационной и ракетно-космической технике, 104 - для специалистов по электрической инженерии и до 193 баллов - для стоматологов, и 192 балла - на специальность "Международные отношения и общественные коммуникации".
МОН определило Топ-специальности с наивысшим проходным баллом. Это "Стоматология", "Международное право", "Международные отношения", "Международные экономические отношения", "Журналистика", "Политология", "Менеджмент социокультурной деятельности", "История и археология" и некоторые специализации "Филологии" (китайская, шведская, японская и другие языки). На эти специальности проходной балл - свыше 185.
Но следует иметь в виду, что проходной балл зависит от государственного заказа на специальность. "Стоматология в топе самых популярных специальностей по количеству заявлений, но на нее выделено только 50 мест государственного заказа на всю страну. Поэтому там и высокий проходной балл, - объясняет Егор Стадный. - А вот на автоматику, машиностроение и т.п. выделено государством тысячи мест, и проходной балл там низкий".
Как известно, в нынешнем году больше всего мест госзаказа выделено на специальности "Среднее образование", "Медицина" и "Компьютерные науки".
Следует признать, что эта вступительная кампания, в отличие от прошлогодней, была проведена хорошо. "Это небо и земля, по сравнению с 2017-м", - говорят эксперты.
За что хвалят эксперты нынешнюю вступительную кампанию?
Электронные кабинеты поступающих работали без сбоев - это раз. Велась работа с приемными комиссиями - два. "Очень хорошо, что в этой вступительной кампании начали теснее работать с приемными комиссиями, - говорит Егор Стадный. - Создали в Фейсбуке группу "Вступ-2018", проводили тренинги для председателей приемных комиссий, распространяли видеоблоги Олега Шарова, генерального директора директората высшего образования и образования взрослых МОН". Регулярная загрузка на vstup.edbo.gov.ua данных о широком конкурсе, рейтинговых списков поступающих, статистики по вузам, регионам и специальностям - это три.
За что критикуют?
Во-первых, есть замечания относительно информации, которую обнародовало МОН во время вступительной кампании. "Минобразования молодцы, что согласились на наши рекомендации обнародовать промежуточные данные во время вступительной кампании, - говорит Егор Стадный. - Но почему-то еще не научились правильно доносить цель обнародования данных. Хорошо, что появилась информация для приемных комиссий, но не хватает информации для поступающих. По каждой специальности были показаны все абитуриенты с баллами. Это суперценная информация для понимания конкурсной ситуации. И ее надо было донести до абитуриентов, а не просто выкладывать в Фейсбук. Должна была быть информационная кампания, специально подготовленные релизы, где объяснялось бы, зачем нужна эта информация, кому она полезна, как ее использовать, какие могут быть перспективы. В МОН умеют объяснять свои реформы, могли бы и это сделать. Мне возражают, что абитуриенты не умеют пользоваться таблицами. Это не так. В курсе школьной программы по информатике для 11 класса есть такая тема. Будем на этом настаивать в следующую вступительную кампанию. И не надо останавливаться на украинских университетах. Если мы говорим о качественном выборе украинских выпускников, если они выбирают университеты плохого качества, скажем, в Польше, то МОН должно не сидеть в кустах с закрытыми глазами, а советовать, куда лучше не поступать".
Во-вторых, администраторы, работающие в приемных комиссиях с электронной базой, жалуются на низкую зарплату, которая, вопреки всем обещаниям МОН, осталась на уровне лаборанта или секретаря. Уборщица, говорят, которая ни за что не отвечает, получает больше. Вот поэтому хорошие админы не слишком активно соглашаются на работу в приемных комиссиях, часто с ненормированным рабочим графиком, - донимают письма из МОН, иногда они приходят в конце рабочего дня с требованием "сделать на вчера" и отчеты, которые надо делать с 20.00 до 24.00.
В-третьих, критикуют вступительную кампанию за то, что широкий конкурс в ней разбавлен таким ограничением, как "максимальный объем государственного заказа". Это означает, что популярные вузы не могут взять всех, кто хотел бы в них учиться и получил бюджетное место. Для университетов установлена граница - "максимальный объем госзаказа". Это рычаг, помогающий региональным вузам получить хотя бы немного студентов-бюджетников.
"Максимальный объем госзаказа - это просто смешно, - говорит Егор Стадный. - Если хотим поддержать какие-то специальности или сохранить уникальные кафедры, давайте лучше введем специальную государственную программу, пусть все будет открыто, пусть все видят, на что выделяются средства".
"Широкий конкурс, да еще и без каких-либо ограничений, приведет к тому, что по крайней мере треть госзаказа может сконцентрироваться в десяти-пятнадцати университетах страны. А что делать другим?" - возражают противники широкого конкурса.
"Подумайте только: в одно учреждение высшего образования по определенной предметной специальности отрасли 01 Образование/Педагогика набирают 20 студентов с проходным баллом 109, а в другое - только 5 студентов с проходным баллом 169, - говорит Леонид Булава, доцент Полтавского педагогического университета, эксперт. - В прошлом году без широкого конкурса разница в проходных баллах в различных вузах была намного меньшей. Главная причина большой разницы в нынешнем году - "максимальный объем госзаказа", согласованный МОН. Именно он и обусловил такие отличия между университетами. Надеемся, что в следующем году будет настоящий широкий конкурс, без каких-либо "максимальных объемов", показатели которых в половине случаев трудно объяснить. Предлагаем в следующем году распределять между учебными заведениями госзаказы, ориентируясь на проходной балл поступающих в предыдущем году".
Вопросы есть, и во время следующей вступительной кампании их придется решать. Кстати, Минобразования уже начинает собирать предложения относительно Условий приема на 2019 год. Соответствующее письмо разослано в учебные заведения. Предложения принимают до 16 августа на адрес kernychna@mon.gov.ua.