Фото УНИАН |
Нечасто «ЗН» публикует статьи, подписанные студентами. Будучи по одной из своих профессий преподавателем, по возрасту еще не вышедшим из категории «молодежь», хочу возразить автору недавнего монолога «Студенчество — главный враг государства?».
Красной нитью через статью проходила обида на государство, которое не заботится о студентах, таких беззащитных, белых и пушистых, тяжело и бесперспективно грызущих гранит науки. Студенты, правда, народ теперь очень разный, и для всевозрастающего их количества проблемы размера стипендии, оплаты общежития и льготного проезда в транспорте жизненно важными не кажутся. Но и прототипов героя анекдотов про голодного студента тоже немало. Я и сам пару лет назад был студентом, правда, престижной специальности (экономист), из числа тех, у которых автор, не видя другого выхода, предлагает отнять стипендию в пользу студентов «непрестижных». Убежден — выход не в таком шариковском подходе («взять и все поделить»), а в изменении студенческого (и шире — молодежного) сознания, как составной сознания национального. Но обо всем по порядку.
Популярный в легендарных шестидесятых Г. Маркузе считал, что пролетариат давно перестал быть движущей силой общества, и роль этой силы перешла к студенчеству — ведь именно в данной социальной группе сочетается недовольство, максимализм требований (будь реалистом — требуй невозможного!) и высокий интеллект. Теорию эту западная молодежь демонстрировала на практике, особенно в 1968-м, когда очагами бунта против надоевшей действительности зачастую становились ведущие университеты. Многие из тех бунтарей со временем остепенились и стали истеблишментом. К примеру, министр иностранных дел Германии Йошка Фишер, который в юности был радикалом и дрался с полицейскими. Но благодаря тому бунту Запад теперь — недостижимая мечта нашей страны, и в мечту эту течет поток украинских граждан — от чернорабочих, гангстеров и проституток до врачей и академиков (и студентов. Как показывают исследования, больше половины их мечтают по окончании учебы эмигрировать).
Молодежь на Западе разношерстна и активна. Сотни тысяч молодых людей считают себя защитниками природы, анархистами и автономами, фашистами (к сожалению) и антифашистами… По данным одного «альтернативного» журнала, только в Германии одних анархистов насчитывается около 70 тысяч. Причем братия эта не угомонилась от сытой жизни и продолжает активно возмущаться по самым разным поводам — от транспортировки по Европе радиоактивных отходов до всемирной глобализации (Берлин, Давос, Сиэтл, Мельбурн и т. д.), благодаря чему жизнь там становится все лучше и веселей. С другой стороны, на гребне всех общественных процессов находится студенчество Латинской Америки, которое вряд ли заподозришь в излишней сытости. Не отстают от своих коллег и азиатские студенты, силами которых были (и даже неоднократно) скинуты коррумпированные режимы в Южной Корее, Индонезии, Филиппинах…
В Украине же ото сна студенчество очнулось лишь единожды — в 1990-м. Много писано про последствия той Гранитной революции, особенно в контексте последних событий. Развивать тему не стоит. Но одно верно — потрясать устои наша молодежь больше не пыталась. Единственно, где могло быть какое-то организованное сопротивление, — это борьба с «Укрзалiзницею» за 50-процентную оплату проезда (право на такую скидку в междугородных автобусах было безнадежно проиграно). Счастье проезда в полцены регулярно отнимается у студентов перед очередными выборами и тогда же возвращается даром сверху. (Жалуясь на хроническую бедность, «Укрзалiзниця» может, тем не менее, позволить себе строительство нового вокзала в Киеве и перманентного капремонта существующего.) К слову, в Европе всем молодым гражданам до 26 лет можно ездить за полцены — молодежь должна быть мобильна и смотреть мир, а не только пару раз в году вояжировать из городов домой за салом. Про это, наверное, невдомек 20 тысячам упомянутых студентов Киевского университета, кинувшимся за гербовыми печатями на студенческие билеты во время очередной кампании с «халявой».
Апатию ко всему происходящему наблюдал я у сверстников все годы своего студенчества. Их я мог понять — как уже говорил, учился я на факультете «престижном», и большинство моих сокурсников (а также их родителей) были людьми небедными. Но и другие студенты — инженеры, физики, математики никогда не изъявляли желания к прямым действиям — в ответ на какие-либо притеснения хотя бы со стороны тех же комендантов. Обучение мое пришлось на политическое безвременье — студентом я застал только вторые президентские выборы 1994 года, когда до политкризисов было еще далеко. Зато в те же годы познакомился со славно возродившейся традицией студенческого стукачества — правда, к чести моей ужгородской альма-матер, не в своем вузе. Пользуясь правом льготного проезда, часто наведывал своего друга-медика, учившегося в Тернополе. Там институт стукачей был настолько обыденным, что никого не удивлял — всех «шестерок», докладывавших начальству оперативную обстановку в общежитиях (кто с кем пил, кто с кем спал) знали и не били. (Когда именно из Тернополя пошла инициатива докладывать наверх об умонастроениях в школах и вузах, я не особенно удивился.)
Ситуация резко изменилась в последние годы. Может, в Киеве студенты и зарабатывают десятку за политические митинги, но не в моем родном Закарпатье. Здесь, как и положено провинции, работает пресловутый админресурс, и политической, пардон, проституцией молодежи заниматься не велено. С самого начала новейшей эры (выборы президента-99) организованные массы постигающих знания (не только студенты, но и ученики техникумов и ПТУ) используются как штыки во все обостряющихся баталиях. К примеру, первое боевое крещение студенты государственного института, где я подрабатываю, прошли перед вторым туром выборов Гаранта, когда их согнали на антикоммунистический митинг («Явка обов’язкова», — строго предупреждала листовка на дверях вестибюля). Потом было участие в референдуме по народной инициативе (избирательный участок устроили в общежитии и запретили на воскресенье разъезжаться по домам). Апофеозом стал нынешний январский митинг поддержки Президента, когда аббревиатура моего института засветилась на УТ-1 в долгом репортаже о прокатившейся по стране волне всенародного «одобрямса». Какого-либо сопротивления подобному задействованию в политических игрищах со стороны студентов не было — самые изворотливые норовили уехать домой по семейным причинам. Судя по репортажу, в других областных вузах и прочих учебных заведениях молодежь также служит боевым авангардом подобных акций.
Не имею, впрочем, права не верить в добровольное участие молодежи в перечисленных мероприятиях. Ведь на всех организованных «в пiдтримку і пiд патронатом» днях городов, молодежи, Независимости, Конституции и т. д. с концертами и фейерверками, на которые уходят миллионы так не хватающих молодым людям гривен, «отрывается» молодежь вполне искренне. И не скулит по поводу маленьких стипендий, отсутствия работы и перспектив на жилье и прочих мелочей. И строительство к первому юбилею Украины колонны стоимостью в несколько десятков миллионов долларов никто не считает помехой вымирающим в паре десятков километров от Киева городам (в которых, возможно, доживают свой век, сократившийся за 10 лет независимости на те же 10 лет, родители этой молодежи). На гранитных плитах и возле фонтанов в центре столицы так любили посидеть молодые люди, часто с книгами в руках — студенты, должно быть. Кому из них пришла в голову мысль о бессмысленности и даже аморальности этой колонны? Кто приковался цепью к фонтану, чтобы остановить безумное строительство, а деньги потребовать потратить на что-нибудь путное?
Как ни затерто звучит подчас ленинская фраза, но государство — это и вправду мы. Одни из нас отстраняются или бегут прочь от государства, которое повернулось к нам лицом и скорчило гримасу, либо же «…делают вид, что верят государству, которое делает вид, что заботится». Другие, генетические комсорги, вступают в молодежные объединения при псевдопартиях, и там грудью прокладывают себе шоссейные дороги в будущее. Третьи, четвертые… Последнее время, как убеждает пресса, у некоторых имеет место тот самый сдвиг в сознании, с которого и начал я свой опус. Думаю, если он произойдет в головах тех, кто прочно освоил искусство быть смирным, тогда Украине еще можно надеяться на свой, отечественный, 68-й со всеми вытекающими последствиями.