Сегодня от любых знаний ученика отделяет всего один поисковый запрос. В таких условиях школа должна не только учить предмету, но и развивать навыки, необходимые для гармоничного сосуществования с другими. Ведь чрезвычайные математические способности, талант к языкам или понимание точных наук не обязательно являются залогом успеха в жизни. Обучение без развития эмоциональной составляющей интеллекта может вызвать сложности в построении отношений, понимании своих потребностей и желаний, определении своего места в социуме.
Коэффициент интеллекта IQ (intelligence quotient) теперь не считается единственным показателем, определяющим жизненный успех. Любые достижения вряд ли возможны при низком уровне эмоционального интеллекта - EQ (emotional quotient). Именно он помогает чувствовать себя "в своей тарелке" как взрослым, так и детям. Поэтому в образовательной реформе "Новая украинская школа" (НУШ) так много внимания отводится развитию мягких навыков (soft skills) школьников - социальных и коммуникативных компетентностей. Новый фокус школы - научить учеников выстраивать эффективные отношения с другими и понимать собственные эмоции.
Что такое эмоциональный интеллект (ЭИ)?
Этот термин стал всемирно известным в 90-е годы минувшего века благодаря книге гарвардского профессора Дэниела Гоулмана "Эмоциональный интеллект". Именно этот вид интеллекта американский психолог Роберт Стернберг называет интеллектом успеха. Все чаще навыки управления эмоциями становятся определяющими во время найма работников.
Эмоциональный интеллект условно можно разделить на две группы: личностные и социальные компетенции. К первым относятся навыки, от которых зависит наша эмоциональная стабильность. Это умение распознавать свои эмоции, анализировать природу их возникновения и последствия. К задачам эмоционального интеллекта также относится умение принимать и ценить собственные чувства, рефлексировать.
Следующий уровень личностных компетенций, связанный с эмоциями, - способность руководить своими чувствами: контролировать эмоции, использовать их во время мышления или решения проблем. Эмоциональный интеллект также влияет на внутреннюю мотивацию, то есть подчинение эмоций целям. В частности это умение ободрить и успокоить других.
Взаимодействие с другими - это социальная составляющая эмоционального интеллекта, включающая коммуникативные навыки и эмпатию (способность понимать чувства и потребности других). Хорошо развитый эмоциональный интеллект помогает легко наладить и поддерживать контакты, вызвать желательную реакцию у собеседника. Это умение договариваться, находить компромиссы, учитывать интересы каждого и предотвращать конфликты.
Психолог Марта Прыриз объясняет: "Человек с развитым эмоциональным интеллектом понимает, что с ним происходит, что он чувствует и что могут чувствовать другие люди. Успех также зависит от умения договариваться, работать с разными людьми, быть на одной волне с ними. Для этого важно осознавать, как мы ощущаем себя и какие эмоции переживают другие. От уровня эмоционального интеллекта зависит, как человек будет взаимодействовать с окружающими, а от умения адаптировать свое поведение - его успех. Иначе говоря, эмоциональный интеллект помогает достижению целей.
Не бывает хороших или плохих эмоций. Любая эмоция является индикатором наших потребностей, каждая из них имеет свои функции. Например, грусть помогает остановиться перед чем-либо, побуждает исправить ситуацию, а усталость выполняет защитную функцию. Эмоции - этакая "прививка" от депрессии или выгорания.
Дети, как и взрослые, имеют право на разные эмоции. А задача школы и родителей - научить ребенка адекватно проявлять любую эмоцию, чтобы не навредить ни себе, ни другим. Если мы запрещаем емузлиться или говорим, что некоторые эмоции надо скрывать, они от этого не исчезнут, а накопятся внутри. Это может привести к нервному срыву или подавленному настроению".
Как эмоциональный интеллект помогает в жизни?
Во время кризиса у людей бывают огромные эмоциональные нагрузки. Поэтому умение руководить своими эмоциями становится таким же важным инструментом сохранения здоровья, как и другие методы профилактики.
Эмоциональный интеллект помогает учиться на собственном опыте. Если ребенок прикоснется к горячей плите, он запомнит ощущение боли и в дальнейшем не будет так делать.
Умение правильно интерпретировать эмоции других, в частности гнев или неудовольствие, помогает избегать конфликтов и правильно реагировать в разных ситуациях. В общем, все это предотвращает буллинг.
Понимание эмоций помогает заводить новые знакомства и выстраивать дружеские отношения. Высокий эмоциональный интеллект прямо коррелирует с лидерским потенциалом, а его развитие с самого младшего возраста открывает новые перспективы.
Когда эмоции берут верх, мы ведем себя нерационально и воспринимаем информацию предубежденно. Эмоциональный интеллект помогает человеку анализировать свои эмоции, а не верить первым, импульсивным ощущениям.
Развитие эмоционального интеллекта - общее дело школы и родителей
НУШ активно занимается развитием эмоционального интеллекта учащихся. Среди инструментов такого развития хорошо известен "утренний круг". Во время него дети учатся распознавать свои эмоции, делиться с другими и понимать, что чувствуют их одноклассники. В этом помогают упражнения и игры на взаимодействие, дискуссионные задачи, просмотр видео, обсуждение художественных произведений и прослушивание музыки.
Именно через культуру человек может лучше всего расширить мировоззрение, научиться понимать других и развить эмоциональный интеллект. Литература и музыка, кино и мультфильмы порождают в детях эмоции и развивают такие качества как сопереживание, понимание себя и других.
В сентябре 2019 года 26 украинских школ начали пилот по внедрению международной программы "Социальное, эмоциональное и этическое обучение" - Social Emotional and Ethical (SEE) Learning. Она подробно расписывает методики по формированию мягких навыков на трех уровнях: личностном, социальном и системном. Эти уроки можно интегрировать к любому предмету. Они также помогут учителю с методиками развития EQ у школьников.
Но развитие эмоционального интеллекта не может ограничиваться лишь работой учителя. Важно, чтобы дети росли в среде с высоким уровнем эмоционального интеллекта. Поэтому ответственность лежит и на плечах семьи. Если родители умеют контролировать свои чувства, их детям намного легче научиться этому. Они более устойчивы к стрессу, легче находят друзей, у них меньше сложностей с обучением.
Как утверждает Людмила Петрановская в книге "Тайная опора. Эмоциональная связь в жизни ребенка": "Эмпатия и рефлексия - важные составляющие эмоционального и социального интеллекта, а они определяют качество жизни человека намного больше, чем академическая успешность. Так что самый лучший вклад в будущее ребенка - не тридцать три развивающие группы и спортивные секции, а много разного и живого общения со всеми членами семьи, во время которого взрослые проявляют эмоциональную зрелость и внимание как к своим чувствам, так и к настроению и эмоциям других людей".
Как развивать эмоциональный интеллект?
Это не врожденный дар, а результат образования и работы над собой. Эмоциональный интеллект формируется с самого младшего возраста, но его высокого уровня можно достичь лишь благодаря беспрерывному труду в течение жизни. Чем раньше человек начинает "прокачивать" это умение, тем легче ему найти свое место.
Татьяна Суржик, учительница начальных классов Миловской школы Бериславского района Херсонской области, советует упражнения для развития эмоционального интеллекта, которые очень любят ученики.
"Розовые очки". Учитель поочередно предлагает детям надеть "розовые очки": посмотреть на соседа и назвать только хорошую черту его характера или эмоцию, которую он чувствует к товарищу.
"Ситуация успеха". Учитель рассказывает ученикам историю без концовки. После чего спрашивает: "Что надо сделать, чтобы герой достиг успеха?" У каждого ответ будет разный, но по-своему правильный.
"Угадай эмоцию". Учитель заранее готовит изображения эмоций. Потом кладет их картинкой вниз. Ученик выбирает карточку и, скрывая ее от других, демонстрирует эмоцию или настроение, изображает с помощью жестов, мимики, звуков. Друзья должны отгадать, что показывает ученик.
"Выдохни негатив". Учитель заранее готовит карандаши, на кончик каждого приклеивает елочный дождик. Потом просит учеников глубоко вдохнуть и подуть на так называемый фильтр. Когда они подуют на дождик, все негативные эмоции останутся на карандаше, а положительные полетят к другим детям. Так школьники всегда будут дарить друзьям лишь позитив.
Марта Прыриз, учитывая свою психологическую практику, также советует: "Начинайте с совсем простых вещей: что такое радость, грусть, гнев, страх. Расспросите ребенка, в каких ситуациях она чувствовал себя, например, испуганным, разгневанным или радостным. Постепенно к этим основным эмоциям добавляйте другие, расширяйте эмоциональный репертуар ребенка: "В этой ситуации ты, наверное, чувствовала себя возмущенной. Знаешь, что это за эмоция?" Рассказывайте, что такое ненависть, отчаяние, обида и т.п. Со временем ребенок будет различать уже не четыре эмоции, а больше. Хорошее упражнение - вести дневник эмоций".
Как вести дневник эмоций? Возьмите лист бумаги, разделите его на две части: меньшую и большую колонки. В первую колонку записывайте каждую эмоцию, которая появлялась в течение дня, то же самое пусть сделает ваш ребенок. В конце дня обдумайте причины появления каждой из эмоций и обсудите это вместе. Что спровоцировало гнев или радость? Что означали негативные эмоции, на какую необходимость они указали? Возможно, раздраженность и гнев появились из-за недостаточного сна? И если лечь раньше, эмоции изменятся?
"Обязательно надо признавать, что эмоции ребенка реальны, - говорит психолог. - Иногда первой реакцией родителей, когда ребенок говорит, что ему грустно, становятся возражения: "Да нет, все нормально, чего тебе грустить? У тебя есть друзья и игрушки". А ребенку действительно может быть грустно. Нужно показать ему, что вы видите, понимаете и не отрицаете его чувство.
Если ребенок не понимает своих эмоций, нужно, чтобы родители ему помогли, подсказали: "Сейчас ты выглядишь очень огорченным; чувствуется, что ты сердишься на своего друга". Помогите ребенку понять, что с ним происходит. Кажется, что это базовые вещи. Но, к сожалению, не все их придерживаются. Некоторые подростки, с которыми я работала, до сих пор не знают больше пяти-шести эмоций, они не могут их различить и понять, в каких ситуациях их чувствуют".
Каждая эмоция имеет право на существование. Понимание природы эмоций и их последствий, поиск баланса между "мозгом чувств" и "мозгом мышления" - это сложный процесс, который нуждается в ежедневной кропотливой работе. Над развитием эмоционального интеллекта необходимо работать в течение всей жизни. Именно поэтому школа и родители должны помочь ребенку с самого младшего возраста научиться распознавать и руководить своими эмоциями, а также понимать и сопереживать другим.
Этот материал был создан при финансовой поддержке Европейского Союза и Министерства иностранных дел Финляндии. Высказанные в этом материале мысли никоим образом не отражают официальное мнение Европейского Союза или Министерства иностранных дел Финляндии.
Автор инфографики - Назар Калапунь