Фаршированная утка. Как сделать вступительную кампанию более эффективной

26 мая, 2017, 17:26 Распечатать

Кажется, во вступительной кампании все просто: сдал ВНО, принес сертификаты в вуз, там тебе подсчитали конкурсный балл, и — вперед, иди соревнуйся с конкурентами. Но так у нас не было никогда. Наша вступительная кампания всегда была нашпигована разными льготами, внеконкурсным поступлением. 

© Марина Русских

Кажется, во вступительной кампании все просто: сдал ВНО, принес сертификаты в вуз, там тебе подсчитали конкурсный балл, и — вперед, иди соревнуйся с конкурентами. Всех выстроят в рейтинговый список, отберут из него лучших — вот и все поступление. 

Но так у нас не было никогда. Наша вступительная кампания всегда была нашпигована разными льготами, внеконкурсным поступлением. 

Сколько уже эксперты говорят, что помощь при поступлении даже социально незащищенным — это медвежья услуга. Помогите им подтянуть свой уровень знаний и стать конкурентоспособными (бесплатные подготовительные курсы, питание-проживание на время обучения), а не пускайте в вуз с более слабыми знаниями. Но все это разговоры в пустоту (см. "Нужны ли льготы при поступлении", ZN.UA от 13 июля 2013 г.). 

О том, что внеконкурсное поступление надо отменять, заявляла еще команда министра Сергея Квита. Но от этого так и не удалось уйти: внеконкурсное поступление осталось в виде квот и процветает до сих пор. 

Две последние вступительные кампании (2016 и 2017 гг.), наверное, побили все рекорды по льготам и разным примесям к ВНО (см. "Поступление-2016: гремучая смесь ВНО, экзаменов и льгот", ZN.UA от 2 июля 2016). Они похожи на фаршированную утку, которая едва ли не треснет от начинки. Львиная доля текста Условий приема, утвержденных Минобразования, — объяснение тех самых льгот и обходных маневров: поступление по квоте-1, квоте-2 и квоте-3, по собеседованию, по экзаменам, по ВНО или
экзаменам, просто по ВНО, — здесь сам черт ногу сломает.

Справедливости ради отметим, что далеко не все является инициативой Минобразования. Большинство этих идей навязаны законами, принятыми Верховной Радой. Отдельные из них приняты, кстати, еще во времена депутатства нынешнего министра образования (см. "Пламенный привет абитуриентам от парламента", ZN.UA от 29 января 2016 г.).

Причин для такого "фарша" много. Прежде всего, конечно, АТО. Но и в некоторой степени популизм, и ректорское лобби (помощь более слабым университетам остаться на плаву и получить государственное финансирование, однако не за счет повышения качества). 

Например, в ходе этой вступительной кампании конкурсный балл абитуриента (куда суммируются баллы за ВНО, школьный аттестат, подготовительные курсы) будет умножаться на произведение целой группы коэффициентов: регионального (РК), отраслевого (ОК), сельского (СК) и первоочередного (ПОК). 

"Этими коэффициентами мы хотим сбалансировать количество поступающих по всем регионам Украины. Не может быть так, что все поступают только в один город — Киев, — комментировала министр образования нововведения на пресс-конференции. — Если дети поступают в Киев, то их коэффициент — 1.Если в Днепр, Львов, Одессу, Харьков — 1,01; если в Донецкую или Луганскую области, перемещенные вузы, то их коэффициент — 1,03. По всем остальным регионам — 1,02".

С одной стороны — так. А с другой — это нарушение равного доступа и стимулирование некачественного образования. Мы давно говорим о необходимости оптимизации вузов, когда на плаву останутся только более сильные, которые пользуются спросом среди абитуриентов и имеют авторитет среди работодателей. А теперь, похоже, этот спрос пытаются поддержать искусственно.

По нашей информации, идею регионального коэффициента внес в Условия приема в высшие учебные заведения союз ректоров одного из южных регионов. Причем сначала эта идея была отброшена рабочей группой, а потом вынырнула снова, правда, уже в компромиссном варианте: региональный коэффициент есть, но он маленький. Революции в поступлении он не сделает, однако даст возможность региональным вузам, более слабым, чем центральные, выжить и получить финансирование, — они смогут набрать немного больше студентов, чем того заслуживают своими авторитетом и качеством. И не в последнюю очередь из-за рекламы: абитуриенты могут купиться на региональный коэффициент, не обратив внимания на его величину. Интересно, тех, кто лоббировал эту норму в Условия приема, это устраивает, — или их просто "сделали"? Я слышала разные мнения по этому поводу. 

Другие коэффициенты тоже не очень большие. Это своеобразный компромисс между равным для всех поступлением и заботой об определенных проблемах — образовательных и социальных. Эти проблемы, конечно, значительно глубже, и их нужно решать вовсе не коэффициентами, да еще и такими маленькими. Но сугубо с косметической точки зрения — ход интересный. 

Сельский коэффициент (1,02) введен для выпускников сельских школ, которые учились там в год поступления. Первоочередной коэффициент (1,10) вводится для будущих медиков и педагогов. Отраслевой коэффициент (1,03) поднимает конкурсный балл тем, кто избрал главным приоритетом поступление на инженерно-математические и естественные специальности. 

А вот пример еще одного нововведения вступительной кампании. Только непонятно, кому оно дает льготы — абитуриентам или вузам. Недавно парламент проголосовал закон "О внесении изменений в Закон Украины "О высшем образовании" по обеспечению права на получение высшего образования лиц, местожительством которых является временно оккупированная территория Украины". Именно сейчас готовятся изменения в Условия приема в связи с этим. По новому закону детям с оккупированных территорий можно будет поступать в вузы четырех областей (Запорожской, Николаевской, Одесской и Херсонской) без ВНО, по вступительным экзаменам. Для этого будут выделены специальные квоты — 1 тыс. мест. Вроде бы это хорошо. 

Но, с другой стороны, механизм поступления абитуриентов с оккупированных или неподконтрольных территорий существовал и раньше — через центры "Крым—Украина" и "Донбасс—Украина", созданные при 12 университетах Украины, среди которых есть и престижные. Министерство образования и общественные активисты провели мощную информационную кампанию, чтобы каждый абитуриент оттуда знал о своих возможностях и что-то планировал. А что делать теперь?

"Нехорошая ситуация, — говорит аналитик аналитического центра CEDOS Егор Стадный. — Что сделали депутаты? Они банально пролоббировали гарантированное государственное финансирование для определенных вузов и закрепостили крымских детей, которые теперь будут поступать в далеко не лучшие вузы Украины. Это впервые? Нет. Год назад депутаты, лоббирующие интересы перемещенных вузов, так же закрепили за этими вузами поступающих из Донбасса. И все с такими словесами, таким пафосом: мы освобождаем молодежь из-под оккупации. Где вы ее освобождаете? В Николаевском педе или, может, в Херсонском аграрном? Крылья детям обрубали и рады. Зачем создавать гетто? Если у нас есть политическое решение принять на обучение эту молодежь, надо позволить ей поступать в любой вуз страны, пусть и по другой процедуре. А сейчас мы оказываем медвежью услугу абитуриентам из Крыма". 

Но есть в этой вступительной кампании и безусловно прогрессивные нововведения. Впервые отбор на магистратуру по специальности "Право" будет проходить в форме независимого тестирования. Это дело начали еще при министре С.Квите — тогда было организовано пилотирование. И вот есть первый результат. Как известно, поступление на магистратуру — серьезная проблема, все решается вузом, поэтому здесь много возможностей для злоупотреблений. 

Кстати, о злоупотреблениях во время поступления. Эксперты Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), подготовившие отчет "Обзоры ОЭСР на тему добропорядочности в образовании: Украина 2017" (далее — отчет, Обзор), обратили внимание на то, что во вступительной кампании, которая проходит в Украине, даже после внедрения ВНО сохранились возможности для недопорядочности, хотя их и стало значительно меньше. Отчет готовился перед вступительной кампанией 2016 г., поэтому, соответственно, не учитывает всех внедренных ею изменений. Но тенденции понятны. Какие же это возможности?

Прежде всего, поступление вне конкурса, на квотные места. "Основной риск для добропорядочности, который возникает в этом процессе, — абитуриенты могут получить вышеупомянутые привилегии, предъявив фальшивые документы, подтверждающие их принадлежность к специальным группам" — подчеркивают международные эксперты. Мы это и так знаем, возразит кто-то. Знать-то знаем, но что это меняет? Вспомним, что в 2016 г., еще при депутатстве нынешнего министра образования Лилии Гриневич, парламент разрешил законодательно закрепить возможность не сдавать ВНО для определенных категорий абитуриентов, в том числе и тех, у кого есть справка о состоянии здоровья.

Спорным остается учет школьного аттестата при поступлении: "Оценкам в аттестате доверяют намного меньше, чем результатам ВНО" — сказано в отчете. Но влияние школьных оценок на поступление сейчас ограничено: средний балл аттестата умножается на коэффициент, меньше чем единица, а несколько школьных выпускных экзаменов (ГИА) проводятся теперь в форме независимого тестирования. 

Еще одна лазейка для недобропорядочности (а точнее, целый туннель) — поступление на магистратуру. "Это сфера повышенного риска", — отмечают международные эксперты и называют основные ее проблемы: мошенничество и взятки. 

Хорошо, что в этом году на магистратуру по специальности "Право" поступают на основе независимого тестирования. Но и здесь не обошлось без исключений: будут сдавать ВНО не все, есть небольшой перечень тех, кто его избежит. Среди них — юристы, "имеющие заболевания, указанные в Перечне заболеваний, которые могут быть препятствием для прохождения гражданами внешнего независимого оценивания". (Положение о проведении единого профессионального вступительного экзамена с использованием организационно-технологических процессов осуществления внешнего независимого оценивания для поступления с целью получения степени высшего образования магистра по специальности 081 "Право" в 2017 г.). 

Международные эксперты отмечают, что в любой стране добропорядочность при поступлении достигается работой в двух направлениях: усовершенствование процедур поступления и повышение качества образования в самих учебных учреждениях. Эти направления взаимосвязаны, и Украина уже начала движение в обоих. 

В качестве примера этого движения международные эксперты упоминают создание НАОКВО, которое должно играть особую роль в обеспечении качества образования. Разумеется, когда начнет работать. Будет способствовать повышению качества (а значит, и честному отбору студентов) и оптимизация сети учебных заведений. 

Первые шаги сделаны, но их недостаточно. Поэтому и похожа пока наша вступительная кампания на фаршированную утку: где-то там, в ее глубине, есть правильная начинка, но, чтобы накормить всех и сразу, в эту утку напихано много искусственного и бесполезного фарша. 

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Последний Первый Популярные Всего комментариев: 2
  • Олег Смірнов Олег Смірнов 27 травня, 20:07 Потрібні чіткі вимоги стосовно якості освіти. Потрібно перевіряти якість освіти випускників (зовнішнє незалежне оцінювання). Якщо оцінки знань, зроблені вищим навчальним закладом, і оцінки, отримані під час контрольного заходу, не співпадають (перевірити нульову гіпотезу про однаковіть дисперсій), то навчальний заклад має бути ретельно перевірений, і за необхідності - позбавлений ліцензії. согласен 0 не согласен 0 Ответить Цитировать СпасибоПожаловаться Anatoliy Anatoliy 29 травня, 12:38 Поясніть детальніше, як Ви пропонуєте оцінювати знання? согласен 0 не согласен 0 Цитировать СпасибоПожаловаться
Выпуск №27, 14 июля-20 июля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно