Фактор чугуна

7 сентября, 17:04 Распечатать Выпуск №33, 8 сентября-14 сентября

Почему выпускники наших школ и вузов завтра не смогут найти работу.

Образование — это то, что остается, когда забывается все, чему учили.

Альберт Эйнштейн

Как-то в Донецком техуниверситете, где я лет 15 назад работал профессором кафедры промэкологии, студентка-заочница сдавала мне экзамен по экологической безопасности, однако ни на один даже простейший вопрос ответить так и не смогла. "Возьмем металлургический завод, — говорю я, — какие у него факторы загрязнения природной среды?" — Долгое молчание. — "Ну что у метзавода из дымовой трубы выбрасывается?" — с надеждой подсказал я. — "Чугун!" — радостно выпалила студентка. 

Клянусь, это не студенческая хохма, увы, это суровая вузовская реальность! Возможно, сейчас вам ее ответ показался смешным, но тогда я не засмеялся. Я... испугался. Сам не знаю чего — то ли ее жутковатой дремучести, то ли той самой чугунной болванки, которая почему-то вылетела из заводской дымовой трубы и вот-вот шмякнет меня по башке, и тогда я уже не смогу работать профессором (но доцентом, пожалуй, еще смогу...). 

Еще одно замечание. Английский для учебы в университете нужно учить, как говорил Жванецкий, "тщательнОе". Если, к примеру, вы, немного выучив английский, придете в американский госпиталь и скажете там: "Ай хэв пэйн ин спайн" (I have pain in spine — У меня боль в позвоночнике) — вас направят в нейрохирургию. Если же вы учили произношение спустя рукава, перепутали звучания слов и заявите в больнице "Ай хэв пайн ин спэйн" (I have pine in Spain — У меня сосна в Испании) — вас направят к психиатру… 

* * *

Университеты и колледжи США делятся на два типа: частные и "штатские" — т.е. финансируемые из бюджетов отдельных штатов (федеральных "госвузов" в США нет: исторически сложилось так, что образование не упоминается в Конституции США в 1787 г. Отцам-основателям США, видимо, было не до того). Все университеты в США — платные, бесплатного послешкольного образования в США нет вообще. 

Послешкольное образование в США многоступенчатое, учиться нужно будет долго, тяжело и дорого. Но игра стоит свеч. После средней школы (high-school) американские дети обычно идут в community college (ну, а кто побогаче — в частный, более престижный). Такой колледж эквивалентен первым двум (общим) курсам университета. После колледжа следует университет (точнее, Undergraduate School внутри университета), и через два года учебы вы получаете степень бакалавра (bachelor). Следующие два года учебы в Graduate School (но, как правило, в каком-нибудь другом университете, рейтингом повыше) — и вы получаете мастера (Master's degree). Проучивчись после мастера еще два-три года — можно получить ученую степень PhD. (Но надо понимать, что защита диссертации в США не приводит к автоматическому продвижению по службе или к повышению зарплаты — это всего лишь хорошая запись в резюме, не более; в США платят исключительно за результат труда, а не за красивые бумажки с печатями). После бакалавра можно также поступить на два-три года в специализированную "высшую школу" — Law School или Business School, желательно уже при каком-нибудь знаменитом университете "из первой мировой десятки". Но не так все просто: для того, чтобы только быть допущенным до конкурса, надо сдать (и успешно, внутри топ-5%!) специальный огромный и сложнейший тест — GMAT в бизнес-школу или LSAT — в лойерскую. (Есть еще Medical School — но это "отдельная песня").

Вот после обучения в одной из таких суперпрестижных "School" вам почти гарантирована работа в престижном месте за хорошую зарплату (для начала 75 тыс. долл./год). Но безбедной жизнью вы будете жить не скоро — ведь, допустим, два года учебы в Harvard, Stanford или Yale University потребует от вас 50 тыс. долл. x 2=100 тыс. долл., плюс 180 тыс. долл. за Business School, итого 280 тыс. долл., которые вы, скорее всего, возьмете в банке в кредит и будете лет 10 отдавать с процентами. Но потом, к 40 годам, когда вы вернете кредит, а ваша зарплата подскочит до 300–500  тыс. долл./год (если будете работать по 10–12 часов в сутки, включая выходные, — но это не всякий выдерживает, т.к. может наступить т. н. "синдром выгорания"), вы станете зажиточным американцем; можно будет и дом купить (опять в кредит, но теперь уже не тяжкий), и детей завести (раньше — никак!). Если же вы закончите "штатский" (т.е. не частный престижный) университет — это будет намного дешевле — 25–35 тыс. долл./год, но и работа после него у вас будет "пожиже", да и найти ее будет посложнее. Зато, если вы из небогатой семьи и хорошо учитесь, — в таком университете вам дадут ежегодный безвозмездный грант в несколько тысяч долларов и возможность работать внутри университета (так наз. "work-study" — 3–4 часа в день за 7 долл./час). 

Еще раз хочу подчеркнуть исключительную важность того, чтобы учиться в США в "правильном" университете, т.е. в университете из "первой мировой десятки": это некоторые университеты из т. н. "Лиги плюща" (Ivy League) — Гарвард (Harvard), Принстон (Princeton), Йель (Yale), а также Массачусетский Технологический (MIT), University of Chicago и три Калифорнийских университета Тихоокеанского побережья — Stanford (Стэнфорд), CalTech (Калифорнийский Технологический), Berkeley (Беркли). 

Почему? Вот представьте, вы заканчиваете учебу в американском университете, и за полгода до финиша начинаете искать работу (например, получаете бакалавра/мастера экономики или финансов). Конечно, вы стремитесь попасть в "хорошее место": крупный известный банк, крупную консалтинговую компанию и т.д., для чего составляете резюме и рассылаете его по корпорациям (разумеется, предварительно нужно зайти на сайт каждой из них и тщательно изучить все открытые вакансии на предмет соответствия им вашей реальной квалификации ("skill") и вашего резюме. Далее (внимание!) ваше резюме попадает в руки (т.е. в компьютер) агента из "отдела кадров" (Human Resources) одной из престижных корпораций, куда вы направили резюме. Что сделает этот агент с вашим резюме? Он, первым делом, глядит: а какой университет вы окончили? И если это не "первая десятка", дальше он, как правило, ваше резюме не читает и никакого ответа на свое резюме вы вообще не получаете — увы, суперкорпoрациям не интересен ваш диплом с отличием из какого-нибудь Zadrischensk University. Более того, в вышеперечисленных "крутых" университетах каждую весну прямо в университетских холлах представители этих самых вожделенных "суперкорпораций" устраивают "базар": сидят там за столиками, и каждый студент (с высоким баллом, разумеется) может напрямую подойти к любому из них со своим резюме, а не посылать его "вслепую". Так что если уж тратить семейные денежки на американское образование — то только в университетах "первой мировой десятки"… 

Важным элементом передовых университетов США является т. н. GARAGE ("Гараж"). Нет, это не крытая стоянка автомобилей, это место для студенческих стартапов (там есть бесплатные мощные компьютеры с продвинутым софтом, стенды и станки для изготовления и монтажа электроники и моделей и т.д.). Название "Гараж" идет от факта, что многие знаменитые корпорации в Silicon Valley начинались (из-за безденежья!) студентами в реальных гаражах: так, два молодых стэнфордских выпускника, Уильям Хьюлетт и Дэвид Паккард, наскребли аж 540 долларов (!) и свой первый прибор собрали в арендованном гараже в Пало Алто — так началась знаменитая ныне корпорация "hp" с оборотом 111,5 млрд долл. и числом сотрудников 302 тысячи. Талантливые студенты не ждут диплома и не рассылают свои резюме — они со 2–3 курса идут в университетские "Гаражи" со своими "безумными" идеями. В этих "Гаражах" работают инструкторы топ-уровня, в основном отставники из руководящего состава Hewlett-Packard, Microsoft, Lockheed Martin и т.д. Следующим поколениям ("цифровым поколениям" — "digital generations") уже не стоит полагаться на наемную работу в госучреждении, на заводе или в корпорации, на стабильную зарплату, медстраховку и на будущую пенсию. Им понадобится более активная жизненная позиция. Им придется спросить себя: что я реально хочу и могу делать? Какое дело я мог бы начать? Каким способом я могу внести свой вклад в развитие цивилизации и одновременно получить прибыль и обеспечить себя и свою семью? 

Интересно, что именно из этих университетов "первой десятки" вышли почти все американские президенты и Нобелевские лауреаты; также около 20% членов китайского правительства получили там образование — не отсюда ли отчасти "растут" выдающиеся экономические успехи Китая?

При поступлении в университеты США любая коррупция полностью исключена. Вот как, например, в США поступают в университет: вы захЧдите на его веб-сайт и заполняете анкету (можно и в 10 разных университетов — это стоит 60 долл. "за штуку"); кроме имени-фамилии и проч., туда вводятся ваши оценки в колледже (при этом ваш средний балл умножается на коэффициент, отражающий место вашего колледжа в международном рейтинге: если это престижный колледж — тогда это единица, а если не очень — то от 0,95 до 0,85), ваши победы на конкурсах, ваша общественная активность (очень ценится поволонтерить где-нибудь в приюте для бездомных) и т.д. То есть на этом сайте у вас появляется свое "абитуриентское окно". Если захотят что-либо проверить, там появляется запрос на копию какого-либо документа (отсканировать и прикрепить). Никаких вступительных экзаменов, никаких личных контактов ни с кем! Через некоторое время в вашем "окне" появляется письмо, которое начинается со слова "Congratulate" (поздравляем) или "Sorry" (сожалеем); на "sorry" можно подать апелляцию, но обычно из 10 университетов минимум 2–3 вас примут. А вот взятку давать попросту НЕКОМУ! 

Списывать из интернета студентам нельзя — в любом университете есть специальная программа Plagiary, которая сразу вас "заложит" (все домашние задания делаются в электронном виде и "вешаются" на сайт преподавателя, и он тут же пропускает их через Plagiary). Сквозь эту же "инквизиционную" программу прогоняются и все диссертации — попробуй только что-нибудь "слямзить"! Кстати, если студент попался на плагиате — ему конец: выгоняют с "волчьим университетским билетом". Если же на плагиате попался диссертант — конец не только ему; это конец репутации его руководителя вместе с его научной школой. 

Коррупция исключена и на экзаменах, которые проводятся по принципу multiple choice: вам выдается лист, например, с тридцатью вопросами, на каждый вопрос предлагаются четыре ответа (все весьма правдоподобные, но правильный — только один!). Времени — один час, т.е. по две минуты на вопрос (вы затушевываете кружок против выбранного ответа); еще пять-шесть таких же вопросов-ответов связаны с вычислениями, на них — по пять минут (это еще 30 мин). Далее преподаватель сканирует ваш листок в свой компьютер, который, используя простенькую программу, выдает вашу оценку (обычно за 90% и более правильных ответов — "А", 80% — "В", 70% — "С", ниже 70% — "D" — т.е. "неуд"!). Ох, суровы требования — а ведь чтобы попасть в престижный университет, еще и нужно учиться не ниже "эй-майнус" (А-)! 

Основа популярности американских университетов — их наивысшие международные рейтинги. Вузы оцениваются международными рейтинговыми агентствами, например, наиболее авторитетным QS World University Rankings (головной офис — в Лондоне). В 2017 году в его опросах приняло участие 16 тыс. крупнейших работодателей и 32 тыс. ведущих представителей академического сообщества по нескольким критериям: количество лауреатов Нобелевской и прочих престижных международных премий, популярность учебного заведения среди международного академического сообщества и в интернете (частота запросов в поисковиках), размер частных инвестиций, цитируемость их профессуры в международной научной прессе, популярность выпускников среди престижных работодателей, процент иностранных профессоров и студентов (например, в 2012-м учебном году в американские вузы поступило около 700 тыс. абитуриентов из других стран, половина из них — китайцы), соотношение числа студентов и преподавателей и др. В соответствие с QS World University Rankings-2017 в десятку лучших вузов мира вошли "американцы": два технологических вуза — MIT и CalTech, а также Harvard, Stanford, Yale, Berkeley, а также три "англичанина" — Cambridge, Oxford и Imperial College; рядом — американские Princeton и Chicago. Лучший российский вуз — МГУ — 108-й, украинские вузы в списке "Топ-200" отсутствуют. Достоверность такого рейтинга подтверждается и суммарным распределением Нобелевских премий (по всем номинациям за все годы): "чемпион" здесь США — 276 лауреатов, следом идет Великобритания — 102 лауреата. 

Чтобы лучше понимать, чтЧ означает "один из лучших университетов мира", важно отметить: "чистый" годовой бюджет, например, Гарварда — около 4 млрд долл., a общий объем его специального фонда (Endowment) составляет 35 млрд долл. Профессура первой полусотни мировых университетов имеет индекс цитирования (Science Citation Index — SCI) в сотни, а то и тысячи единиц. Это значит, что эти профессора не только публикуют свои статьи в престижных международных журналах, но сотни и тысячи других профессоров такой же высокой квалификации читают научные статьи коллег и ссылаются на них в своих статьях, публикуемых в этих или других журналах аналогичного уровня. 

Например, типичный профессор из "высшей университетской лиги" — профессор Стэнфордского университета (Калифорния) Себастьян Тран (Sebastian Thrun), директор Стэнфордской лаборатории искусственного интеллекта (SAIL), руководитель проекта корпорации Google "Беспилотный автомобиль" ("Гугломобиль"). Перед беспилотным автомобилем открываются невероятно широкие перспективы. Только в США машина претендует на нишу с совокупной выручкой 2 трлн долл. в год. Технология "автобеспилотника" в будущем имеет реальный потенциал сохранить тысячи жизней и уберечь миллионы людей от травм, равно как и высвободить для экономики сотни миллиардов долларов — за счет: а) снижения числа ДТП на 90%; б) до 60% экономии времени водителей и расхода топлива за счет оптимизации пути; в) расширения спроса на "Гугломобиль" (который сможет безаварийно водить даже "блондинка из анекдота"!). То есть только для США речь идет о 30 тыс. спасенных жизней в год, о примерно полутора миллионах предотвращенных травм и примерно о 500 млрд долл. сэкономленных страховых и медицинских выплат, а также о вдвое меньших расходах на моторное топливо ежегодно. (А во всем мире, по данным ВОЗ, ежегодно гибнут на дорогах 1,25 млн человек, из них 270 тыс. пешеходов, а травмируются около 50 млн — представляете масштабы влияния этой разработки?!). 

Многие ли нынешние вузы Украины имеют "кафедру возобновляемой энергии", "кафедру генного редактирования", "кафедру квантовых компьютеров", "кафедру наноматериалов", "кафедру нейроинтерфейсов", "кафедру блокчейна", "кафедру 3D-принтинга", "кафедру роботехнологий", "кафедру бестопливных двигателей", "кафедру биомяса и биомолока", "кафедру вертикальных ферм" и т.д.? 

Бурные волны технологических революций на наших глазах революционным образом меняют не просто "перечень специальностей", а саму природу труда. Природные ресурсы, труд и капитал в XXI веке постепенно теряют свою ценность и значимость, а ценностью "номер один" становятся знания и интеллект. То, чему и как сегодня учат наших детей в школах и в большинстве вузов, завтра приведет к тому, что они вообще не найдут работу или быстро ее потеряют. Мы должны обучать наших детей быть инновационными и творческими. Вместо того чтобы субсидировать прошлое, нужно инвестировать в будущее! Ибо те страны, которые не успеют или вовсе не смогут адаптироваться к Пятой технологической революции, — рискуют остаться на задворках цивилизации…

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №44, 17 ноября-23 ноября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно