Похоже, волна образовательных реформ, начавшаяся в 2014-м с высшего образования и постепенно охватившая остальные уровни, докатилась и до первого из них - детских садов.
Доступ к качественному дошкольному образованию признан одним из приоритетов правительства, - в Программе деятельности Кабмина речь идет о реформе содержания и образовательных технологий для дошкольников, переподготовке педагогов и развитии сети детсадов. "Мы хотим достичь цели, соизмеримой с целью ЕС, которая предусматривает охват 95% детей в возрасте от 4 до 6 лет дошкольным образованием", - утверждается в программе.
И в МОН взялись за дело: осенью провели серию публичных консультаций в регионах, внесли в Верховную Раду проект изменений в закон "О дошкольном образовании" (впрочем, проект потом отозвали, решив разрабатывать в образовательном комитете совершенно новую редакцию закона), а 12 февраля состоялись комитетские слушания на тему законодательного обеспечения развития дошкольного образования.
Что же, теперь мы можем спокойно ждать нового закона, нового государственного стандарта, программ подготовки воспитателей, а может, даже - кто знает! - повышения их зарплат…
Впрочем, если без иронии, стоит посмотреть, какие же проблемы вынесли на слушание в образовательном комитете Верховной Рады.
Ожидаемо большое внимание было уделено вопросу доступности и развития сети детсадов. Хотя в последние годы очередь туда заметно сократилась, проблема охвата, к сожалению, никуда не делась. Особенно мучительна она для сельских территорий.
В 2019 году в почти 15 тысячах детсадов обучалось 1,3 миллиона детей, и 76% их живут в городах. В селах лишь чуть больше половины детей в возрасте 3–5 лет посещают детсады, а если посмотреть на детей от 1 года до 6 лет - среди них дошкольников всего 41%.
Вопрос доступности распадается на две составляющие: наличие детсадов и мест в них и готовность семьи отдать туда ребенка. Первая проблема решается прежде всего деньгами. Необходимо строить новые детсады и открывать дошкольные группы. Вот только местным властям на это хронически не хватает денег.
На слушаниях речь шла о государственной поддержке развития сети детсадов и - как вариант - организации подвоза детей. Но даже если предположить, что правительство действительно приоритезирует доступ к дошкольному образованию и вместе с местными властями выделит достаточно средств, чтобы не просто довести показатель охвата дошкольным образованием детей 4–6 лет до 95%, но и решить проблему переполненных групп и создать всем воспитанникам комфортные и безопасные условия в детсадах, у нас все равно останется проблема №2, а именно - нежелание родителей отдавать ребенка в садик.
Дошкольное образование и раннее развитие больше всего нужны наименее привилегированным семьям, но именно у них меньше всего шансов их получить. Потому что живут в маленьком селе, где нет детсада. Потому что семье не по карману даже небольшие дополнительные расходы - например, оплата питания или взносы на бытовые потребности детсада.
Кроме того, семьи с более низким социально-экономическим капиталом менее склонны вкладываться в развитие и образование детей. И не только потому, что у них меньше ресурсов, но и потому, что для них образование и развитие детей часто не является приоритетом, и при выборе заведения большее значение имеет не качество образования, а близость садика к дому или работе.
Конечно, подавляющее большинство родителей желают детям лучшего. Но их возможность дать ребенку это лучшее или представление о том, что именно является лучшим, отличается в зависимости от уровня образования, достатков семьи, социального окружения и других факторов, довольно далеких от собственно образования.
Поэтому во время разработки Концепции развития дошкольного образования, которую на слушаниях поручили МОН, критически необходимо уделить внимание созданию благоприятных условий для получения дошкольного образования именно детьми из наименее привилегированных групп.
Еще одна проблема - расширение доступа к раннему развитию. Во время слушаний речь шла прежде всего о необходимости просветительской работы с родителями и расширении социально-педагогического патроната, а также о разработке и внедрении в практику дошкольного образования научно-методического обеспечения раннего развития детей. Но вопиюще небольшое количество мест в детсадах для детей в возрасте до трех, а особенно - до двух лет делает эти разговоры просто абстрактным рассуждением.
Да, детсады для малышей в возрасте от одного года - это очень дорого. Возможно, сейчас наше общество не может себе их позволить (по крайней мере, не может позволить публичные - ведь частных центров развития, кружков и яслей, где ребенка готовы учить чему угодно с самого раннего возраста, в крупных городах достаточно, - были бы у родителей деньги). Но, обсуждая перспективы развития дошкольного образования, необходимо указать на этот пробел и хотя бы обозначить пути для расширения доступа к раннему развитию ребенка, независимо от достатка семей.
На комитетских слушаниях, конечно, не обошли вниманием и тему денег. Их в дошкольном образовании традиционно не хватает. У педагогов-"дошкольников" очень низкие зарплаты, помещения садиков нуждаются в ремонте, нет денег на бытовые затраты, - ничего сенсационно нового.
Интересно было услышать, как же предлагается решать проблему безденежья. Ведь дошкольное образование, в отличие от среднего, полностью финансируется из местных бюджетов.От зарплат до питания, от покупки цветной бумаги (впрочем, эту статью расходов обычно покрывают родители) до латания крыши, - за все платит местная власть. А ее способность разительно отличается от громады к громаде, даже несмотря на некоторое перераспределение, осуществляемое государством. Есть ОТГ, где строят новенькие садики с лифтами, ресурсными комнатами и медиатеками. А бывает и наоборот: дети проводят время в старых помещениях, денег на все выплаты, гарантированные педагогам законодательством, не хватает или садика нет вообще.
Многие годы идут разговоры, что государство должно было бы помогать громадам с расходами на дошкольное образование. Пока конкретных обещаний ни от одного из постмайданных правительств не поступало, но на этих слушаниях перспектива субвенции на дошкольное образование по государственному бюджету начала звучать не как мечта, а как реальность.
Впрочем, пока речь идет не о систематическом финансировании, а об отдельных субвенциях вроде субвенции на развитие НУШ или выплаты молодым педагогам, решившим пойти работать в детсад.
Не менее остро стоит и вопрос зарплат педагогов-"дошкольников". Ситуация с ними еще хуже, чем со школьными учителями: те же мизерные ставки, но значительно меньше надбавок и доплат. В результате, воспитательница приносит домой сумму, которая колеблется в пределах минимальной зарплаты. Впрочем, ожидаемое повышение зарплаты остается призрачным, по крайней мере пока действует нынешняя система оплаты труда педагогов, основанная на Единой тарифной сетке.
Во время бурных обсуждений проекта закона "О полном общем среднем образовании" МОН пообещало до апреля разработать новую систему оплаты труда педагогов. Новостей о том, как идет работа над этой частью реформы пока нет, но возможно, через месяц-два станет понятно, когда же и на сколько повысят зарплаты педагогам-"дошкольникам".
В целом, на слушаниях обсуждалось много моментов, вокруг которых будет выстраиваться новая редакция закона "О дошкольном образовании".
Уже сейчас можно сказать, что надо ожидать обновления типов дошкольных заведений и в целом расширения видов дошкольного образования. Кроме того, на детсады распространится система обеспечения качества образования, которая начинает действовать в среднем образовании: объединение внешнего институционного аудита и внутреннего организационного развития.
Во время слушаний речь шла и о финансовой автономии детсадов - передаче решений по закупкам, распоряжению спецфондом, премированию работников от управления образования руководству детсада. Если в среднем образовании процесс автономизации немного сдвинулся с места, то финансово автономные детсады до сих пор, скорее, единичные исключения.
Можно ждать и улучшения условий труда воспитателей. На слушаниях предлагалось снизить им педагогическую нагрузку с 30 до 25 часов и продлить отпуск (который, как известно, у них меньше, чем у учителей).
В целом, комитетские слушания оставили неоднозначное впечатление. С одной стороны, хорошо, что мы наконец подошли к системной реформе дошкольного образования (или по крайней мере к разговору о ней). Ведь инвестиции в раннее развитие и дошкольное образование важны не только для семей, пользующихся этими услугами. Все, от международных организаций вроде ЮНЕСКО или Всемирного банка до академических исследователей, единодушно утверждают, что раннее развитие и дошкольное образование вместе с питанием и медициной оказывают определяющее влияние на развитие человеческого капитала. Что еще важнее, - в условиях их доступности, эти общественные блага являются залогом счастливой продуктивной жизни каждого человека, независимо от обстоятельств, в которых он родился и растет.
Но, с другой стороны, немного пугает объем ресурсов, необходимых для развития дошкольного образования нового качества. И речь идет не только о средствах, - а здесь понадобятся сотни миллиардов гривен. Даже если они завтра упадут с неба, нам нужно будет многое изменить в методах работы педагогов, в содержании, а главное - в ценностях, которые разделяют все лица и институты, привлеченные к работе с детьми.