Внешняя независимая оценка (ВНО) превратилась во влиятельный фактор нашей жизни. ВНО затрагивает интересы почти всех членов общества: во-первых, детей и их родителей (на основании результатов тестирования выносятся судьбоносные решения); во-вторых, учителей (ВНО одновременно является оценкой их работы и вносит важные коррективы в организацию обучения); в-третьих, преподавателей высших учебных заведений (они получают контингент студентов, сформированный по результатам ВНО). Следовательно, ВНО сегодня — это системообразующий фактор нашего образования, как среднего, так и высшего. Именно поэтому крайне важно, чтобы ВНО была максимально эффективной.
Задача, стоявшая перед современной методической наукой, как раз и состоит в поиске путей совершенствования системы внешней независимой оценки. Но для того чтобы определить направление усовершенствования ВНО, надо выяснить, каким должно быть качественное образование и, соответственно, что следует проверять?
Первый и основной вопрос: что такое качественное образование? На него есть два ответа.
Первый. Мы традиционно считаем: чем больше «нашпиговали» ученика разнообразной информацией, тем лучше. При этом нас почти не интересует, как ученик сможет справиться с этой информацией. Какую пользу все эти знания ему приносят? Ведь знание считается настоящим только тогда, когда человек способен его использовать для своих целей. Но этот важный аспект качества образования мы почти игнорируем. Наши учебные программы перегружены второстепенным материалом, так называемым информационным сопровождением. Нашим лозунгом можно считать: «Знать все и в наиболее полном объеме!» Но объем информации стремительно растет, и знать все просто невозможно. Именно поэтому стремление к все более информативному образованию является причиной перегрузки школьников, ухудшения их здоровья, постоянных стрессов. Развитие образования в таком направлении — это стремление достичь бесконечности.
Систему обучения, при которой объем операций, разрешенных ученикам, охватывает только прием, разложение по полочкам и сохранение вложенного, бразильский педагог Пауло Фрейре назвал «банковской». Он уверяет, что при таком образовании люди оказываются на обочине жизни из-за отсутствия творчества. Такую модель образования называют еще информативной, традиционной. Характерная особенность такого образования — акцент на развитии содержательного блока мышления. Главная задача учителя — заботиться об обогащении ученика определенными представлениями и понятиями. Но если учащегося рассматривать как сосуд для наполнения информацией, это, возможно, сделает его более образованным, но не обеспечит развития операций мышления, которые эти знания порождают и дают возможность использовать. Если мы будем заботиться только о накоплении знаний, то это не гарантирует, что ученик научится работать с этими знаниями и использовать их.
Второй. На Западе преимущественно считают, что главное в образовании — это научить человека мыслить. Именно на развитии логических операций мышления направлено обучение, то есть акцент в образовании делается на развитие операционного блока мышления. Для педагога наиболее важно научить ученика получать и обрабатывать информацию и, самое главное, использовать ее в собственных интересах. При таких условиях обучения информативность отодвигается на второй план, соответственно в содержание образования попадает только наиболее важная и самая существенная информация. Иногда, правда, случается обеднение содержания образования.
Но работники просвещения считают, что ученик будет способен своими силами отыскать нужную информацию, поскольку его научили учиться. Таким образом, акцент в учебе делается на развитии логических операций мышления, а именно: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация и систематизация. Развивать логические операции мышления можно только на конкретном содержании. Кроме того, чем глубже и сложнее анализ материала, тем лучше он хранится в памяти.
Ученые доказали, что качество образования определяет качество жизни. Чем качественнее система образования в стране, тем выше уровень жизни людей. Соответственно возникает вопрос: какая модель обучения лучше — информативная или развивающая? Безусловно, лучше та, которая обеспечивает выше уровень жизни.
Наша образовательная система в значительной степени ориентировалась и иногда продолжает ориентироваться на так называемую банковскую (информативную) модель обучения, доставшуюся нам в наследство от советских времен. Такое обучение базируется на рутинном труде, является нетворческим по своей сути и формирует людей, ориентированных на непродуктивный, нетворческий стиль жизни.
Важным залогом воспитания успешных граждан является развитие мышления и самостоятельности у подрастающего поколения. Общенациональный успех могут обеспечить только умные и самостоятельные граждане. В пределах информативной модели обучения эти черты личности развить невозможно, поскольку она не создает соответствующих условий. Советская школа, по точному высказыванию
Э.Ильенкова, напоминала школу поварского искусства, в которой будущих поваров тщательно учат пробовать и поедать готовые блюда, но не дают ученикам даже заглянуть на кухню, где эти блюда готовят (иногда о нашей школе можно сказать то же самое). Из-за такой педагогики ученик превращается в педанта-догматика, который знает только то, что о каждой вещи сказали или написали другие, и при этом нисколько не интересуется самой вещью. Такой человек привыкает смотреть на окружающий мир как на гигантское вместилище примеров, подтверждающих заученные истины. При этом догматик не понимает, что все истины — это решение определенных проблем, возникших перед человечеством.
Именно поэтому надо решительно отказаться от «банковской» модели обучения в Украине. Нельзя сказать, что мы ничего не делаем в этом направлении. Значительный вклад во внедрение развивающей модели обучения сделала команда бывшего министра образования и науки Украины В.Кременя. В 2000 году был осуществлен переход к 12-балльной системе оценивания. Министерство впервые начало ориентировать учителей на развитие творческих способностей учащихся. Оценивая учеников, учителя могли ставить высшие баллы именно за творческую работу на уроке и дома.
Были ли готовы наши учителя к таким изменениям в обучении? Насколько глубоко новшества проникли в образовательную систему? Произошли ли существенные сдвиги в образовании?
Бесспорно, сложно дать однозначный ответ на эти вопросы. Но факт остается фактом: мы начали переход к развивающей модели обучения. Убеждены, что это самое важное достижение нашего ведомства. История образования обязательно еще оценит шаги, сделанные в этом направлении. Но существует серьезная угроза того, что ВНО перечеркнет все достижения нашего образования за последнее время, поскольку она сосредотачивается на проверке только фактологического знания учеников.