Падение импорта на четверть за три квартала текущего года высвобождает значительные сегменты рынка, которые, воспользовавшись моментом, мог бы занять отечественный производитель. Девальвация национальной валюты, удешевляя производство и рабочую силу, делает их более конкурентоспособными, создавая мощные стимулы для привлечения инвестиций. Если в обычных условиях импортозамещение - это длительный и сложный процесс, то в нынешней ситуации, когда импорт уходит из страны сам, можно и должно воспользоваться возможностью занять освободившиеся ниши. Но это - в теории, а на практике неопределенность перспектив, тотальная коррупция, антиконкурентная среда и зарегулированность рынков, помноженные на острейшее ресурсоистощение, отбивают любую охоту что-либо вкладывать, открывать или развивать в Украине как у внешних, так и у внутренних инвесторов и предпринимателей. Более того, вмешательство в процесс украинских чиновников традиционно чревато если не антиконкурентным протекционизмом, то уж точно коррупционным лоббизмом. Однако без участия государства, очевидно, не обойтись - слишком слабы сейчас экономика и ее производственный сектор.
Тенденции в цифрах
Импортных товаров в Украине с каждым днем все меньше. В некоторых отраслях объемы их поставок сократились вдвое. В основном статистика за три квартала текущего года сыграла на 45-процентном сокращении поставок газа (по сравнению с прошлогодними показателями), почти 60-процентном снижении импорта как легковых, так и грузовых авто, а также 45-процентном уменьшении внешних закупок металлопроката. Импортная продукция либо исчезает, либо ощутимо дорожает, "давая шанс" отечественным товарам. Но отечественные предприятия могут производить далеко не все импортные товары. Да и те, которые производятся, очень часто зависят от импортного сырья, валюты для покупки которого все меньше. Но есть сектора, в которых импортозамещение возможно, например, импорт мяса с начала года сократился на 37%, текстиля - на 30, обуви - на 50%. Все это - возможности для роста отечественных производств.
География импорта также меняется день ото дня. С начала года свои поставки в Украину сократили практически все ее торговые партнеры: Россия (на 36%), Китай (29,7), США (28,3), Франция (25,3), Польша (22,2), Италия (21,8) и Германия (на 21%). Импорт из стран ЕС в процентном соотношении от общего объема вырос с 34 до 37,7%, но в денежном эквиваленте все равно уступает прошлогодним показателям - 15,5 млрд против 19,2 млрд долл.
Конечно, внутреннее производство тоже сокращается, но не так стремительно. По итогам трех кварталов 2014-го, индекс промышленной продукции снизился на 9,4%. "Для производителей товаров "не первой необходимости" ситуация принципиально не изменится, потребление в этой категории сократилось на 30–60%, большая часть этих рынков "схлопнулась". Большинство из них будет занято исключительно удержанием продаж. Но будут и те, кто решит вывести капитал из уже неприбыльного бизнеса и начать что-то новое. Хорошие перспективы имеют производители товаров широкого потребления, машиностроения, химической промышленности. При наличии капитальных инвестиций они действительно могут рассчитывать на замещение порядка 10% импорта", - поясняет Владимир Тарнай, эксперт Центра политических студий и аналитики.
С начала года уже ощутимо выросло, по сравнению с прошлогодними показателями, производство ряда пищевых продуктов, в частности сахара (на 93%), подсолнечного масла (33), замороженной свинины (40%). А также косметических средств (на 40%), пневматических и гидравлических инструментов и аппаратуры (64), конвейерных лент (90), термостатов (47%), тканей, одежды и других текстильных изделий. Сейчас доля товаров, произведенных на территории Украины, по итогам первого полугодия 2014-го, составила почти 60%, что на 1,2 п.п. больше прошлогоднего показателя. В основном украинцы отдают предпочтение отечественным пищевым продуктам (их доля на рынке - 86%) и импортным непродовольственным товарам (доля "непродов" украинского производства не превышает 40%).
При этом оборот розничной торговли за девять месяцев составил 93,2% от прошлогодних показателей, слегка не дотянув до 729 млрд грн. В основном на эту цифру повлияли данные по Луганской (падение на 40,3% - до 21,1 млрд грн) и Донецкой (на 31,9% - до 53,8 млрд грн) областях. Тогда как в Днепропетровской, Кировоградской, Киевской, Сумской, Черновицкой и Закарпатской областях оборот, напротив, увеличился. В действительности уже в 2013-м украинцы потребляли меньше, ведь по сравнению с 2012 г. прошлогодние обороты розничной торговли также сокращались (и не на 6,8, а на 9,5% - до 718 млрд грн). Очевидно, что при значительном снижении предложения и незначительном сокращении спроса на рынке образуется дефицит, и это - шанс для тех, кто не боится развиваться в кризис.
Нет денег -
дайте хоть реформы!
Декларации о том, что кризис - это наиболее удачное время для развития бизнеса, как правило, воспринимаются скептически, в первую очередь, самими бизнесменами. "Нашим предпринимателям, прежде всего, необходимо осознание того, что риски увеличения производительности в кризис оправданы. Причем необходимо не только развивать само производство, но и налаживать коммуникации с международными партнерами, которые могут оказать, кроме прочего, и финансовую поддержку. Развивать маркетинг и рекламу, усиливать сотрудничество с торговыми сетями", - уверен Ярослав Жалило, президент Центра антикризисных исследований.
И, конечно, для того чтобы умело воспользоваться нынешней ситуацией, предприятиям необходим определенный запас прочности, позволяющий не реагировать на экономические вызовы, сконцентрировавшись на развитии. Как правило, основной преградой для развития становится именно отсутствие дополнительных средств. Рассчитывать на государственные дотации наивно хотя бы потому, что на это объективно нет денег. Тут бизнес упирается в недоступность заемных средств. "Без кредитного ресурса экономика развиваться не сможет - это основная преграда. На сегодняшний день огромное количество украинских банков таковыми (банками) не являются, - объясняет Александр Вальчишен, руководитель аналитического подразделения группы ICU. - Это не финансовые учреждения по сути своей, и создавались они для совершенно иных целей. Брать на себя кредитные риски они не будут. Механизмы для удешевления кредитных ресурсов также сейчас недоступны украинским банкирам. Если учесть, что внешние рынки рост замедлили, отсутствие кредитования можно считать основной и главной проблемой для развития украинских производств".
Теоретически перспективные отрасли - IT, фармакология, легкая промышленность - могли бы рассчитывать на внешние инвестиции. Но с учетом военных действий на Востоке страны и сопутствующих им угроз желающих инвестировать в страну практически нет. Да и коррупция - ключевая проблема бизнеса в Украине - отпугивает инвесторов. В данном случае действительно не помешала бы помощь всех ветвей власти - законодательной, исполнительной, президентской, судебной. Причем никто уже особо не ждет от них серьезных и качественных структурных преобразований, как и ощутимого снижения административного давления. Для начала хватило бы судебной реформы, позволяющей хотя бы обеспечить надлежащую защиту вложений.
"Главная проблема для инвесторов на украинском рынке - слабые гарантии прав собственности и прав кредитора. Зайти, то есть вложить деньги в проект, не так уж трудно, редко встречаются ситуации, когда это действительно невозможно по причинам разрешительного или процедурного характера. Большая проблема - сохранение контроля над прибыльным проектом и возможность при необходимости забрать из него деньги", - рассказывает Дмитрий Шемелин, юрист ЮФ "Ильяшев и Партнеры". По его словам, даже безукоризненно оформленные документы не гарантируют эффективную судебную защиту прав инвестора.
Результат судебного рассмотрения, особенно в "денежных" проектах с политической подоплекой, непредсказуем. Например, в международном арбитраже Всемирного банка сейчас рассматривается инвестиционный иск к государству Украина, основанный на судебных разбирательствах КУА "Практика" с Кредитпромбанком и его нынешним собственником Николаем Лагуном. Внесенные инвестиционным фондом на депозит в финучреждение несколько десятков миллионов долларов, принадлежащих иностранным инвесторам, банк и его владелец в результате просто отказались возвращать, предложив в качестве отступных всего лишь пятую часть вложенной суммы. Несмотря на абсолютную очевидность ситуации, суды по этому делу длятся уже не первый год. В результате инвесторы были вынуждены обратиться в международный арбитраж с претензиями к государству Украина, которое оказалось не в состоянии обеспечить их законные права по защите инвестиций.
Если нынешняя украинская власть наведет хотя бы относительный порядок в судах, обеспечив более-менее приемлемые гарантии прав собственности, у отечественной экономики может появиться шанс, даже несмотря на войну на Востоке. "Если мы говорим о потенциальном перемещении производственных мощностей из Восточной Европы в Украину, то, помимо дифференциала в размере заработной платы, не менее важны пресловутые условия для ведения бизнеса, - рассказал ZN.UA экономист Павел Ильяшенко. - Если мы говорим о развитии внутреннего производства с прицелом на замещение импорта, то может оказаться так, что сначала сложность доступа к финансированию, а впоследствии и сравнительно более низкая эффективность украинского бизнеса могут привести к проигрышу внутреннего производителя в среднесрочном периоде".
В итоге в более выигрышном положении оказываются компании, которые захотят воспользоваться конъюнктурой рынка и рискнут перенести свои производственные мощности на нашу территорию. Прецеденты, несмотря ни на что, все-таки есть - на днях британская компания Honeybrook объявила о намерении построить завод по переработке мяса птицы в Киевской области. Продукцию перерабатывающего завода будут поставлять в страны ЕС и Ближнего Востока. Окажется этот проект первой ласточкой или приятным исключением - по результатам и можно будет судить, стоят ли хоть чего-то разговоры представителей постмайданной власти о реформах.
Украинским же производствам мало увеличить объемы, им не обойтись без модернизации (ведь требования к качеству товаров по мере тернистого, но все-таки сближения с ЕС растут) и государственной поддержки. И если модернизация - безоговорочный плюс, который в итоге поможет увеличить маржу и выйти на новые рынки сбыта, то с господдержкой все далеко не столь очевидно. В украинских реалиях ее предоставление чаще всего оборачивается избирательным протекционизмом, сопряженным с коррупцией. Впрочем, Ярослав Жалило уверен, что и в этом вопросе можно найти золотую середину: "Поддержка не обязательно должна выражаться в дотациях и льготах. Государству стоит, в первую очередь, усилить антимонопольный контроль и ограничить контрабанду. Также госструктуры могут предоставить консультативную помощь в проведении исследований рынков, правовой поддержке, составлении маркетинговых стратегий. Кроме того, любые защитные механизмы, используемые государством для поддержания отечественных производителей, должны быть ограничены как в ресурсах, так и во времени".
Время уходит уже
Но пока бизнесмены, взвешивая все за и против, будут изыскивать средства и подтягивать качество продукции, время уже играет против них. Товары из соседней Беларуси постепенно занимают нишу, на которую мог бы претендовать отечественный производитель. С начала года эта страна увеличила экспорт в Украину почти на 8%, и это несмотря на то, что летом Украина закрывала свой рынок для наиболее ходовых белорусских товаров. Основу поставок составили минеральное топливо, нефть, продукты ее переработки, удобрения и механические машины. Но потенциал у Беларуси, которая многие годы является источником дешевых и часто высококачественных товаров для сопредельных регионов, огромен. В скором будущем ниши, не занятые украинскими производителями, могут занять их белорусские конкуренты.
Национальная экономика на сегодняшний день, как ни странно, имеет право выбора между экспортоориентированной моделью и импортозамещающей. Экспортоориентированный курс, безусловно, помогает расти конкурентоспособности национальной продукции на внешних рынках. Но такая модель развития в конечном итоге приводит страну к гипертрофированному экспорту отдельных товаров в ущерб развитию внутреннего производства в традиционных товарных сегментах. А экономический рост в этом случае будет сопровождаться постоянными поисками свободных рыночных сегментов, новых видов продукции с высокой добавленной стоимостью (традиционный сырьевой экспорт уже всерьез рассматривать не приходится) и достаточно сложными процессами, связанными с подтверждением соответствия требованиям новых рынков сбыта. Над бизнесом будут довлеть ценовая конкуренция и зависимость от бесконечного множества факторов внешних рынков. В Украине это направление осложняется еще и отсутствием отработанных механизмов возврата валютных средств в страну, а главное - нежеланием эти механизмы создавать.
Импортозамещение в нынешних условиях хоть и не панацея, но все-таки возможность для выхода из кризиса за счет собственных резервов. Кроме того, развитие внутреннего производства так или иначе приведет и к росту экспорта, естественным образом увеличив ассортимент и объемы поставляемой Украиной продукции. Проблема в том, что в Украине, независимо от того, объявлялась на государственном уровне приоритетом экспортоориентированная или импортозамещающая политика, стратегий и планов обычно хватало, а вот взвешенная стратегическая политика практически всегда отсутствовала как таковая.
Опрошенные ZN.UA эксперты единогласно согласились, что нынешней ситуацией можно и нужно воспользоваться, но для этого необходимы те самые структурные реформы, о которых столько говорится, но никто их не видит. Открывшееся сейчас окно возможностей будет открытым лишь два-три года. В течение этого периода им вполне можно будет воспользоваться для развития внутреннего производства, правда с убывающим эффектом. Очень хочется верить, что рынку не придется все это время дожидаться встречных шагов от правительства. Ведь даже если не копаться глубоко во всей нерадивой украинской истории государственного стимулирования, все еще очень свежо в памяти, например, что с импортозамещением, как с писанной торбой, носилось правительство Азарова, как и то, во что это в итоге вылилось. Уже уйдя в историю, правительство "камикадзе" Яценюка вообще не смогло не то что реализовать, но и провозгласить какой-либо четкой и внятной политики по развитию отечественного производства и предпринимательского сектора. Сумевшему сохранить должность премьеру это пока сошло с рук, а вот сойдет ли экономике?