В Украине только трижды пытались развалить картели по программе «Leniency»

ZN.UA Эксклюзив
Поделиться
В Украине только трижды пытались развалить картели по программе «Leniency» © telegraf.com.ua
В «Лига антитраста» рассказали детали.

За последние восемь лет только три предпринимателя по программе «Leniency» добровольно рассказали АМКУ об участии в картеле для освобождения от наказания. Это самый низкий показатель среди развитых стран. В Украине эта программа не работает из-за нормативных недостатков и неэффективности работы самого АМКУ.

По программе «Leniency», участник картеля, добровольно расскажет о картеле конкурентному ведомству, получит полное освобождение от ответственности.

Учитывая неотвратимость наказания за картельные сговоры и значительные санкции, которые может за такое нарушение наложить, например, Еврокомиссия в Европейском Союзе или Федеральная торговая комиссия в США, обращение с «повинной» себя оправдывает и бизнес часто этим пользуется. Почти все уличенные конкурентными ведомствами развитых стран картели были наказаны именно благодаря «Leniency» (например, более 80% картельных дел Еврокомиссия расследовала благодаря использованию доказательств предоставленных в рамках программы «Leniency», https://competition-policy.ec.europa.eu/antitrust-and-cartels/cartels-cases-and-statistics_en ).

В Украине аналогичная программа нормативно была закреплена еще в 2012 году. Распоряжением определен порядок подачи заявления, требования к информации, которую необходимо предоставить ( https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/z1553-12 ). Но в отличие от успешных мировых программ, в Украине она до сих пор не нашла практического применения.

Так, по информации АМКУ (ссылки на ответ 342-III от 11.12.20), в ведомство за освобождением от ответственности с 2012 года обратились только три предпринимателя. При этом одну из заявлений сам предприниматель и отозвал.

Какие компании обращались за «милостью» ведомства, в рамках каких дел это было и в каком именно году, АМКУ в своем ответе об этом не сообщил, ссылаясь на конфиденциальность информации. Такой подход вполне верным, потому что не раскрытие информации о факте обращения - является неотъемлемой составляющей успешности работы программы.

Что касается причин неэффективности «Leniency» в Украине, то они разные:

  • недоверие общества и бизнеса к государственным органам, в первую очередь контролирующих и самого АМКУ;
  • отсутствие разъяснительной работы со стороны Антимонопольного комитета о работе программы и ее популяризации среди бизнеса;
  • сомнения у предпринимателей относительно способности АМКУ сохранить тайну обращения;
  • национальные устои, ведь у нас не принято «жаловаться» на «партнеров по нарушению» и информаторов до сих пор называют «стукачами»;
  • продолжительность расследования АМКУ, коррупция и политическая зависимость ведомства, вызывает сомнения у предпринимателей относительно способности ведомства довести до конца дело;
  • нормативные пробелы регулирования программы, в том числе в части возмещения вреда, когда компания, воспользовавшись возможностями программы, может подвергнуть себя в дальнейшем на иски от потерпевших о возмещении вреда в двойном размере;
  • НЕ серьезный подход самого ведомства к использованию этой программы, ведь с июля 2019 по октябрь 2020 (15 месяцев) на сайте АМКУ не было никаких сведений о полномочиях другого лица на выполнение функций «Линенс-комиссара», функции которого согласно открытой информации ранее выполняла первая заместитель руководителя АМКУ М.Нижник;
  • необеспечение принципа неотвратимости наказания, несущественные штрафы, долгий процесс их взыскания и возможность «купить» победу в суде, что уменьшает страх картелистив от АМКУ и не мотивирует их приходить с «явкой с повинной» и другие.

За восемь лет никаких существенных изменений в нормативные или практические аспекты использования программы «Leniency» так и не были внесены, хотя разговоры об этом и попытки ее усовершенствовать раздавались отовсюду, даже со стороны АМКУ. Предлагаемые законопроектом ведомства «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно реформы законодательства о защите экономической конкуренции» ( https://cutt.ly/xjdpBk0 ) изменения в части «реанимирования» программы «Leniency» в Украине в целом были положительными и в определенной степени конкретизировали порядок обращения предпринимателей за освобождением от ответственности, но так и не были закреплены на законодательном уровне.

И пока в Украине только пытаются изменить законодательство, чтобы дать возможность эффективно и быстро расследовать тяжелые и опасные нарушения в сфере конкуренции, отдельные страны, например, Великобритания, в очередной раз совершенствуют программы освобождения от ответственности, предоставляя возможность даже физическим лицам за вознаграждение анонимно сообщать о картеле, а Еврокомиссия и конкурентные ведомства государств-членов ЕС сотрудничают между собой через Европейскую сеть по вопросам конкуренции (European Competition Network, ECN), которая создает эффективный механизм противодействия компаниям, которые осуществляют трансграничную практику ограничения конкуренции.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме