Украинские порты четверть своих грузов уступили иностранным конкурентам

ZN.UA Эксклюзив
Поделиться
Из-за технической отсталости украинских портов приблизительно четверть грузов, которые они могли бы перевалить, в прошлом году ушли в три порта конкурента — Новороссийск (Россия), Констанцу (Румыния) и Варну (Болгария).

Такое мнение ZN.UA высказала эксперт Центра политического и экономического анализа Ирина Кава.

В свою очередь директор экспедиторской компании «Югавтотранс» Сергей Кислицкий считает, что российские порты, прежде всего Новороссийский, отбирают грузы у украинских. «На первых порах, когда только начинались контейнерные перевозки, украинским портам не было альтернативы. Сегодня Украина сама плодит себе конкурентов, поскольку у международных компаний нет гарантий, что груз будет доставлен в срок», - говорит он.

Причин, по которым грузы обошли Украину, несколько. Прежде всего - технологическая отсталость. В Украине построены универсальные порты, лишь с некоторыми специализированными комплексами. Тогда как в мире, напротив, строится множество специальных комплексов в портах.

Украинские порты в недостаточной степени обеспечены пропускной способностью железной дороги. Они соответствуют стандартам 60-70-х годов прошлого века и испытывают серьезные трудности с обработкой судов грузоподъемностью свыше 80 тыс. тонн, которые являются на сегодня наиболее экономичными для перевозки массовых грузов. Перегрузочная техника портов в основном универсальная (портальные краны), имеет крайнюю степень изношенности (60-90%) и не отвечает современным требованиям к размерности, грузоподъемности и производительности.

Кроме того, система управления морскими портами представляет собой симбиоз государственно-частного подхода, сочетающий недостатки обоих систем и практически не обладающий их достоинствами. При кажущихся значительных объемах средств, генерируемых государственными портами, реинвестируется лишь малая часть. И главное - в Украине действуют отсталое морское и таможенное законодательство, средневековые правила пересечения границы судами, коррупция во всех органах государственного контроля перемещения грузов с генерацией прибыли вверх по иерархическим вертикалям.

По оценкам Центра политического и экономического анализа, в нашей стране перегружается не более 15% от потенциального объема транзита. «Однако главная проблема - в отношении государственной власти, не воспринимающей значимость частного бизнеса в современных реалиях. Если между развитыми странами, на которые мы равняемся, за привлечение инвестиций в экономику идет борьба, у нас ментальность такова, что Украина делает одолжение, разрешая инвестору работать», - говорит И.Кава.

Как следствие, государство уже двадцать лет откладывает на потом реформы в портовой отрасли. Попытки привлечь инвестиции на уровне принятия различных «концепций развития» были обречены на провал, поскольку государство никогда не предлагало адекватных и полноценных решений, способных заинтересовать инвесторов, соглашается директор информационно-аналитического центра BlackSeaTrans Валентина Михайлова.

Подробнее читайте в свежем выпуске «Зеркала недели. Украина» в статье Владимира Рубцова «Время полумер ушло в прошлое. Портовая отрасль нуждается в масштабной реформе».

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме