Об этом свидетельствуют результаты очередного (восьмого по счету) доклада «Ведение бизнеса-2011» (Doing Business-2011), опубликованного сегодня (4 ноября) в Вашингтоне группой Всемирного банка.
При этом наша страна смогла подняться в рейтинге на 2 позиции, по сравнению со 147-м местом в предыдущем отчете (прошлогодний рейтинг Украины (142) был снижен на пять пунктов в результате методологических изменений). За период с начала июня 2009 по конец мая 2010 года авторы исследования (кроме основной команды Doing Business в подготовке доклада приняли участие 70 экспертов из Украины) зафиксировали в нашей стране три улучшения по сравнению с предыдущим периодом. «Так, в налоговой сфере была усовершенствованы процедура отчетности, благодаря введению соответствующих электронных систем. Еще одна реформа была зафиксирована в сфере получения разрешений на строительство - это одна из сфер, наиболее болезненных не только в Украине, но и всем регионе, - рассказала в эксклюзивном комментарии для «ЗН» из Вашингтона один из авторов доклада Светлана Багаудинова. - Однако не смотря на сокращение ряда процедур и временных рамок на получение строительных разрешений (было отменено 9 из 31 процедуры, временные затраты сокращены на треть, денежные – на 6% - «ЗН»), сама процедура все же остается одной из самых обременительных в мире (179-я позиция из 183 трех стран). То же самое касается пока и налоговой системы, по степени тяжести которой для легальных компаний Украина занимает 3-е место в мире (181 в рейтинге). «Ну и, наконец, наиболее существенное улучшение – снижение минимального размера уставного капитала для открытия компаний», - рассказывает эксперт группы Всемирного банка. Эта реформа, про ее словам, является одной из наиболее популярных в мире, как способ снижения барьеров для предпринимательства в различных странах. Среди ближайших соседей Украины в нынешнем году больше всего отличился Казахстан, ставший наиболее активной страной-реформатором среди всех 183с тан мира, в которых проводились исследования. Казахстан улучшил законодательство, регулирующее создание предприятий, получение разрешений на строительство, защиту прав и интересов инвесторов и международную торговлю. В результате страна переместилась в рейтинге вверх на 15 пунктов, заняв 59-е место среди 183 стран. В регионе Восточной Европы и Центральной Азии, к которому относится Украина, Таджикистан и Венгрия также вошли в десятку стран, в наибольшей степени улучшивших регуляторную среду для бизнеса за последний год, поднявшись соответственно на 10 и 6 пунктов. Чешская Республика поднялась на 19 пунктов в рейтинге, до 63-й позиции. Литва вошла в группу первых 25 стран по степени благоприятствования регуляторной среды ведению бизнеса, улучшив показатели в пяти из девяти областей, оцениваемых в рамках исследования «Ведение бизнеса» (больше, чем любая другая страна). Благодаря этим достижениям, она присоединилась к Эстонии, Латвии и Грузии, занимающим высокие места в рейтинге. В общемировом масштабе в прошлом году правительства 117 стран провели 216 реформ в сфере регулирования предпринимательской деятельности, направленных на улучшение условий для создания и ведения бизнеса, повышение прозрачности, укрепление права собственности и повышение эффективности процедур урегулирования коммерческих споров и банкротства. «Всего за последние 5 лет 85% из рассматриваемых в отчете государств тем или иным образом улучшили свое регуляторное законодательство (всего было зарегистрировано 1511 улучшений). При этом несомненным мировым лидером среди стран, проводивших административно-регуляторные реформы наиболее активно и последовательно, является Грузия, - продолжает свой рассказ г-жа Багаудинова. - Мы уже привыкли к тому, что страны Восточной Европы и Центральной Азии в последние годы возглавляют список наиболее активных регионов-реформаторов, но в нынешнем году и более богатые страны, в частности из Западной Европы, тоже провели целый ряд достаточно серьезных реформ. Отличительная мировая тенденция - все более активное внедрение электронных средств управления и вывод бизнес-процессов в режим on-line. Речь идет, как, например, о создании единого электронного окна по созданию и регистрации предприятия, передачи прав собственности, подачи налоговой отчетности».