Четвертый раунд "транзитных" переговоров РФ и "Газпрома", Украины и "Нафтогаза" при посредничестве Еврокомиссии, состоявшийся 28 октября, снова оказался безрезультатным. Страсти накаляются. Очевидно, Украина и РФ возлагают надежды на решение принципиальных вопросов в ходе встречи в "нормандском формате". Хотя среди ключевых положений совместной позиции: заключение нового контракта на значительный срок (10–15 лет) и фиксация объемов транзита, которые обеспечат надежную работу украинской газотранспортной системы (ГТС).
Об этом в своей статье для ZN.UA пишет Алла Еременко. По ее словам, контракт должен быть заключен с новым оператором украинской ГТС, который с 1 января 2020 г. будет полностью выведен из группы "Нафтогаз". При этом отношения между оператором ГТС Украины и "Газпромом" должны строиться на основе требований европейского энергетического законодательства, которые Украина внедряет как член Энергетического сообщества.
Председатель правления НАК "Нафтогаз Украины" Андрей Коболев отметил, что именно на таких принципах "Газпром" работает со всеми своими контрагентами в Европейском Союзе. Так почему же не с Украиной? В свою очередь, энергокомиссар Марош Шефчович сказал, что "Газпром" прежде всего настаивает на отказе украинской стороны от выигрыша в Стокгольмском арбитраже. Хотя при этом не прочь вернуться на украинский рынок газа.
По словам обозревателя ZN.UA, "Газпром" не устраивают:
"- завышенные, по его мнению, тарифы на транспортировку газа по украинской газотранспортной системе;
- отсутствие сертифицированного по европейским правилам оператора ГТС Украины;
- непогашенный трехмиллиардный "долг Януковича", камнем висящий на "Нафтогазе";
- требование НАКа возместить отсуженные в Стокгольмском арбитраже уже почти 3 млрд долл.;
- категорический отказ "Нафтогаза" краткосрочно продлевать (на год-полтора) "транзитный" контракт с 1 января 2020-го на условиях действующего договора о транспортировке газа через территорию Украины в Европу;
- нежелание "Нафтогаза" закупать российский газ по прямому контракту и в значительных объемах".
В свою очередь "Нафтогаз Украины" против:
"- строительства "Северного потока-2" и "турецких потоков" в обход Украины, что лишит НАК и Украину около 3 млрд долл. прибыли;
- неподписания россиянами операторского соглашения;
- списания "Газпрому" выигранных в Стокгольмском арбитраже 2,2 млрд долл. по транзитной ставке (без пеней и штрафов);
- категорического нежелания "Газпрома" оплатить "стокгольмские счета", пусть хотя бы имуществом;
- увязки объемов транзита "газпромовского" топлива с объемами закупки газа для потребностей Украины, чего "Нафтогаз" не делает с 2014 г.;
- выплаты "долга Януковича" в 3 млрд долл.;
- зачета стокгольмского выигрыша в счет погашения "долга Януковича";
- краткосрочного "транзитного" контракта (пока "Газпрому" это необходимо) на условиях еще действующего договора от 2009 г."
Автор указывает, что с такими требованиями и несогласованностями найти взаимоприемлемый компромисс крайне сложно, если стороны вообще заинтересованы в его поиске. Понятно, что, как и при любом торге, стороны заявляют максимум требований, рассчитывая в итоге на относительно приемлемые условия. Тем более что, как утверждают эксперты, и далеко не только в Украине, "Газпрому" пока будет проблематично обойтись без транзита по украинской газотранспортной системе хотя бы 30, а лучше 50–60 млрд кубометров газа в год. Ведь "Северный поток-2" не достроен.
Подробнее о переговорах между "Газпромом" и "Нафтогазом" читайте в статье Аллы Еременко "ГТС слезами не поможешь" в еженедельнике "Зеркало недели. Украина".