Среди украинских аграриев уживаются две разные мировоззренческие позиции относительно открытия рынка земли и ожидаемых последствий реформы, свидетельствуют данные исследования Фонда «Демократические инициативы им. Илька Кучерива».
С одной стороны, многие владельцы паев считают, что нынешняя земельная реформа станет повторением неудачной и несправедливой массовой приватизации 1990-х: земли скупят олигархи или дельцы, чтобы потом продать иностранцам.
С другой — что свободное обращение земли будет способствовать приходу эффективных собственников, которые будут заинтересованы в установлении четкого правового регулирования и рыночной стоимости земли.
Социолог Петр Бурковский в статье «Кому — победа, а кому — вызов. Что не попало в президентский спич о земельной реформе» анализирует процессы, происходящие в селе накануне запуска свободного рыночного обращения земли.
«В разных областях селяне очень часто связывали свой страх перед иностранцами с невозможностью государства защищать свои национальные интересы и с коррумпированностью политиков, которые будут создавать льготные условия для иностранного капитала. То есть люди против допуска иностранцев к рынку земли, потому что не доверяют государству и убеждены в коррумпированности вышестоящих органов власти», - пишет он.
Долгие годы и частные паи, и государственная земля в обход закона или, что еще хуже, во исполнение закона, попадали в руки новых собственников. Например, в качестве оплаты несуществующего долга. А передача бывших государственных земель громадам кое-где не уменьшила коррупцию, а просто легализировало ее.
Так, депутат одной из районных рад в Черниговской области обращает внимание на то, что по вполне законной процедуре выделения земли для ведения индивидуального сельского хозяйства (по 2 га в одни руки), некоторые громады распаевывают их «направо и налево, и в первую очередь не тому, кто придет и будет работать именно здесь и будет платить налоги в громаду». А неистребованные паи отдаются в аренду за плату, которая в полтора раза меньше той, за которую отдавал два-три года назад Госкомзем.
Общаясь с социологами, селяне из разных регионов страны сформулировали общие требования к земельной реформе, которые должны сопровождать и даже опережать полнейшее открытие рынка земли:
- установление справедливой (минимальной) цены на землю;
- наведение порядка с земельным кадастром, оценкой плодородия земли;
- предоставление правовой помощи и разъяснения крестьянам — владельцам паев их прав в связи с открытием рынка земли;
- осуществление цифровизации услуг, связанных с работой рынка земли, в частности, создание цифрового земельного банка с возможностью получить все правоустанавливающие документы в электронном виде;
- проведение обязательной проверки законного происхождения средств, привлеченных для покупки земель;
- создание государственного банка земли, через который землю смогут купить или арендовать мелкие хозяйства;
- введение доступных кредитов, программы поддержки отдельных отраслей сельского хозяйства (животноводства, овощеводства, виноградарства, садоводства, пчеловодства);
- государственное страхование мелких фермеров в неурожайные годы и на случай стихийного бедствия;
- целевое обучение мелких фермеров эффективному планированию и ведению хозяйства;
- должная подготовка местных чиновников (налоговой, ЦПАУ) для работы с мелкими хозяевами (семейным фермерством);
- уточнение законодательства, устранение норм, которые предоставляют дискреционные полномочия органам местной власти в отношениях с мелкими хозяевами (вопросы аренды, продажи земли, требований природоохранного характера).
По данным проведенного в мае общенационального опроса Фонда, наибольшую поддержку среди мелких землевладельцев имеют такие предложения к правительству:
- 30% среди опрошенных собственников паев поддерживают требование к государству «защитить владельцев паев от угроз лиц, которые хотят скупить или захватить земли»;
- 22% среди опрошенных собственников паев выступают за «предоставление беспроцентных кредитов мелким самостоятельным производителям, фермерам для покупки земли или техники»;
- 20% среди опрошенных собственников паев выступают за то, чтобы «защитить от продажи земли общего пользования, которые имеют большое значение для местных громад»;
- 20% среди опрошенных собственников паев требуют «установить жесткие требования сохранения и восстановления плодородия земли для крупных собственников и арендаторов»;
- 19% среди опрошенных собственников паев настаивают на том, чтобы «установить жесткий контроль над соблюдением экологических норм производства новыми собственниками земли».
«Результаты опроса подтверждают, что владельцы паев обеспокоены именно отсутствием или слабостью государственного контроля над действиями агрохолдингов и коррумпированностью органов власти, которые будут принимать решение о приватизации государственных земель», - отмечает Бурковский.
Если отложить в сторону предложения, озвученные людьми и получившие наибольшую поддержку во время общенационального опроса, то список направлений госполитики по сопровождению земельной реформы будет таким:
- Наведение порядка с земельным кадастром, оценкой плодородия земли.
- Введение льготных доступных кредитов, программы поддержки отдельных отраслей сельского хозяйства (животноводства, овощеводства, садоводства, пчеловодства).
- Предоставление правовой помощи и разъяснение крестьянам — владельцам паев их прав в связи с открытием рынка земли.
«Это минимальные требования жителей сельской местности. Их воплощение не приведет к быстрому развитию свободного рынка земли, зато поможет избежать социального взрыва и противостояния между мелкими и крупными собственниками земли», - объясняет социолог.
Чтобы понять, напрасны или нет надежды людей на государство, социологи сравнили результаты фокус-групп и опроса с анкетированием 21 народного депутата «Слуги народа», «Европейской солидарности», «Голоса», «Батьківщини», «Оппозиционной платформы-За життя», «Довіри».
И хотя этого точно недостаточно, чтобы иметь исчерпывающую картину парламентских настроений, однако можно увидеть, как информация снизу доходит до верхов: что потерялось по пути, а что может стать императивом законотворчества для большинства и оппозиции уже в ближайшем будущем.
Большинство опрошенных парламентариев выступают за: беспроцентные кредиты мелким хозяйствам для покупки земли и техники, прозрачное упорядочение вопросов собственности и границ земельных участков и паев, предоставление правовой помощи владельцам паев для защиты интересов при покупке-продаже земли. | Очень мало депутатов видят необходимость в том, чтобы: защитить владельцев земли от угроз, защитить от продажи земли общего пользования в громадах, установить контроль над соблюдением экологических норм при возделывании земли и производстве продукции. |
«Если смотреть с общенациональной точки зрения, вроде бы все обстоит благополучно, депутаты более или менее точно чувствуют настроения своих избирателей. Но если говорить об интересах селян — владельцев паев и мелких хозяев, то здесь осведомленность парламентариев очень низкая. А это, по нашему мнению, не может не сказаться на правильности выбора приоритетов в законотворческой работе и правильном голосовании за законопроекты, которые касаются села и аграрного сектора в целом», - добавляет автор.
- Если уровень коррупции и глухоты чиновников к жалобам крестьян не снижать, рынок земли не заработает. Уже сейчас около 69% владельцев паев либо ничего не планируют делать, либо просто оставят свои земли в аренде.
- Если не дать крестьянам рычагов контроля над местными радами и местными руководителями, если не научить их, как пользоваться этими инструментами, люди либо будут выезжать из села, либо начнут защищать свои права совсем не мирными средствами. И это особенно касается не фейковых, а настоящих ветеранов.
- Если парламентское большинство и правительство не повернутся лицом к реальным потребностям и проблемам жителей сельских громад, не учтут риски, связанные с изменением климата и хищническим хозяйствованием, в среднесрочной перспективе (7–10 лет) Украина попадет в критическую зависимость от импорта продовольствия, резюмирует социолог.
Фонду «Деминициативы» удалось получить трехмерное изображение процессов, которые происходят в селе, когда вот-вот полностью откроется свободное рыночное обращение земли. Предлагаем и читателям ZN.UA заглянуть в этот «калейдоскоп» и подумать, в правильном ли направлении двигается страна, какие риски и возможности видят владельцы паев, на чьих землях формируется половина объема валютной выручки государства и пятая часть ВВП Украины. Подробнее – в материале Петра Бурковского «Кому — победа, а кому — вызов. Что не попало в президентский спич о земельной реформе».