Рост потребления дизельного топлива и сжиженного газа в последние годы достигается за счет наращивания поставок из России. По предварительным расчетам, в 2018 г. будет поставлено около 2,7 млн т российского ДТ, что, во-первых, является абсолютным историческим рекордом (в 2013-м было чуть менее 2 млн), во-вторых, на него придется крупнейшая доля в балансе страны - 41%. С учетом Беларуси суммарная доля поставок моторных топлив из стран Таможенного союза составляет более 66% потребности.
Об этом в своей статье для ZN.UA пишет Сергей Куюн, директор ООО "Консалтинговая группа А-95". По его мнению, в условиях открытого рынка это означает лишь одно: эти нефтепродукты элементарно дешевле. Для экономики дешевые энергоносители - это безусловное благо, чего не скажешь с точки зрения энергетической безопасности.
"Весной 2018 г. крупнейший украинский производитель, "Укртатнафта", инициировал введение квот и пошлин на российские и белорусские нефтепродукты. Однако правительство такую инициативу отклонило (проект "Укртатнафты" действительно был мало совместим с реальностью и мог оставить страну без топлива), - отмечает эксперт. - Осенью контролируемый группой "Приват" НПЗ подал повторную заявку на ограничение импорта, сделав выводы из весенней неудачи. Теперь нефтепереработчик просит ввести 12-процентную пошлину только на белорусские бензины. О судьбе этого обращения на данный момент ничего не известно".
Подробнее о состоянии рынка горюче-смазочных материалов читайте в статье Сергея Куюна "Горючие итоги: чем запомнился топливный рынок 2018 года" в еженедельнике "Зеркало недели. Украина".