Пустили циника в бюджет... Дополнительные миллиарды от предвыборной приватизации 2004 года втихую поделят под сенью Минфина

3 сентября, 2004, 00:00 Распечатать Выпуск №35, 3 сентября-10 сентября

С момента принятия печально известных постановлений Кабмина №№509 и 510 прошло всего четыре месяца — и вот новый бюджетный скандал под кодовым названием «1111»...

С момента принятия печально известных постановлений Кабмина №№509 и 510 прошло всего четыре месяца — и вот новый бюджетный скандал под кодовым названием «1111». Речь идет о постановлении правительства за № 1111 от 25 августа с.г. «О порядке направления поступлений от приватизации государственного имущества сверх объемов, определенных статьей 26 Закона «О Государственном бюджете Украины на 2004 год».

Цена вопроса по состоянию на начало сентября — свыше 3 млрд. грн. (а до конца года будет еще больше). Цель — сделать распределение приватизационных денег полностью непрозрачным, не зависящим от воли Верховной Рады и тайным для общественности. Главное действующее лицо — Минфин. В эпизодах — министерства труда и социальной политики, аграрной политики, Пенсионный фонд, Госкомитет по регуляторной политике, а также Фонд госимущества с Госказначейством. Ассистент режиссера — Минюст, утвердивший три страницы текста как соответствующие украинскому законодательству.

Однако хватит недомолвок. Начнем все сначала — с середины июня нынешнего года…

В привычном для себя цейтноте Верховная Рада рассматривает изменения к закону о Государственном бюджете Украины на 2004 год. Их инициатор — правительство — торопится. Миллиарды от не очень чистой продажи «Криворожстали» жгут руки. Потратить, поскорее потратить — тогда сторонникам отмены приватизационного конкурса не останется ничего другого, как смириться. Да вот незадача… Если следовать букве закона, трата будет, по меньшей мере, подсудной: в госбюджете на весь 2004 год от приватизации записаны 2,1 млрд. гривен, а только от продажи украинским олигархам криворожского гиганта ФГИ выручил 4,26 млрд. Прежде чем тратить, эти деньги нужно завести в бюджет.

Такой, напомним, была скрытая пружина неожиданно слаженного принятия летом с.г. изменений и дополнений к госбюджету-04. Случилось это 17 июня. В ст. 26 документа (поступления от приватизации) вместо цифры 2,1 записали 5,2 — миллиарда гривен, естественно. В статье 109-3 расписали направления использования приватизационных денег, если сумма превысит планку в 5,2. К сожалению, предельный объем денег, который Кабмину разрешается делить без четких на то указаний Верховной Рады, прописан не был.

Направлений использования утвердили семь: погашение задолженности по зарплате обанкротившихся и ликвидированных предприятий АПК (это, как подчеркнули в законе, приоритет); погашение задолженности по зарплате на госпредприятиях, образовавшейся по состоянию на 1 января 2004 года (на возвратной основе); увеличение пенсий и других социальных выплат; постепенная компенсация обесценившихся вкладов; создание негосударственного пенсионного фонда и уплата пенсионных взносов в пользу работников бюджетных учреждений; три процента от дополнительных приватпоступлений — на реализацию Национальной программы содействия предпринимательству и, наконец, компенсация находящимся на фиксированном налоге сельхозпредприятиям сумм, уплаченных за работников в Пенсионный фонд.

Предпоследний абзац ст. 109-3 достоин того, чтобы процитировать его полностью:

«Порядок реализации этой статьи определяется Кабинетом министров Украины по согласованию с комитетом Верховной Рады Украины по вопросам бюджета».

С тех пор прошло меньше трех месяцев, но сколько денег перетекло… По состоянию на 1 сентября с.г. поступления от приватизации составили 8,19 млрд. гривен. Только козни неназванных спекулянтов не позволили власть предержащим толкануть до выборов «Укртелеком» заодно с Одесским припортовым заводом, что увеличило бы данную сумму еще раза в полтора и… окончательно угробило бы такой важный для имиджа страны показатель, как дефицит бюджета (по существующей методологии, средства от приватизации можно зачислить только в графу «Финансирование» и направить на покрытие дефицита бюджета, хотя на самом деле они идут на всяческие предвыборные социальные нужды. — Н. Я.)

Комитет ВР по вопросам бюджета так и не дал согласия на разработанный Минфином «Порядок направления поступлений от приватизации государственного имущества сверх объемов…». Что не помешало Кабмину утвердить его постановлением от 25 августа за № 1111.

Мы не будем углубляться в юридические дебри — а законен ли этот документ при отсутствии согласия бюджетного комитета? В конце концов, для этого в стране есть правоведы. Обозначим лишь позиции традиционно «противоборствующих сторон».

В Минфине объяснили ситуацию так. Послали, дескать, 5 августа с.г. проект «Порядка…» на согласование в бюджетный комитет с просьбой согласовать до 16 августа, а ответа до указанной даты так и не получили. Хотя официально предупреждали: «… не высказывание комитетом... позиции относительно данного проекта в указанный срок, на наш взгляд, считается равнозначным его согласованию».

Хм… «На наш взгляд» — это, конечно, хорошо. Как и ссылка на пункт временного регламента Кабинета министров в отсутствие... закона о Кабинете министров.

Председатель бюджетного комитета Петр Порошенко утверждает, что согласовывать было практически нечего: присланный Минфином проект «Порядка…» не содержал никаких конкретных сумм расходов; не было ни названий, ни кодов бюджетных программ, на которые эти деньги предназначаются. С другой стороны, уже в августе было понятно, что дополнительные поступления от приватизации намного превысят 5,2 млрд. гривен, и бюджетный комитет просто не уполномочен Верховной Радой делить такие большие деньги. «Миллионов сто-двести — еще куда ни шло. Но никак не три миллиарда», — говорит Петр Алексеевич.

На имя г-на Азарова ушли два письма за подписью Петра Порошенко — от 31 августа и 1 сентября с.г. В первом председатель бюджетного комитета заявляет, что при принятии 17 июня с.г. изменений к закону о госбюджете речь не шла о столь значительном перевыполнении плана приватизации, поэтому Кабмину рекомендуется подготовить и подать на рассмотрение ВР новый проект закона о внесении измений. И в нем указать как увеличившиеся поступления, так и их распределение в разрезе конкретных бюджетных программ. Что же касается предлагаемого проекта «Порядка…», то он нуждается в существенной детализации. Необходимо указать суммы, названия и коды бюджетных программ. Если Минфин настаивает на ежемесячном распределении дополнительных денег, то должно быть и ежемесячное утверждение сумм бюджетным комитетом (на основании приложенных расчетов).

Суть второго послания г-на Порошенко сводится к просьбе отменить постановление от 25 августа, переделать «Порядок…» и вновь подать на согласование с бюджетным комитетом. В то же время Петр Алексеевич подчеркивает, что 26 августа на заседании Консультативно-совещательного совета по вопросам местного самоуправления речь шла о сохранении части поступлений от приватизации 2004 года с тем, чтобы в 2005-м направить их на развитие АПК и села…

В беседе с журналистами председатель бюджетного комитета также сообщил, что, несмотря на заверения правительства, повышение с 1 сентября с.г. минимальной зарплаты до 237 гривен профинансировано всего на 60—65% от потребности. Так что часть приватизационных денег логично в экстренном порядке направить на латание этой дыры.

Хотите знать наше мнение? Никто, естественно, переделывать «Порядок…» не станет, и Минфин, в соотвествии с п.5, будет до конца года единолично определять «объемы средств, которые могут быть направлены в текущем месяце по направлениям расходования». А предложения и расчеты ему будут подавать Минагрополитики, Минтруда, Пенсионный фонд, Госпредпринимательство до 15 числа каждого месяца…

Общественность так никогда и не узнает, сколько денег и какие именно госпредприятия получили на погашение задолженности по зарплате. Может, это и правильно, потому что облагодетельствуют наверняка не всех, а очень избирательно (в том числе и по политическому принципу).

Общественность будут продолжать держать в неведении, что за монстр такой — негосударственный пенсионный фонд работников бюджетной сферы — создается на бюджетные деньги. Все ли 4 млн. украинских бюджетников будут охвачены правительственной заботой или только избранные? Сколько конкретно бюджетных денег перечислят в фонд и близкий какой политической силе администратор НПФ заработает на них положенные шесть процентов? В любом случае, уже в этом году сумма будет приятная: 6% от 200 млн. — 12 млн., 6% от 300 млн. — 18 млн. грн., и т.д.

Справедливо ли, что третий, добровольный уровень пенсионного страхования превратится для «работников бюджетных учреждений» в добавку к первому, обязательному уровню, — вопрос не к нам, а к Министерству труда и социальной политики. Которое в спешном порядке собирается НПФ организовывать. Кстати, под покровом тайны даже для специалистов вопрос был рассмотрен на заседании правительственного комитета 19 августа с.г. И это понятно: средства от приватизации надо оприходовать как можно скорее!

Цинизм происходящего в бюджетной сфере продолжает поражать своими масштабами и уже, похоже, превращается в государственную политику. Никто не краснеет, готовясь изымать миллиарды из государственной казны в обход Верховной Рады, игнорируя требования Конституции и Бюджетного кодекса. Никто никому ничего не намерен сообщать — по крайней мере, в анализируемом «Порядке…» нет даже упоминания об обнародовании вручную распределенных сумм в прессе, хотя бы постфактум. Даже об информировании народных депутатов Украины, чьей конституционной обязанностью, кстати, является принятие госбюджета, в документе нет и речи.

Впрочем, нравится парламентариям из рабочих сцены превращаться в безмолвные декорации минфиновского спектакля, как говорится, — Бог в помощь. Хотя, по здравому размышлению, у них давно уже должен проснуться инстинкт самосохранения. Если таким бездарным образом отдавать дяде собственные полномочия, даже десять конституционных реформ впоследствии не помогут высшему органу законодательной власти Украины. Может, хоть сентябрь станет моментом отрезвления? Или надо ждать все-таки до ноября?

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №31, 24 августа-30 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно