В результате завод до сих пор в государственной собственности и приносит убытки для государственного бюджета. Такой результат стал очевидным индикатором, что рынок отверг минимальную цену правительства как неприемлемую. Но это также может быть и индикатором преднамеренного провала приватизации завода, который устроили заинтересованные стороны, в чьих интересах дискредитация всей программы. Поскольку это позволило бы коррумпированным государственным руководителям остаться на своих позициях.
Об этом в статье для Atlantic Council пишет профессор Университета Западного Онтарио Бейсил Калимон. Автор замечает, что руководители предприятия подозреваются в манипуляции контрактами ради получения личной выгоды ценой потерь для государства. Таким образом, Одесский припортовый завод задолжал 170-200 миллионов долларов кредиторам с сомнительной репутацией. Несмотря на то, что завод функционирует и потенциально может быть жизнеспособным, плохой менеджмент и высокий уровень внутренней коррупции сделали его убыточным.
Калимон добавляет, что в Украине таких убыточных из-за коррупции предприятий очень много. Они стали бременем для государственного бюджета. Они начнут приносить доход только тогда, когда внешние инвесторы вложат в них деньги, а управлением займутся опытные менеджеры. Все это возможно после приватизации.
Однако оценка стоимости любого предприятия – занятие с высоким уровнем неточностей. Можно применить технические методологии, такие как множественный сравнительный анализ, оценка затрат на обновление и оценка бухгалтерских данных. Однако каждый из этих методов имеет свои ограничения, которые не позволяют определить точную стоимость. Это особенно актуально в Украине, где финансовые рынки очень неопределенные и неразвиты. Например, из-за не очень масштабной торговли акциями, использование сравнительных мультипликаторов, которые широко применяются в западных странах, фактически невозможно. В результате, даже с выводами лучших финансовых консультантов, оценка стоимости может быть определена только в очень широком диапазоне. Поэтому только открытый процесс торгов может определить действительную стоимость.
Премьер-министр Владимир Гройсман заявил, что цена Одесского припортового завода была слишком высокой. Поэтому ее уменьшат. Это хороший признак того, что правительство признает реальность неблагоприятного инвестиционного климата в Украине. Есть много факторов, которые делают заводы в Украине значительно дешевле, чем их аналоги в ЕС или Северной Америке. Инвестиционный риск играет центральную роль в оценке.
Потенциальные покупатели сталкиваются с большими рисками украинской реальности, которые усиливаются также обычными бизнес-рисками. Среди них и политическая неопределенность, нестабильность законодательства, изменение режима налогообложения, колебания стоимости валюты и ее неконвертируемость, бюрократия, непредсказуемость поведения регуляторов и систематическая коррупция. Все эти риски были хорошо задокументированы международными организациями, которые следят за изменениями в украинском бизнес-климате и пока что ставят Украину на низкие позиции в международных инвестиционных рейтингах.
Еще одна проблема для инвесторов – это отсутствие верховенства права в Украине. Несмотря на арбитражную функцию полиции, прокуроров и судей, инвестор не может быть уверенным, что коммерческие споры будут справедливо решены. На самом деле потенциальные покупатели украинских предприятий боятся, что их собственность захватят рейдеры и справедливость не будет установлена.
Все эти факторы сильно уменьшают стоимость государственных компаний в Украине. Высокий уровень рисков требует высокой доходности предприятий и низкой стоимости, чтобы инвесторы заинтересовались ими.
Устранить все проблемы, которые обесценивают украинские заводы, за короткий период времени не удастся. Чтобы добиться доверия, нужно довольно долго и упорно работать над изменениями и обеспечить длительную стабильность. Однако приватизация не может ждать. Экономике очень нужно вливание капитала, улучшения управления и эффективности, устранения правительственного субсидирования, налаживание международных торговых связей, создание рабочих мест и экономического роста.
По мнению автора, открытые торги – это единственный способ продвинуться в процессе приватизации. Процесс аукциона должен быть защищенным от манипуляций, открытым и прозрачным. А цена не должна быть слишком высокой, иначе продажа снова провалится. Инвесторы с иностранным капиталом должны быть поощрены бороться за государственные активы, а местные олигархи не должны иметь никаких привилегий, которыми они пользовались во времена коррумпированного режима.
Напомним, 18 мая Кабинет министров утвердил условия конкурса по продаже государственного пакета (99,6%) акций ПАО "Одесский припортовый завод" со стартовой ценой на уровне 13 миллиардов 175 миллионов гривен (менее 530 миллионов долларов по текущему курсу).
Подробнее о продаже ОПЗ читайте в статье Константина Авдеенко Одесский припортовый продать или "сплавить"? в еженедельнике "Зеркало недели. Украина".