На сумму увеличения уставного капитала «Нафтогаза» Министерство финансов Украины выпускает облигации внутреннего государственного займа (ОВГЗ) и вносит их от имени государства в оплату за дополнительные акции «Нафтогаза». В дальнейшем НАК продает полученные ОВГЗ государственным банкам и полученные средства использует для расчетов с «Газпромом». В свою очередь, государственные банки для покупки ОВГЗ у «Нафтогаза» получают средства из бюджета или от Нацбанка Украины. То есть, по большому счету, речь идет о схеме, при помощи которой легализируется использование государственных средств (в том числе золотовалютного резерва Украины) для оплаты «Газпрому» за поставленный в Украину российский газ.
Масштаб этой схемы поражает: фактически за последние полтора года уставный капитал «Нафтогаза» был увеличен более чем в семь раз, или на 40 млрд грн (5 млрд долл.).
Использование такой схемы связано с рядом достаточно крупных рисков для «Нафтогаза Украины». Так, полученные от увеличения уставного капитала средства тратятся не на инвестиции (например, на добычу нефти и газа в Украине) и не на материально-техническое переоснащение компании, а на оплату российскому монополисту стоимости природного газа, который поставляется через ДП «Газ Украины» облгазам для последующей доставки конечным потребителям. При этом облгазы не спешат рассчитываться с «Нафтогазом». Зачем, если их задолженность перед НАК может просто так списать государство (как это произошло в результате принятия 12 мая с.г. закона №3319, согласно которому списали 12,3 млрд грн задолженности теплокоммунэнерго и облгазов перед «Нафтогазом»).
Таким образом, средства от увеличения уставного капитала «Нафтогаза» трансформируются в дебиторскую задолженность компании со слишком малыми шансами на ее взыскание. Мизерность таких шансов объясняется как действием моратория на принудительное взыскание задолженности с предприятий ТЭК по закону №2711, так и более чем лояльным отношением государства к накоплению задолженности у ТЭК. Все это превращает «Нафтогаз» в структуру с красивыми «бумажными» показателями, которые, однако, не отображают реального состояния дел.
Кроме того, механизм увеличения уставного капитала «Нафтогаза» для оплаты стоимости импортированного газа носит скорее чрезвычайный характер и не может применяться на постоянной основе. Ведь государственный бюджет Украины и ее золотовалютные резервы не бездонные, за состоянием бюджетных показателей внимательно следит МВФ, а постоянное использование в схеме дотирования «Нафтогаза» государственных банков негативно влияет на показатели их деятельности и значительно увеличивает для них финансовые риски. Постоянные вливания средств со стороны правительства в уставный капитал «Нафтогаза» для последующей оплаты импортированного газа являются лишь постоянным исчерпанием «запаса прочности» украинской экономики и связаны с рисками значительного ухудшения ситуации не только в топливно-энергетическом комплексе Украины, но и в банковско-финансовом секторе страны.
Дата и номер постановления КМУ | Сумма, на которую увеличивается уставный капитал «Нафтогаза», тыс. грн | Размер увеличенного уставного капитала «Нафтогаза», тыс. грн |
08.07.2009 №711 22.07.2009 №765 |
18 600 000 |
24 164 714 |
23.12.2009 №1408 12.10.2010 №953 |
5 776 191 |
29 940 905 |
12.10.2010 №950 | 7 400 000 | 37 340 905 |
29.12.2010 №1208 | 5 000 000 | 42 340 905 |
23.05.2011 №528 | 3 500 000 | 45 840 905 |
Всего | 40 276 191 | - |
Подробнее читайте в свежем выпуске «Зеркала недели. Украина» в статье Аллы Еременко и Максима Алимова «НАК «Нафтогаз Украины»: сводки с фронтов и тылов»