Об этом в своей статье для ZN.UA пишет кандидат технических наук, военный пенсионер Александр Ткач.
Автор отмечает, что в дореволюционной Украине функционировали три «уровня» пенсионной системы, весьма сходные с современными:
1) государственная (бюджет) - для отдельных граждан,
2) частная эмеритальная (аналог солидарной пенсионной системы),
3) частная накопительная (современные НПФ) .
Известно, что с 1897 года в Украине успешно функционировали более 200 пенсионных касс - аналогов современных НПФ.
Об эффективности такой «многоуровневой» системы, по мнению А. Ткача, свидетельствует тот факт, что в конце XIX в. пенсия полковника, выплачиваемая ему казной, составляла 575 руб. в год, тогда как выплата из пенсионной кассы, куда он в течение 35 лет службы ежемесячно платил 6% жалования, - 863 руб.
Указанные выше три «уровня» системы соответственно обеспечивали и пенсионные выплаты из трех источников, представленных:
1) казной (бюджетом);
2) емеритурой, а впоследствии - пенсионной кассой страхового типа,
участие в которой было обязательным как для работника, так и для работодателя;
3) пенсионной кассой, или страховой компанией, или коммерческим банком, участие в уплате взносов в которых было добровольным.
А. Ткач отмечает, что известные события 1917 года не могли не сказаться и на самом существовании в Украине пенсионных касс, их вкладчиков и участников. Все, что было на территории Украины, более чем на 70 лет стало государственным - как предприятия, организации, финансовые учреждения, так и, собственно, пенсионная система.
Зато, по его словам, во многих странах Европы пенсионные кассы, НПФ и страховые компании постепенно стали неотъемлемой частью рыночной экономики и продолжают развиваться. На сегодня среди членов Европейского Союза и НАТО нет стран, где не работали бы НПФ. Если в начале 1940-х годов в США каждый пятый работник был участником НПФ, то сегодня - каждый второй, тогда как в других странах «старой» Европы - каждый четвертый.
При этом отмечается бурный рост фондов, их активов и количества участников не только за океаном или в Западной Европе, но и в государствах бывшего соцлагеря в Восточной Европе (Польше, Венгрии, Болгарии, Словакии, странах Балтии), России, Казахстане. Не является исключением и Украина, где НПФ работают с 2004 года.
По убеждению А. Ткача, этот забытый опыт должен быть использован потомками при реформировании пенсионной системы.
«Современным реформаторам вместо того, чтобы «продавливать» закон, написанный с учетом «лучшего зарубежного опыта», и навязывать обществу монополиста второго уровня пенсионной системы в виде накопительного фонда, целесообразно обратить внимание на забытый отечественный и современный европейский опыт. Ведь второй уровень в этих странах представлен в основном корпоративными и профессиональными пенсионными системами, которые функционируют на базе соответствующих НПФ, созданных по инициативе профсоюзов. Все это начиналось там с пенсионных касс, которые одинаково успешно работали в интересах как государственных служащих, так и простых рабочих», - пишет автор.
Подробнее читайте в свежем выпуске «Зеркала недели. Украина» в статье Александра Ткача «Негосударственные пенсионные фонды: к забытым источникам».