Антимонопольный комитет рекомендовал Министерству здравоохранения учесть наличие антиконкурентных рисков в приказе Минздрава по ограничению обращения лекарств, производство которых находится в России или Беларуси. Об этом сообщается на сайте АМКУ.
Речь идет о запущенном механизме наложения санкций на международных производителей лекарств. После начала вторжения Украина хотела запретить ввоз лекарств, произведенных в России и Беларуси.
Однако заложенные в законе формулировки разрешили комиссии при Минздраве принимать решение по своему усмотрению. К примеру, наказанию подлежат компании, сохранившие «опосредованную связь» с РФ или РБ.
То есть наличие торгового представительства тоже может послужить основанием для изгнания с рынка Украины. Или не стать в зависимости от каких-либо неизвестных обстоятельств.
Но министерство в итоге не учло замечание АМКУ.
«Как следствие, при определении перечня лекарственных средств, которые нужно будет «исключить» или «оставить» на рынке Минздрав предлагает учитывать наличие аналогов только исходя из классификаций АТХ-5 и NFC-1. При этом не учитывается форма выпуска и дозировка лекарственных средств. Кроме того, не предусмотрена четкая и понятная процедура возобновления действия регистрационного удостоверения, что может создать барьеры для входа или возврата на рынок компаний. Также не учитывается реальное наличие на рынке аналогов препаратов, что может привести к сокращению ассортимента лекарственных средств и повышению цен на лекарства», – указывает АМКУ.
По мнению антимонопольщиков, в совокупности эти факторы создают значительные риски нарушения законодательства о защите экономической конкуренции. Поскольку органы власти фактически могут предоставлять отдельным субъектам хозяйствования льготы или преимущества недоступные их конкурентам.
Учитывая это, Комитет предоставил Минздраву обязательные для рассмотрения рекомендации. В частности, Министерству рекомендовано предусмотреть в новой редакции указанного Порядка:
- механизм установления взаимозаменяемости лекарственных средств по форме выпуска и дозировке и реальному наличию на рынке;
- механизм установления факта, что владелец регистрационного удостоверения лекарственного средства прямо или косвенно связан с субъектами хозяйствования, осуществляющими прямую или опосредованную деятельность по производству лекарственных средств на территории Российской Федерации или Республики Беларусь;
- ввести четкую и обоснованную процедуру для принятия Минздравом решения о возобновлении действия регистрационного удостоверения на лекарственное средство, к которому была применена временная остановка государственной регистрации на это лекарственное средство (в частности, определить сроки, перечень и последовательность действий).
Министерство должно рассмотреть рекомендации и сообщить результатам рассмотрения АМКУ в двухмесячный срок.