БЮДЖЕТНОЕ МЕНЮ НЕ ПО ВКУСУ БОЛЬШИНСТВУ ЗАДЕКЛАРИРОВАННЫЕ ПРИОРИТЕТЫ БЮДЖЕТА-2001 ПОКА НЕ НАШЛИ ЖЕЛАННОЙ ПОДДЕРЖКИ У ПАРЛАМЕНТСКОГО БОЛЬШИНСТВА

20 октября, 2000, 00:00 Распечатать Выпуск №41, 20 октября-27 октября

Первый раунд бюджетных состязаний не обошелся без досадной неожиданности для правительства. Воп...

Первый раунд бюджетных состязаний не обошелся без досадной неожиданности для правительства. Вопреки оптимизму премьер-министра, принятие проекта государственного бюджета в первом чтении в прошлый четверг так и не состоялось ни по пессимистическому (230 голосов «за»), ни по оптимистическому сценарию (250). Голосования по данному вопросу просто не было, его перенесли аж на две недели — слишком высокой была вероятность срыва бюджетного процесса. И это несмотря на то, что лидер парламентского большинства Александр Карпов еще 13 октября уверял, что в ходе встречи руководства Кабинета министров и Координационного совета достигнута «профессиональная и политическая договоренность». Вряд ли такой поворот в развитии событий предусматривался в оговоренной правительством и депутатами «технологии прохождения» госбюджета. Но факт остается фактом — торг за государственные ресурсы продлен, хотя Кабинет министров и пообещал народным избранникам учесть в законопроекте едва ли не все предложения, поддержанные бюджетным комитетом Верховной Рады.

Несмотря на «щедрость» правительственных обещаний и задержку с принятием в первом чтении Закона «О Государственном бюджете Украины на 2001 год», для каких-то революционных изменений в доходной и расходной частях проекта бюджета пока оснований нет. Надо отдать должное правительству, оно в ходе своих консультаций с парламентскими фракциями и комитетами пошло на мелкие уступки, зато сумело навязать свою игру депутатам и малой кровью отстоять основы главного финансово-политического документа государства на будущий год. Парадокс, но даже с еще недавно шокирующими 9 миллиардами гривен поступлений от приватизации-2001, которые МВФ рассматривает не иначе как скрытый 5-процентный дефицит, депутаты постепенно свыкаются. В их реальность, похоже, поверил и глава ФГИ Александр Бондарь, который заявил с трибуны парламента: «У государства нет выбора, как нет и другого источника поступлений. И мы это задание выполним!» Подтверждением принятия реальности пресловутых 9 млрд. грн. стало также и предложение председателя бюджетного комитета Верховной Рады Александра Турчинова не только не уменьшать или фиксировать правительственный уровень доходной части бездефицитного государственного бюджета, а даже увеличить его еще на 562 млн. грн., то есть до 39,7 млрд. грн (без учета местных бюджетов и трансфертов).

НАЛОГОВАЯ КОСМЕТИКА

Появление в прошлый вторник в сессионном зале малого Налогового кодекса в редакции комитета по вопросам финансов и банковской деятельности (о котором «Зеркало недели» подробно рассказывало в предыдущем номере), было расценено некоторыми депутатами и членами правительства едва ли не как действие, сознательно провоцирующее срыв бюджетного процесса. Вместе с тем, был выброшен в корзину альтернативный значительно более мягкий законопроект, подготовленный специалистами Государственной налоговой администрации. Не были восприняты правительством даже очень скромные предложения Минфина по снижению налогового бремени. А они всего-навсего предусматривали на 1% снизить налог с прибыли предприятий и опустить потолок ставки подоходного налога для физических лиц до 25%. Неудивительно, что заместитель председателя финансового комитета Сергей Терехин от такого неожиданного поворота событий был в недоумении: «Хотелось бы еще раз послушать мнение Президента по данному вопросу. Ведь это его предложение. Он настаивал о бюджете-2001 на новой налоговой базе».

Правда, вскоре борцам за снижение налогового бремени была брошена кость — правительство решило ограничиться подготовкой собственных налоговых изменений в 13 законодательных актах. Но в среду, накануне ожидаемого голосования за проект бюджета, стало ясно, Кабмин все же согласился пойти на налоговые переговоры с финансовым комитетом парламента и подготовить уже совместный документ, который будет учтен при подготовке проекта бюджета ко второму чтению.

В любом случае вряд ли премьер-министр Виктор Ющенко даст «добро» на серьезное урезание доходной части бюджета (он об этом неоднократно публично заявлял) за счет сокращения налоговых поступлений, как не согласится он на предложения горячих голов «накормить» народ точечной денежной эмиссией. Кабмин, невзирая на задекларированный им курс на снижение налогового бремени, приемлет в бюджете на будущий год лишь косметические изменения налогового законодательства.

ОБЛЕГЧЕННАЯ РЕФОРМА МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Сколько денег не давай в обласные бюджеты, их все равно не хватает. «Киев не может все строить и финансировать. А местные власти тогда на что? Поэтому, чтобы регионам было легче, мы и предлагаем межбюджетную реформу», — поясняет глава правительства Виктор Ющенко.

Желание Кабмина большей прозрачности и обоснованности во взаиморасчетах с регионами заставили его снова подкинуть депутатскому корпусу идею реформирования межбюджетных отношений. Это, пожалуй, тот случай, когда правительство в самом деле жаждет реформы (хотя бы частичной) и ищет ей поддержку среди народных избранников. Пусть не прошла в сентябре идея Минфина о создании 682 полноценных местных бюджетов и предоставления больших прав отдельным городам. Отказаться от нынешней формулы построения бюджета только на 25 областных и двух городских (Киева и Севастополя) не позволили губернаторы в страхе потерять власть над районами. Да их ко всему поддержал Президент. Но ведь, по логике Кабмина, никто же не запрещает попробовать то же самое, только в более скромных масштабах. Почему бы в таком случае не ограничиться в реформе межбюджетных отношений, к примеру, 168 местными бюджетами — из расчета количества областей и городов областного значения — и утвердить их уже в бюджете 2001 года. «Правительство готово на все 100%. Мэры городов тоже нас поддерживают. А вы (депутаты) определяйтесь», — высказал свое мнение Виктор Ющенко.

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРИОРИТЕТ — ПИЩА ДЛЯ ИНФЛЯЦИИ

Еще один приоритет, желанный для разработчиков проекта бюджета государства, — «повышение благосостояния населения и его социальная защита» — тоже в полной мере не может быть реализован в рамках бюджета 2000 года. Хотя, по большому счету, все, что мог премьер Ющенко, он уже отдал социальной сфере. Статья «Социальная защита и социальное обеспечение» без сомнения самая емкая в структуре расходов сводного бюджета — 16,7%, или более 8,5 млрд. грн. Добавьте сюда 5,4 млрд., предназначенные на здравоохранение, 7,7 млрд. — на образование, и станет понятным неподдельное удивление премьер-министра тому, что социальность законопроекта подвергается жесточайшей критике, а во время обсуждения бюджета парламент пребывает в облоге пенсионеров. Причем эта критика доносится не только из лагеря закоренелых приверженцев коммунистических принципов распределения, но и, например, со стороны фракции «Яблоко» или еще Счетной палаты, которая осуществляет контроль за использованием средств госбюджета от имени Верховной Рады. «Бюджет 2001 года антисоциален, и его принимать ни в коем случае нельзя», — заявил представитель фракции «Яблоко» Михаил Гуцол. И это в то время как правительство запланировало потратить на социальную сферу каждую вторую гривню (с учетом средств, направленных на Чернобыльскую программу), поступившую в консолидированный бюджет государства, и поднять на 25% зарплаты работникам социально- культурной сферы. Такого ведь не позволяло себе ни одно предыдущее правительство Украины.

А ларчик просто открывается. Действительно, скажем, расходы в сумме 32,97 млрд грн., запланированные в общем фонде проекта госбюджета (с учетом трансфертов), на 11,7% превышают соответствующее бюджетное финансирование текущего года. Тем не менее такое увеличение не приведет ни к улучшению финансирования государственных потребностей, ни социальных программ. Оно лишь позволит, да и то отчасти, покрыть инфляционные потери в 2000-м (годовой уровень инфляции оценивается в 27,7%) и 2001 годах (19,5%). Поэтому, как уверяет председатель Счетной палаты Валентин Симоненко, провозглашенный правительством социальный курс, увы, не подтверждается расчетами.

В частности, ассигнования социальной направленности общего фонда госбюджета-2001 определены с возрастанием на 3,5%, но вместе с тем их удельный вес снижается с 3,7% в 2000 году до 3,2% в следующем году. А с учетом инфляции реальное финансирование социальной сферы в 2001 году фактически сократится на 16,7%. И при этом в проекте же еще не запланированы средства на покрытие накопившейся за минувшие годы задолженности по зарплате бюджетников, стипендиях, прочих социальных выплатах.

ПАРЛАМЕНТСКИЕ ГУРМАНЫ В ОЖИДАНИИ ДЕСЕРТА

Теперь благодаря капризам в стане парламентского большинства у правительства «добавилось времени» (к 1 декабря госбюджет должен быть принят) на то, чтобы критически взглянуть на свое детище. Возможно, придется дополнительно поскрести по сусекам, изменить тактику, дабы за предстоящие две недели выторговать недостающие голоса в поддержку законопроекта. Вряд ли есть смысл тратить энергию на переговоры с фракцией коммунистов, которая открыто предложила отклонить проект бюджета. Зато есть необходимость правительству поработать с фракциями: СДПУ(о), «Возрождение регионов», ПЗУ, НДП и «Яблоко». Именно эта великолепная пятерка, со слов представителя Президента в Верховной Раде и члена фракции НДП Романа Бессмертного, по «техническим причинам» настаивала на переносе голосования. Для них формальным препятствием оказалось отсутствие сравнительной таблицы всех бюджетных предложений депутатов. Так что торг за бюджетные ресурсы продолжается...

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №38, 12 октября-18 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно