Лидеры ЕС наконец-то договорились запретить импорт большей части нефти из России, разблокировав шестой пакет санкций, нацеленный сократить возможности Кремля в финансировании жестокой войны против Украины.
Это не идеальное решение появилось слишком поздно. Оно включает многочисленные уступки, которые растягивают исполнение во времени и удовлетворяют все требования Венгрии. Санкции против российского газа остаются вне обсуждения. Вместе с тем, новые договоренности о нефтяном эмбарго – это все равно важный шаг. Об этом пишет Bloomberg, предлагая рассмотреть прежде всего недостатки решения ЕС.
Договоренности европейских правительств появились унизительно поздно. Европа уже несколько месяцев выражает возмущение действиями армии России, при этом фактически помогая ей вести войну, перечисляя деньги за российские энергоносители. Согласно данным Центра исследования энергетики и чистого воздуха, за период с начала российского вторжения в Украину страны ЕС заплатили Москве 57 миллиардов евро за поставки нефти и газа. И европейцы только сейчас начинают что-то делать с этой слабой моральной и дипломатической позицией. Что касается газа, то здесь план состоит в том, чтобы сократить спрос и нарастить поставки не из России. Еврокомиссия надеется, что это позволит резко сократить импорт уже в этом году, а затем приведет к энергетической независимости.
Тревогу вызывает то, что после поразительной демонстрации единства и скорости в начале вторжения, теперь страны ЕС очень долго спорили и торговались, прежде чем приняли решение о сокращении импорта нефти. Это разоблачило трещины в Европе, которые только порадуют Москву. Обсуждения закончились большими уступками в пользу премьер-министра Венгрии Виктора Орбана, оказавшегося способным блокировать договоренности на протяжении многих недель, ставя собственные интересы выше коллективной безопасности. И это тревожный прецедент. В результате санкции только заблокируют поставки нефти из России по морю. А импорт через нефтепровод «Дружба» останется «временным исключением», к рассмотрению которого лидеры вернутся «как можно скорее». Письменное заявление о решении также описывает чрезвычайные меры по «гарантированию поставок» нефти Орбану, если вдруг ее поток через трубопровод остановится.
Остальные компромиссы затягивают время. И некоторые введенные ограничения начнут действовать через 6 или 8 месяцев после одобрения. Важные и веские шаги, такие как запрет корабельным компаниям ЕС перевозить российскую нефть, были вообще отвергнуты. Вместе с тем, решение ЕС о хоть и ограниченном, но запрете российской нефти – это важное достижение, которое лишь несколько месяцев назад было невозможным. Даже неидеальное эмбарго будет болезненным для Кремля, а также пошлет важный сигнал о намерениях. Если Германия и Польша выполнят обещание и избавятся от зависимости от нефти из трубопроводов, тогда решение ЕС затронет 90% импорта российской нефти в Европу до конца года.
Воздействие на рынки нефти и нефтепродуктов будет мощным. Россия по некоторым оценкам крупнейший экспортер топлива в мире (США продают значительно большие объемы, но это в основном топливо, произведенное из нефти, купленной у других стран). Европейский импорт российского дизеля составляет часть от глобальной продажи этого продукта. И в считанные месяцы эта часть рынка будет просто ликвидирована. Фьючерсы на европейский дизель в среднем за последние 10 лет стоили 630 долларов за тонну. Сейчас их продают по цене, примерно вдвое выше. Запасы в европейском торговом нефтяном узле достигли уровня, которого не видели с 2008 года, когда за баррель марки Brent приходилось платить 146 долларов.
Сейчас эта нефть стоит 123 доллара за баррель. В Оксфордском институте энергетических исследований считают, что после введения даже такого ограниченного эмбарго со стороны ЕС уже в июле цена подскочит до 150 долларов за баррель. Это создаст большое давление на зависимую от дизеля европейскую тяжелую промышленность, которой уже тяжело из-за высоких цен на топливо. Инфляция ускорится еще больше, что сделает электрические и гибридные автомобили еще более привлекательными. В краткосрочной перспективе очевидно, что Европе будет больно, а Россия получит выгоду от роста цен. Но долгосрочные последствия будут как раз более проблемными для Москвы. Она не может без каких-либо последствий выключить поставки. А санкции, которые касаются морского страхования, позаботятся, чтобы все ограничения нельзя было обойти. Потому что такие услуги в большинстве своем предоставляют компании из Европы, США и союзных стран.
Санкции не очень часто меняли поведение авторитарных режимов, веривших, что преследуют национальные интересы. Но на этот раз цель ограничений достаточно четкая – изолировать и лишить Кремль финансовых источников. Несмотря на большой профицит текущего счета России и то, что контроль капиталов раздул стоимость рубля, меры, предпринятые Брюсселем и Вашингтоном, уже начали действовать. Последствия запрета на продажу России важных компонентов показали пределы российской программы замещения. К примеру, «Аэрофлот» скоро будет вынужден разбирать самолеты на запчасти.
Война всегда была остро зависима от финансирования. Перерезав поток долларов в казну Кремля, Европа делает так, чтобы России было труднее поддерживать свое воинственное поведение. Даже несовершенные санкции – это лучше, чем их полное отсутствие.