Жизнь и Вера автора украинского гимна

6 марта, 2015, 00:00 Распечатать Выпуск №8, 6 марта-13 марта

150 лет назад, 10 марта 1865 г., в Перемышле была публично исполнена песня "Ще не вмерла Україна…", ставшая Гимном нашего государства. Ее автору, Михаилу Вербицкому, 4 марта 2015-го исполняется 200 лет со дня рождения. Страницы его жизни — это история достоинства, Веры, страданий, побед.

 

 

150 лет назад, 10 марта 1865 г., в Перемышле была публично исполнена песня "Ще не вмерла Україна…", ставшая Гимном нашего государства. Ее автору, Михаилу Вербицкому, 4 марта 2015-го исполняется 200 лет со дня рождения. Страницы его жизни — это история достоинства, Веры, страданий, побед.

Земной путь Михаила Вербицкого начался в Яворнике Русском на Перемышлянщине (сейчас территория Польши), 4 марта 1815 г. Отец будущего композитора, тоже Михаил, был греко-католическим священником в Улюче. 

Семья Вербицких не была зажиточной. К тому же между главой семейства и его женой Палагией (что родом из знатного рода Пацановских) не было согласия. Отец Михаил принимал близко к сердцу все домашние хлопоты, ссоры и розни, поэтому стал болеть, слег и весьма быстро угас. Молодая вдова, едва дождавшись окончания годового траура, вышла замуж во второй раз, а своих двух малолетних детей Михаила и Володислава бросила на произвол судьбы. Они недолго оставались без опеки, но отсутствие ухода, дома, ненужность матери оставили на маленьких сердцах незаживающие раны на всю жизнь.

Сирот забрал к себе Перемышлянский епископ Снигурский, дальний родственник Вербицких. Он заменил детям и отца, и мать. Относился к ним необычайно хорошо и, если выпадала у него свободная минута, посвящал ее детям: интересовался их успехами в гимназии, давал установки, вел духовные беседы. 

1828-й год стал для братьев первой важной жизненной вехой. Они оба осознали свое призвание. Произошло это во время музыкальных уроков. Учителя открыли у Володислава хорошее детское сопрано, а у Михаила — прекрасный альт. 

С того времени они стали жить музыкой. 

Сначала пели в кафедральном хоре, которым руководил Викент Курянский, затем судьба послала им нового учителя и руководителя хора, известного чешского музыканта Алоиза Нанке. Вспоминая те времена, Михаил Вербицкий писал, что "этот хор приравнивался к хорошей опере, и оказалось, что в Европе, кроме трех различных по характеру категорий музыки — немецкой, итальянской и французской, есть еще и четвертая — украинская". 

В 1833 г. Михаил поступил во Львовскую греко-католическую духовную семинарию. Но характер у него был живой, непоседливый, его больше влекла светская и музыкальная жизнь, чем богословские студии. Уже на первом году обучения Вербицкого наказали строгим карцером за участие в бунте семинаристов против плохого питания. 

В те времена господствовала мода на гитару. В молодежной среде считалось хорошим тоном мастерски играть на этом инструменте и петь под его аккомпанемент украинские народные песни.

Овладел гитарой и Михаил Вербицкий. На беду, он сломал себе ногу. Находясь четыре месяца в госпитале, тратил все свое время, упражняясь игрой на "модном" инструменте. Отточил технику так, что равных ему в этом искусстве в семинарии не было. Гитара стала его верной подругой на всю жизнь. Ей вверял свои мысли, печали, мечты, самые сокровенные чувства. Большинство из них записал на языке музыки. Рассказывают, что даже свое главное произведение "Ще не вмерла Україна…" он впервые исполнил в кругу друзей под гитару...

Михаил стремился к свободе, поэтому несколько раз порывался оставить суровое заведение. От неосмотрительного шага сдерживали друзья и названный отец епископ Снигурский. И все же в 1837-м, будучи на каникулах, несмотря на все предостережения, женился на австрийке Барбаре Сенер. 

В этом поступке — весь Вербицкий — неудержимый, эмоциональный, взрывной: сначала сделать, а потом подумать. По правилам церкви, слушатели 3–4 курсов богословия должны были жить только в семинарии, состоящим в браке туда доступа не было. Поэтому Михаил потерял право на обучение. Но в 1839-м, после преждевременной смерти Барбары, возобновил учебу. Однако в течение короткого времени у него накопилось сколько грехов, что руководство семинарии исключило его с формулировкой: "За курение табака и недисциплинированность". 

Несмотря на это, Михаил не пал духом, а будто заново родился. С головой окунулся в музыкальную и театральную жизнь Перемышля. Верил, что судьба дарит ему шанс осуществить мечту детства и юности — стать музыкантом, композитором. Начал смелее приниматься за компонование различных по жанру музыкальных произведений. И хотя бедствовал, вынужден был зарабатывать на проживание преподаванием искусства пения и игры на гитаре, дирижированием в церковных хорах, другими случайными подработками, но своих творческих поисков не оставил. 

1848-й год можно назвать весной его музыкального творчества. Он был полуголоден, но вдохновлен и одержим идеями свободы, демократии, украинского возрождения, распространившимися в Галичине после отмены крепостничества и под влиянием революции в Венгрии. 

Именно тогда музыкальные произведения Михаила Вербицкого узнала Галичина. А в Перемышле он стал кумиром местных украинцев, приглашавших его на праздники, вечеринки, концерты. 

Но творческая эйфория не могла продолжаться вечно: все настойчивее стали напоминать о себе бытовые проблемы и нищета. Поэтому Михаил решил вернуться в лоно святой церкви, надеясь, что это положит конец его бедам. С помощью своего покровителя епископа Снигурского он все-таки возобновился в духовной семинарии и через два года закончил ее экстерном. На
35 году жизни его посвятили в священники и направили на должность администратора в село Завадов в Яворивском уезде. Затем (через два года) он оказался в Залужже этого же уезда, после этого — в Стрелках Старосамборского уезда, а оттуда уже навсегда перебрался в Млыны. Во время этих странствований женился вторично. 

Но надежды Вербицкого на зажиточную жизнь не оправдались. Хотя Млыны  считались большой парафией (приходом) — там жили 1362 верных греко-католической церкви, достаточной прибыли она не давала. Но, может, это отец Михаил не мог ее получить? Может, пренебрегал своими пастырскими обязанностями ради творчества? Очевидно, так и было, поскольку музыкальный задел за 20 лет его священнослужительства пополнился многими новыми песнями и даже операми. Друг Вербицкого Иван Синкевич вспоминает, что на обеденном столе млыновского душпастыря не было ничего, кроме яблок, зато он угощал своих гостей новыми песнями, идеями и мечтами.

В 1858-м умерла его вторая жена... Казалось, горе ходило за ним следом. Утешение находил в творчестве и детях. Стал чаще бывать в Перемышле, участвовать в его культурной жизни. 

Исследователи творчества Вербицкого считают, что торжественную песню-хор "Ще не вмерла Україна…" он написал именно в Млынах в 1863–1864 гг. 

В 1863 г. он одобрительно откликнулся на одноименный стих в альманахе "Мета", подписанный "Тарас Шевченко". Вербицкий заявил тогда о намерении написать к этим словам музыку. Кстати, и он, и общественность Галичины длительное время были убеждены, что стихотворение "Ще не вмерла Україна…" написал Тарас Шевченко. 

Позднее выяснилось: автором является Павел Чубинский, который, боясь преследований со стороны власти, поместил свое произведение под чужим именем. 

…10 марта 1865 г. председатель собрания по случаю 4-й годовщины смерти Великого Кобзаря, проходившего в театральном зале Перемышлянского отеля "Під провидінням", торжественно объявил: "Музыка Михаила Вербицкого, слова Тараса Шевченко, "Ще не вмерла Україна…", исполняет кафедральный хор под управлением Анатолия Вахнянина". 

Исторические слова, историческое событие, историческое место. Свод зала едва не рухнул от аплодисментов. Успех был фантастическим. 

К сожалению, отель "Під провидінням" не сохранился. Во время Второй мировой войны в здание попала бомба, разрушив его дотла. Сейчас на том месте на улице Францисканской действует сооруженный городской властью роскошный фонтан, словно подтверждая истину, что все в природе и истории во что-то превращается, в данном случае
отель — в фонтан. 

Усилиями нескольких поколений украинцев торжественная песня-хор "Ще не вмерла Україна…" превратилась в Государственный гимн. Этим высоким статусом впервые в 1918 г. наделило ее правительство Украинской Народной Республики, в 1939 г. решение об этом принял Сейм Независимой Карпатской Украины, а 6 марта 2003 г. — Верховная Рада Украины. 

До и после Михаила Вербицкого наш народ и композиторы написали сотни тысяч украинских песен, но его "Ще не вмерла Україна…" благодаря своей духовной силе стала главной. И никто не смог сбросить наш пеан с высочайшего пьедестала, хотя таких попыток предпринималось множество. 

Вербицкий
Михаил Вербицкий

Это наводит на мысль, что эта песня была дарована нам Богом. 

Композитор тоже участвовал в том первом историческом исполнении своего произведения, но и мечтать не мог о его триумфе. Он окрылил автора. Поэтому в свои Млыны он не ехал, а словно летел. Только недолго ему суждено было витать в мире музыки и мечтаний. Давала о себе знать неизвестная болезнь. В 1869-м выяснилось, что это рак. 

Сделанная во Львове операция не помогла. 

Умирал тяжело в Млынах. 

Очевидно, мучился от осознания незавершенности земных дел. На его полусознательном лице блуждал лучик веры... 

Просил иногда тетрадь, чтобы записать несколько строк с нотами, и вновь погружался в бред. 

Его душа упокоилась 7 декабря 1870 г. Проститься с ним пришли почти все прихожане, священники из соседних сел. Со временем жители Млынов обсадили могилу вишнями и черешнями, которые весной встречали гостей буйным цветением и на удивление слаженными соловьиными ораториями. 

В 1881 г. галичская газета "Діло" начала акцию по сбору средств на приведение в порядок могилы Вербицкого. Но до конца ее так и не довели. 

В 1931 г. за это дело взялось Львовское общество "Бандурист", и 17 июня 1934 г. на могиле композитора был установлен камень с надписью: "Піонірові української пісні"…

* * *

В Млыны едем с руководителем местной украинской общины, заместителем директора украинской школы-гимназии им. М.Шашкевича, дочерью депортированных украинцев во время печально известной акции "Висла" Марией Туцкой. 

"Это извечный украинский край..." — так реагирует на мое удивление по поводу того, что по дороге встречаются села с украинскими названиями: Грушевичи, Гаи, Хотинец, Залиская Воля, Малковичи. 

Время от времени пани Мария сворачивает с основной дороги, чтобы показать мне братские могилы украинцев, погибших в 1947 г., накануне принудительной депортации или во время нее. 

Вот одна из них, около села Залиская Воля. "Борцям в обороні рідної землі, яких загинуло 153 особи в 1941–1950 роках. Членів ОУН-УПА — 61 особа, 5 дітей…". 

А дальше еще одно погребение: "Усім трагічно замордованим та приниженим внаслідок акції Вісла. Парафіяни села Хотинець". 114 имен. И так возле всех сел. 

В каждой могиле — не менее сотни погибших украинцев. Масштабы трагедии поражают. Очевидно, здесь велась настоящая война тогдашней власти и ее опричников со своим народом. 

Судя по тому, что здесь действовали отряды украинских повстанцев, этот край не отдал себя покорно на закланье, а оборонялся, защищал свое право на жизнь и украинскую сущность. 

Край гордый, непокорный, упрямый. Не потому ли он такой, что здесь похоронен один из духовных отцов нашей нации Михаил Вербицкий? 

Существуют легенды, что темными ночами на его могиле повстанцы проводили свои собрания, посвящали новых бойцов, принимали присягу на верность Украине. 

Отец Михаил и его "Ще не вмерла Україна…" были вдохновителями не только этой региональной борьбы, но и всей общеукраинской, завершившейся 24 августа 1991-го, дав Украине независимость. Но разве эта борьба закончилась?.. 

Село Млыны и во времена Михаила Вербицкого было небольшое, а сейчас оно еще меньше — отдаленный от цивилизации хуторок, где ведут хозяйство несколько фермеров. 

Церковь Матери Божьей Милосердной, в которой отец Михаил был парохом (священником), стоит на краю села. Деревянная, старинная, построенная еще в XVII в. Теперь она не греко-католическая, как это было во времена Вербицкого, а римо-католическая, поскольку не стало здесь украинских прихожан. Мне она напоминает церковь Святого Духа в Рогатине на Ивано-Франковщине. Что такие церкви на Перемышлянщине — не удивительно. До 1950 г. стояли в каждом селе. А позже большинство из них сожгли, разрушили, ведь они они были греко-католическими по вероисповеданию, украинскими по духу. Сейчас осталось их около десятка. 

Неподалеку от церкви в окружении столетних высоченных лип — могила Михаила Вербицкого. На ней скромный камень, о котором уже шла речь. Над могилой нависает четырехугольный навес часовни-пантеона, который 12 апреля 2005 г. открыл Виктор Ющенко. Украина воздала должное автору своего Гимна через 135 лет после его смерти. 

Обидно, что тихо и почти незаметно прошел в Украине 200-летний юбилей светоча. В столице до сих пор нет ему памятника... Война, гривня, хлопоты, суета... Но о вечном забывать нельзя. 

 

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №39, 19 октября-25 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно