Много лет подряд на две летние недели музыкальная молодежь приезжает в Киев на международную «Летнюю музыкальную академию». За это время мастер-классы прошли около 600 молодых музыкантов из 15 стран мира.
В нынешнем году 39 исполнителей из Бразилии, Ирландии, Испании, США, Украины, Хорватии и Швейцарии учатся у профессоров из Бельгии, Российской Федерации, США и Украины.
Марк Лакирович (США) - в числе авторитетного состава педагогов академии. Он дает мастер-классы как профессор по классу камерного ансамбля, а также дирижирует симфоническими и камерными оркестрами в США, Канаде, Европе, Австралии, Мексике и Украине.
На международной «Летней музыкальной академии» к нему приезжают на мастер-классы скрипачи и те, кто выбирает игру в камерном ансамбле.
- Люди, которые к вам приезжают на мастер-классы, уже определились: в дальнейшем их жизнь будет связана с музыкой?
- Думаю, большинство приняли такое решение. Те, кому более двадцати лет, уже практически все избрали свой путь. Вот, например, с оркестром играют участники, которые занимаются музыкой профессионально. Хотя ничего нельзя сказать наверняка: многие выбирают музыкальный путь и даже заканчивают консерваторию, а потом меняют направление.
- Какие основные проблемы вы видите у музыкантов на мастер-классах?
- Проблемы разные. Встречаются технические задачи, которые нужно решать… Но главное: музыканты должны быть образованными и понимать, что они играют. Воспитание происходит не только через педагога и занятия, но и через восприятие музыки, через разбор произведений.
- Как решаете проблему, если не согласны с выстроенной педагогом концепцией или трактовкой произведения, которое играет ученик?
- Я надеюсь, что конфликта взглядов нет. Я всегда акцентирую внимание, что это только мое мнение. И когда участник встретится со своим педагогом, ему нужно посоветоваться с ним - согласен ли он с такой трактовкой. Я лишь предлагаю. И ни в коем случае не говорю, что это единственный правильный путь… Считаю: чем больше информации у музыканта, тем лучше. Мои студенты также ездят на разные мастер-классы по всему миру, занимаются с другими педагогами.
- Шесть уроков - достаточно для прогресса, или за это время можно только исправить какие-то нюансы?
- Можно сделать и то, и другое - все зависит от ученика. Конечно, важно, что именно нужно исправлять. Но такие мастер-классы, несомненно, дают возможность двигаться вперед. Ведь, как я уже говорил, любая новая информация заставляет человека думать. Но, когда видишь, что вмешательство может повлечь за собой последствия, которые помешают участнику сыграть на концерте, вмешиваться не стоит. Все-таки они приехали еще и научится выступать. Особенно те, которые сыграют с оркестром (в рамках Международного фестиваля «Киевские летние музыкальные вечера». - Авт.).
В этом году в моем классе только два студента выступают с оркестром, и это мои ученики, которые приехали со мной из Бостона (США). Все остальные выступают сольно.
Несомненно, если есть недочеты и я это вижу, на них нужно указать. Все очень индивидуально.
- Вы советуете, что полезно или необходимо взять музыканту дальше в свой репертуар?
- Только если они спрашивают и, конечно, они должны посоветоваться с педагогом. Без согласия и сотрудничества педагога не может быть в дальнейшем прогресса. Но есть один интересный момент, который я использую в работе с ребятами, которые играют сольные концерты. Я стараюсь, чтобы они выучили какую-то новую пьесу в течение двух недель академии. Быстрое мышление, подготовка, фокусировка - это очень помогает в дальнейших занятиях. И когда они исполняют такую пьесу на концерте, это их подстегивает дальше заниматься, быстро учить.
- У вас проходят мастер-классы ученики из многих стран. Чувствуете ли разницу школ?
- Есть традиции, которым следуют педагоги, особенно в Восточной Европе и в Украине в частности. Это изучение определенного репертуара, то, что нужно пройти и что принесет пользу. И в этом много хорошего, ведь есть определенная методика. Ребята уважают педагога и следуют выбранному репертуару. На Западе все немного по-другому потому, что нет единой школы, системы требований. В Америке нет государственного экзамена для студентов. В высших учебных заведениях или в специализированных школах экзамены проходят по программам данного учебного заведения. Большинство же занимается в частных студиях или в детских музыкальных школах, где не существует конкретных требований. Я считаю, правильный путь - следование определенной методике.
- Как вы настраиваете музыкантов перед выступлением?
- Думаю, нет такого музыканта, который не хотел бы максимально использовать и показать свои возможности на концерте. Настройка одна: музыканты, как и слушатели на концерте, должны получить удовольствие от выступления, контакта с музыкой и музыкантом. Исполнитель должен играть для себя и для публики.
Марк Лакирович - выпускник Азербайджанской консерватории, музыкальных академий в ТельАвиве и Иерусалиме (Израиль) и консерватории в Люцерне (Швейцария).
Был соучредителемдиректором музыкальной школы им. Столярского в Брисбене и Сиднее (Австралия), преподавал струнную и камерную музыку в консерватории в Сиднее, в музыкальном колледже в Штутгарте, в Школе исполнительских искусств в ЭннАрборе, в Специальной музыкальной школе и в школе Люси Мозес при Кауфман центре в НьюЙорке. Был заместителем директора образовательных программ и музыкальным директором Специальной музыкальной школы при Кауфман центре, а также исполнительным директором в Школе исполнительского искусства в ЭннАрбор, штат Мичиган.
В данный момент Марк Лакирович - профессор по классу струнных инструментов Музыкальной консерватории Чикагского университета им. Рузвельта, а также преподаватель в Музыкальной школе Лонжи Бенд колледжа в Бостоне.