ТРИУМФ И ТРАГЕДИЯ ДИРИЖЕРА

19 января, 1996, 00:00 Распечатать

Летом 1993 года наша соседка Венгрия отмечала трехлетие со дня вывода иностранных войск из ее территории...

Летом 1993 года наша соседка Венгрия отмечала трехлетие со дня вывода иностранных войск из ее территории. Заключительные торжества, охватывающие широкие массы столичного населения, проходили весьма характерно: не было никаких митингов и выступлений, ни лозунгов, ни плакатов, не заметно было и ни малейшего недружелюбия по отношению к той уже распавшейся стране, войска которой еще не так давно охраняли здесь завоевания социализма. А была... музыка. На центральной площади Будапешта соорудили огромную сцену, на которой разместились местный симфонический оркестр и десятка два хоровых коллективов из разных стран Европы, в том числе и хор нашего телевидения и радио (художественный руководитель - народный артист Украины Виктор Скоромный).

И вот эта огромная интернациональная «команда», пришедшая на смену войскам, оказывающим «интернациональную помощь», исполняла Девятую симфонию Бетховена, призывающую миллионы к миру, братству и радости.

Вся площадь была заполнена слушателями. Организаторы побеспокоились и об их удобстве: были привезены десятки тысяч действительно весьма удобных картонных стульев одноразового использования. Публика чутко внимала великому Бетховену.

А мне вспоминались симфонические концерты, на которых посчастливилось бывать в начале 60-х годов, во времена студенческой юности. Проходили они, как и этот, будапештский, на свежем воздухе, в дивном по красоте парке над Днепром, рядышком с филармонией, где специально была сооружена крытая эстрада. Эти концерты не имели ничего общего с теми шоу-концертами, которые зародились у нас в Украине в конце 80-х годов, в период, когда то тут, то там начали открываться Певческие поля, где, в отличие от стран Прибалтики, больше помпезной показухи (в которую включают и симфонические оркестры, и лошадей, и ряженых), чем настоящего искусства.

Лишь отдаленным подобием тех навсегда оставшихся в моей памяти концертов можно назвать и выступления симфонических и эстрадно-симфонических оркестров, которые и в настоящее время довольно часто проходят летом в выходные и праздничные дни в старинном киевском парке на эстраде, что невдалеке от Мариинского дворца. Все, на первый взгляд, как будто бы так, как и раньше: звучит классическая музыка, собираются ее поклонники... Так да не так. Ибо нет уже той трепетной, умеющей все оценить, по-настоящему благодарной аудитории, состоящей, в значительной мере, не только из подлинных любителей музыки, но и профессиональных музыкантов, приходящих на эти концерты так, как ходят на мастер-классы приезжих знаменитостей, ибо нет уже того одухотворенного, вдохновенного Мастера, умеющего передать слушателям тончайшие нюансы не только той музыки, которую написал композитор, но и той, которая рождается сию минуту в его эмоциональном порыве. Этим Мастером был выдающийся украинский дирижер Натан Рахлин, 90 лет со дня рождения которого исполнилось 10 января 1996 года.

Более 25 лет, с 1937 г. по 1962 г., был Рахлин художественным руководителем и главным дирижером Государственного симфонического оркестра Украины (исключая лишь годы войны, когда он руководил Государственным симфоническим оркестром Союза ССР). Сколько музыки подготовлено за это время! Особенно следует отметить деятельность оркестра в подготовке и популяризации симфонических произведений украинских композиторов. В тесном творческом содружестве музыкантов с композиторами родились многие значительные произведения С.Людкевича и В.Косенко, Л.Ревуцкого и Б.Лятошинского, К.Данькевича, Г.Майбороды, В.Гомоляки, Г.Таранова, Д.Клебанова, А.Штогаренко, А.Свечникова, В.Нахабина, А.Зноско-Боровского... Разве можно перечислить имена всех композиторов, которые с трепетом отдавали Н.Рахлину на первопрочтение свои партитуры, где скрывалось самое выстраданное, сокровенное. Сколько при этом полезных замечаний выслушали они от Маэстро, советов, стимулирующих их дальнейшее творчество. Бывало и такое, что, слушая потом свои произведения, в изумление отмечали, что дирижер совершенно сместил акценты, но от этого само их творение становилось только ярче, изысканнее, убедительнее. Вот что писал один из украинских композиторов-патриархов (Украина всегда имела нескольких патриархов одновременно) Лев Ревуцкий: «Внимательное и доброжелательное отношение коллектива оркестра к читке и показу новых произведений стимулирует, воспитывает и тем самым формирует творчество советских композиторов Украины. Эта деятельность оркестра - настоящая жизненная школа для композитора - уже дала прекрасные результаты».

Около 5 тысяч концертов провел Государственный симфонический оркестр Украины под управлением Н.Рахлина. Это тысячи и тысячи взволнованных и очарованных душ, тысячи и тысячи одухотворенных лиц и взоров.

Работая с Государственным симфоническим оркестром Украины, Рахлин создал неповторимый исполнительский стиль, единственный в европейской музыкальной культуре. Он привнес в этот стиль открытость, простоту, красоту и искренность своей души, неразрывными узами связанной с Украиной. Те, кто слушал симфонический оркестр под управлением Рахлина, всегда вспоминают, как искренне и эмоционально, с каким теплом он звучал. Так не звучал ни один оркестр в мире. К нам приезжало в те времена много очень интересных симфонических коллективов из разных стран мира - из Америки и Франции, из Румынии и Чехословакии. Каждый из этих прекрасных оркестров имел свое собственное лицо, что-то такое, свойственное только ему, но вот такой теплоты и искренности, которые были у Государственного симфонического оркестра Украины, не было ни у одного из этих коллективов. И не могло быть, потому что у них не было Натана Григорьевича Рахлина...

А потом были годы немилости, годы изгнания, которые великий Маэстро провел в Татарстане.

...После перерыва почти в 11 лет Натан Григорьевич дирижировал в Киевской филармонии бывшим своим оркестром. Исполнялась очень давно не звучавшая в Киеве Третья симфония Р.Глиэра «Илья Муромец». Как и всегда раньше - переполненный зал, вдохновенная блистательность дирижера, восторженные овации...

После концерта, как мы договорились заранее, подошел я к Натану Григорьевичу. И только тогда увидел, сколько сил забрало у дирижера это громадное произведение, какой ценой достигается эта легкость и блистательность... Он сидел в своей дирижерской комнате - весь мокрый, полуобнаженный, усталый до изнеможения. Естественно, интервью было очень коротким. Но вопрос, почему он взял это произведение, встрепенул дирижера: «Как?! Ведь это же - Киевская Русь, ведь это же - Киев!..»

Как узнал я только сейчас, он до последних дней, несмотря ни на какие казанские почести, мечтал вернуться в город, где прошли его лучшие годы, город, который подарил ему столько трепетной радости и, к сожалению, принес немало горя, город, который отказался принять своего любящего сына живым, а принял только лишь мертвым, да и то так, чтобы поменьше кто знал об этом...

Говорят, время все расставляет на свои места. Со дня смерти Рахлина прошло уже почти 17 лет. И не пришла ли пора восстановления справедливости?

Не пора ли и отцу-Киеву покаяться перед своим любящим сыном - выдающимся украинским дирижером Натаном Рахлиным? Первый шаг к этому покаянию сделан: 10 января ведущие музыканты, среди которых четверо известных дирижеров, народных артистов Украины, хорошо знавших Рахлина, возложили цветы на его могилу.

17 января в Святоалександровском костеле состоялся концерт оркестра «Перпетуум мобиле», которым руководит ученик Натана Рахлина Игорь Блажков. Программа была посвящена творчеству Иозефа Гайдна, но на концерте витал и дух великого Маэстро - Натана Рахлина.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №18-19, 19 мая-25 мая Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно