ТЕАТРАЛЬНЫЕ ЧУДЕСА В КАНУН ТРЕТЬЕГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ

30 декабря, 1999, 00:00 Распечатать Выпуск №52, 30 декабря-14 января

Может ли существовать театр, тем более такой громоздкий, как оперный, не имея собственного помещения в течение шестидесяти лет?..

Может ли существовать театр, тем более такой громоздкий, как оперный, не имея собственного помещения в течение шестидесяти лет? Может ли он выжить, когда ни на постановки, ни на аренду самой скромной клубной сцены у вуза, в структуре которого он находится, средств никаких нет? Оказывается, такое чудо не только возможно, но и порождает небывалые всплески творческой энергии. В конце концов юбилеи случаются не часто, шестьдесят лет даже на фоне четырехсотлетней истории оперного жанра - срок не столь уж малый. Подумали, обсудили, помозговали и решили: будем праздновать!

Нет денег на постановку и костюмы? Выискиваются невероятные ходы, секрет которых не открывается никому, - и вот уже готов юбилейный спектакль, похожий на настоящее красочное зрелище (режиссер-постановщик Ирина Рывина), с нарядами, в общих чертах соответствующими изображенной в сочинении эпохе, с огромным, на всю сцену задником, слегка колеблющимся от закулисных сквозняков, но с нарисованным морским пейзажем и высящимся посреди скалистого острова готическим замком (художник Ирина Степанова). Конечно, все это немного напоминает очаг на холсте в каморке бедного папы Карло. Но, в отличие от Буратино с его глупой деревянной головкой, зрители понимают природу театральной условности в атмосфере неполной электрификации некогда столь славного промышленного города-гиганта, второй столицы Украины (график выключения электричества, покупка свечей и ламп, способных светить во тьме, - все это стало неотъемлемыми приметами быта сегодняшних харьковчан).

Вы уже, конечно, догадались, что речь идет о юбилее оперной студии Харьковского института искусств им. И.Котляревского. На сцене разыгрывалась насыщенная музыкой и движением веселая история с мнимыми привидениями, разоблаченными тайнами, непременной свадьбой в финале. Возраст главных исполнителей, студентов и недавних выпускников вуза, соответствовал возрасту их героев. Сидящие в зале педагоги волновались вместе со своими питомцами. За искренностью непосредственность, несомненную талантливость юных исполнителей зрители прощали отсутствие уверенного мастерства и опереточного шарма. А наши юбиляры действительно рискнули показать вместо какой-либо набившей оскомину оперы из списка пяти-шести названий «железного» репертуара классическую оперетту, по-особому трудную еще и потому, что создана французами и близка по музыкальной стилистике французской комической опере, требующей синтеза музыкальной легкости и блеска со сценической изобретательностью.

«Корневильские колокола» Планкета, несмотря на отзвуки «страшных» романтических сюжетов, отличают милая сердцу патриархальность, мягкий юмор, светлый лиризм. Легко запоминаются задорные и нежные мелодии, бесхитростная интрига позволяет без труда догадываться, что недоразумения будут рассеяны, все получат по заслугам и даже плохие персонажи - смешной Старшина в огромном рыжем парике, скрывающем половину тощенькой фигуры сухой, как жердь, дядюшка Гаспар, который в тиши заброшенного старого замка, подобно пушкинскому барону, тайно и сладострастно любуется неправедно нажитым богатством, - не породят сугубо негативного отношения, дав возможность посмеяться над их потерпевшими крах амбициями. Сценический дуэт этих неудачливых претендентов на роли настоящих негодяев был прекрасно разыгран дебютантом Алексеем Дугиновым (Сержант), для которого это была первая в жизни студенческая студийная роль, и опытным певцом, солистом оперного театра Юрием Кудрявцевым (Гаспар), обладающим хорошими вокальными и актерскими данными.

Милы и юны были также обе дебютантки, составившие опереточную женскую пару героини и субретки: Жермен - Наталья Говорухина, Серполетта - Наталья Ларкина. Не во всем им удалось преодолеть трудности вокальных партий, усложненных в оперетте необходимостью активно двигаться, создавать образ пластическими средствами. Но в Наталье Говорухиной чувствовался потенциал будущей примадонны с горделивой осанкой, выразительной внешностью, скрытым драматическим нервом. Другая Наталья была живой, непосредственной, провела роль, избежав соблазна впасть в вульгарность опереточных назойливых кокеток.

Вчерашний выпускник вуза, ныне солист Харьковской оперы Николай Гончаров имеет сильный оперный голос, к сожалению, пока еще недостаточно обработанный, к тому же с напряженными нестабильными верхами. В лирико-комической партии наивного рыбака Гренише комедийные ситуации удалось ему явно лучше лирических. Очень неудачен в первых двух актах был его костюм и парик. А вот в Петре Морозове, сегодня еще студенте, явно просматривалась перспектива стать героем если не оперной, то во всяком случае опереточной сцены. Мягко и свободно звучал его голос, в партии Маркиза де Корневиля он был обаятелен, искренен, продемонстрировал хорошие вокальные и сценические возможности.

Чуть ли не главный успех выпал в спектакле на долю хора, руководимого Натальей Белик. Об этом коллективе хочется сказать особо. Хор Харьковской оперной студии всегда выделялся стабильностью, профессионализмом, слаженностью и выровненностью звучания. Огромная заслуга была в этом одной из основательниц студии и ее многолетнего сотрудника, хормейстера, понимающего специфику театрального хора, Д.Гершман. В лице Н.Белик она сумела подготовить достойную преемницу. В студийном хоре поют истинные энтузиасты, готовые выкладываться, не жалея сил, за месячную зарплату в 40 гривен.

Юбилей, увенчанный звоном праздничных колоколов, связал воедино страницы прошлого и день сегодняшний. Ведь история студии началась «Борисом Годуновым», в котором в главной партии дебютировал уже тогда оцененный как выдающийся музыкант Борис Гмыря! С харьковской студийной сцены шагнули в большое искусство такие оперные «звезды», как В.Третяк, Н.Манойло, Н.Суржина, А.Востряков, Г.Ципола, солистки Большого театра в Москве И.Журина, Л.Сергиенко и многие другие известные за пределами Украины певцы. Харьковчане всегда отличались смелостью репертуарного поиска, не боялись ставить новые произведения современных авторов, редко идущие оперы.

Постоянным препятствием, мешавшим студии превратиться во второй в Харькове молодежный оперный театр, было и остается отсутствие собственного помещения. Но в тот момент, когда уже готова была разразиться окончательная катастрофа, нашелся удачный выход. Студия и оперный театр заключили договор о сотрудничестве, и теперь студийные спектакли регулярно идут на малой сцене, формируя собственную публику, увеличивая для театра шансы выбрать удачную смену.

Каждый театр - это в первую очередь личность руководителя. У нашего юбиляра такой творческой личностью, много лет возглавляющей коллектив, является профессор Анатолий Калабухин, дирижер с большой практикой, педагог, опытный администратор, преданный делу энтузиаст. Правой рукой его является режиссер Ирина Рывина, хороший музыкант с вокальным образованием, выросшая в семье широко известного в Украине вокального педагога Т.Веске. А главный концертмейстер Людмила Кучер, разучивая с начинающими певцами партии, управляя всей работой целого отряда концертмейстеров, является еще и летописцем студии. Ею подготовлена и защищена кандидатская диссертация, посвященная деятельности оперных студий Украины. Все названные мастера и многие другие, причастные к сохранению от разрушительных ветров эпохи маленького театрального чуда, были в этот вечер счастливыми именинниками. Ведь нарисованный на старом холсте очаг доброго папы Карло согревал сердца тех, кто верит, что заветный золотой ключик отыщется и откроет дверь того прекрасного и совершенного Театра, идеал которого всегда хранится в наших душах.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №44, 17 ноября-23 ноября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно