1 апреля, в день рождения Николая Гоголя, Киевский театр на Подоле (совместно с фондом "Театр 360 градусов") запустил ряд онлайн-показов нового киевского спектакля "Шинель" по произведению писателя от режиссера Валерии Федотовой. Как пишет в своем Telegram-канале «Театр мало букв» театральный критик Олег Вергелис, кажется, что отдельные эпизоды спектакля были специально прописаны Гоголем под локдаунное настоящее.
«Например, когда Акакий Акиевич напряженно размышляет как бы так организовать свою жизнь, чтобы в дальнейшем она была "экономной": ограничить питание, освещение, не стирать белье, питаться духовным, так сказать?... В день, когда правительство Д. Шмыгаля объявило о бешеном росте цен на все, что движется, некоторые театральные гоголевско-подольские сцены воспринимаются сегодня как чистая публицистика», - отмечает критик.
«Режиссер обустраивает мир своей "Шинели", как измерение не социальное, а метафизическое: то, что в голове маленького помешанного человека. Это мир, где распахнуто пополам маленькое "я" маленького Акакия. В этом спектакле гоголевский Акакий Акакиевич Башмачкин - сугубо кафкианское существо - в постоянном ожидании "процесса" некоего "преобразования": рук в крылья, красной шинели в вожделенного любимого человека, "превращения" таракана (которым его и воспринимают) в Человека, в конце концов», - пишет критик.
Вергелис также отмечает, что Роман Халаимов, сыгравший Башмачкина, идеально подошел для этой роли. Он «играет одержимость маленького человека маленьким фрагментом информации, который вошел в сознание, парализовал волю и разум человека... Шизофрения это или "объектофилия" или "синдром Адели Гюго" - это уже нюансы. Маленький кафкианский человечишко, на самом деле, одержим манией Власти. Над рабочим листом бумаги, как ответственный одержимый чиновник, над своей новой красной шинелью, которая становится для него гоголевской "красной свиткой" а там еще один шаг - и к мании власти над Миром, как это, например случилось с другим маленьким посмешищем в романе П. Зюскинда "Парфюмер"».
Как отмечает критик, крупные планы Башмачкина играют в видеоадаптации особую роль, ведь они дают возможность увидеть «лицо, которое отражает мимимику феллиниевских цирковых пилигримов, олицетворяет коллективный портрет "людишек"- маньяков от Парфюмера к Коллекционеру».
«Украинский театр, оказавшись в мертвой зоне очередного локдауна, сегодня надевает жутко гоголевскую онлайн-«Шинель» на свое голое скукоженное тело и не теряет наивной надежды на мирные веселые времена хотя бы где-то когда-то - на хуторе близ Диканьки», - резюмирует Вергелис.