Святой Николай: как легенда из прошлого стала любимым праздником детей и взрослых

ZN.UA Опрос читателей
Поделиться
Святой Николай: как легенда из прошлого стала любимым праздником детей и взрослых © depositphotos/NewAfrica

Сегодня, 6 декабря, чествуют святителя Николая, архиепископа Мирликийского. Что нам известно об этом празднике и святом Николае, каковы традиции его празднования?

Сегодня с утра детвора находит под подушками конфеты и подарки и благодарит святого Николая. Откуда пришел к нам этот праздник, как его отмечали наши предки и что известно о святом, с которым его связывают?

Кто такой святой Николай?

По церковным пересказам, святитель Николай, архиепископ Мирликийский, жил на рубеже III–IV столетий. Родился в благочестивой зажиточной семье, происходившей  из греческого города-колонии Патар в Малой Азии. Николай служил епископом в городе Мира в Ликии (ныне город Демре в провинции Анталия в Турции). При жизни он прославился чудесами и бескорыстной помощью вдовам, сиротам, обиженным и нищим. После смерти родителей все наследство раздал бедным и нуждающимся. При императоре Диоклетиане Николай подвергся преследованию, около двадцати лет провел в тюрьме и был освобожден императором Константином І. Свой земной путь закончил в 343 году в глубокой старости.

Сразу после смерти святого Николая возле мощей святителя происходили чудеса исцеления больных и немощных. И над могилой святого в VI столетии даже построили базилику, в ІХ столетии  — церковь, которая сохранилась и сегодня.

В Николианском (Свято-Николаевском) музее хранится коллекция предметов из базилики святого Николая Чудотворца.

В 1087 году, остерегаясь набега турок-сельджуков, барийские моряки фактически похитили мощи святителя Николая у местных монахов и перевезли в итальянский город Бари. В 1099 году во время крестового похода остатки мощей, которые в спешке оставили барийцы, вывезли в Венецию. Хранятся они в базилике святого Николая на острове Лидо.

Традиции чествовать Николая в Украине

В Украине чествование святого Николая берет начало со времен княгини Ольги. Над могилой Аскольда и Дира в Киеве она построила в честь святого один из первых христианских храмов Киевской Руси.

Существует церковное предание «Чудо о младенце в Киеве», связанное с Николаем. Семейная пара с ребенком возвращалась в Киев по Днепру из паломничества в Вышгород. Мать уснула и случайно уронила младенца в воду. Родители обратились к святому Николаю с молитвой, и произошло чудо: утром на хорах Софии нашли младенца возле мокрой иконы святого Николая. Якобы именно в честь этого события на Подоле возвели храм Николая Мокрого. Эту легенду специалисты датируют не позже чем 1091 годом. Чудотворная икона Николая византийского письма до 1943 года хранилась в кафедральном соборе Софии Киевской.

Киевская чудотворная икона святого Николая Мокрого. XI в.
Киевская чудотворная икона святого Николая Мокрого. XI в.
wikipedia

Другая киевская легенда связана с церковью Николая Притиска. Вор собирался ограбить этот храм, но массивная икона святого Николая оборвалась, прижала его к стене и держала, пока утром верующие не освободили лиходея. По мнению историков города, в устье реки Почайны были пристани-притиски для лодок, и храм построили святому Николаю как покровителю всех путешествующих, в частности и по воде.

По народным представлениями, Мокрый Николай руководит водами рек и помогает тем, кто по ним путешествует, а Морской Николай опекается моряками и управляет кораблями. Исследователь казачества Дмитрий Яворницкий писал, что икона Николая Чудотворца была в каждой чайке запорожских казаков. Они верили, что Морской Николай помогает противостоять морской стихии во время бури. Обращались к нему с молитвой о спасении и давали обет неуклонно придерживаться николаевских празднований, установить в честь Чудотворца крест, приобрести и украсить икону Николая и отдать ее в церковь.

Рыбаки Причерноморья считали святого Николая своим патроном. Верили, что он имеет власть над холодными ветрами и морскими штормами, спасает тонущие корабли, способствует удачному улову. «Все одесские рыбаки в своих куренях имели образ святого Николая. Выходя в море на промысел, рыбаки брали с собой образ святого чудотворца», — писал уроженец Одессы фольклорист и этнограф Алексей Воропай. Среди рыбаков был обычай выпускать назад в море первую тоню (невод с рыбой) как пожертвование святому Николаю. Образ Николая выносили на палубу во время шторма и служили перед ним молебен. Изображение Николая Чудотворца на сушеной камбале брали с собой в дорогу чумаки. Почитали ее как оберег от неприятностей и угроз, которые случались во время поездки в Крым.

Чумацкая икона на рыбе
Чумацкая икона на рыбе
Херсонская ОГА

Николай Угодник считается «старшим» среди святых, сидит за столом рядом с Иисусом Христом и Пречистой. В колядке с Киевщины ему приписываются даже функции творца всего сущего, демиурга:

«Що в коніц стола сидів Микола,

Голівку скланів, слізоньку ранив..

Що з тої слези потекли ручаї.

А з тих ручайов стало озеро.

А в тім озері сам Бог купався.»

На Полесье верили: «как помрет Бог, так вместо него Николай будет боговать». К Николаю обращаются при всех бедах и в тяжелых жизненных ситуациях, надеясь на поддержку и помощь.

Икона из Покровской церкви села Дорогиничи Локачинского района. Реставрирована в 2014 году
Икона из Покровской церкви села Дорогиничи Локачинского района. Реставрирована в 2014 году
Музей волинської ікони/Facebook

На Звенигородщине в затруднительных ситуациях к святому обращаются с молитвой: «Ішов святий отець Миколай горою — вів челядь з собою. В чорне вбрався, чорним підперезався, с Чорного моря води брав, і душу, і тіло ратував».

Николая представляют седобородым старцем, который часто появляется среди людей в виде путешественника или нищего. Пересказывают, что однажды, когда Господь Бог пригласил всех святых к себе на ужин, опоздал лишь Николай Угодник. Он пришел в подранной одежде и грязных сапогах и объяснил Всевышнему, что помогал мужику вытаскивать телегу, увязшую среди дороги в болоте. За свою доброту к людям имеет он божью награду: не один, а два праздника в году — Николая зимнего (6 декабря) и Николая теплого (9 мая).

Впрочем, несмотря на милосердный характер, святой Николай наказывает тех, кто работает в воскресенье, говорит неправду, играет в карты и оскверняет иконописное изображение святого.

На Харьковщине, в частности в Купянске и окружающих селах, существовал обычай праздновать трехдневные Николины святки. Обязательно в эти дни варили кутью и узвар, чтобы в следующем году обеспечить урожай хлеба и плодов. На всей территории Украины устраивали церковные обеды в честь Николая Угодника с приготовлением ритуального пива и медов. Верили, что «как перестанут Николаю варить пиво, то и наступит миру конец».

Святой Николай в украинской традиционной культуре выполняет функции календарного божества. Владимир Шухевич писал, что гуцулы до конца ХІХ века называли зиму «святым Николаем». По их представлениям, Николай ходит в горах с серебряной трубой и извещает о начале зимы. ««Ой йик затрубив святий Никола, / Гори долини забілили ся…» поется в колядке из села Тюдов на Косовщине.

Считается, что день святого Николая делит год на два полугодия: теплое и холодное, лето и зиму. Этот древнее по своему происхождению разделение календаря закреплено во многих украинских пословицах: «В кожнім році два Миколи: до першого не буває холодно ніколи, а до другого Миколи не буває тепла ніколи», «Один Миколай з травою, а другий з морозами», «Один Микола — холодний, а другий — голодний», «Як прийде свято Миколи, то він лопатами позмітає увесь сніг з неба і починається зима».

На Подолье в этот день ждали «полазника» — мужчину, который первым зайдет в дом, что предвещало богатство и счастье в течение года. К приходу полазника, утром через двор должен был пройти хозяин, дать скоту корм и приговаривать: «Дай, Боже, добрий день, щобись худібонька здорова була та й я з тобою ще й з своєю жоною!» На Киевщине хозяин, придя из церкви, брал миску со святой водой, паляницу со щепоткой соли, связочку разной травы и шел окроплять дом, скот, приговаривая: «Святий Миколай, помилуй та сохрани нас від усякого лиха!»

На Лемковщине до середины ХХ века детвора накануне дня святого Николая обходила хаты односельчан. Один из них в большой гуне на плечах был за Николая, ему цепляли длинную бороду. Ватага напоминала рождественских колядников, в группе были переодетые пастушками и чертом. Под окнами пели песню: «Ой хто, хто Миколая любить, ой хто, хто Миколаю служить? Тому святий Миколай на всяк час помагай, Миколаю!» Приход пастушков предвещал добро и достатки на весь год. Детвору одаривали печеньем и деньгами, потому что святой Николай в представлении крестьян был тоже пастухом, как писал исследователь Пряшевщины Михаил Шмайда.

Подарки на праздник

Обычай праздновать день святого Николая как детский праздник и дарить детям и нуждающимся подарки в Украину пришел из Западной Европы и с конца ХІХ века бытовал преимущественно в городской среде. Исключением были села на Подолье, где проживали рядом католики и православные, а также в южных районах Украины, где были немецкие колонии. Здесь традицию класть подарки и сладости детям под подушку местное население, по словам очевидцев, переняли от колонистов.

Об обычае в конце ХІХ века во Львове обходить группами семьи горожан с подарками вспоминает Иван Франко в «Галицько-руських приповідках»: «Був звичай у Львові, що навечерє святого Миколая по вулицях Львова ходили перебрані Миколаї, а люди просили їх до домів і вони давали дітям дарунки, а за те брали заплату…». Иван Франко написал одноактную пьесу для детей «Суд святого Миколая». В пьесе ангелы, помощники святого, опекуны и защитники детей, сражаются с чертями, которые подговаривают Николая не давать детям подарки.

В начале ХХ века, по свидетельству академика Агатангела Крымского и музыковеда Климента Квитки, в Киеве дни накануне и после праздника назывались мыкильщиной и отмечались торжественно и пышно. На Куреневке, Шулявке, Демеевке праздничные группы парней, похожие на рождественских колядников, обходили всех соседей, величая хозяев, желая им счастья и благосостояния. При этом распевали песню: «Ішов Миколай лужком-бережком, святий Миколай лужком-бережком». Их одаривали гостинцами и мелкими деньгами. На Николая стучали в двери к киевлянам и нищие-«миркачи», которые приговаривали: «Миром Господу помолимося». Прогонять их считалось большим грехом, следовало их накормить и одарить мелочью.

Традицию дарить детям от лица святого Николая сладости и фрукты начали священники Кельнского собора. По письменным свидетельствам, в ХVI веке традиция распространилась и в других храмах Германии. После тридцатилетней войны 1618–1648 годов одаривание детей от лица святого Николая из храмов перешло в семейный круг.

По легенде, Николай бросал деньги девушкам на приданое в окно. В Европе в декабре преимущественно морозы, окна закрыты, поэтому здесь, по перессказам, святой бросает мешок с деньгами в дымоход. Народный стих «Это была ночь перед Рождеством» рассказывает, как николаевские дары попали в развешенные возле дымохода на просушку носки, и датируется лишь 1823 годом. Позже подарки начали класть в домашнюю обувь, а уже оттуда они окончательно попадают под подушку малышни. В Украине этот обычай массово закрепился лишь в конце прошлого столетия вместе с возвращением николаевских празднований.

Сейчас праздник Николая — один из любимейших праздников детишек. Пусть он принесет радость и благословение в каждую семью.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме