ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДРАМА ПОД ШУМ ДОЖДЯ

20 октября, 2000, 00:00 Распечатать Выпуск №41, 20 октября-27 октября

Новая работа Киевского экспериментального театра — спектакль «Привидения Генрика Ибсена» (перевод на украинский Л.Дмитерко) полностью отвечает сути творческого направления этого коллектива...

Новая работа Киевского экспериментального театра — спектакль «Привидения Генрика Ибсена» (перевод на украинский Л.Дмитерко) полностью отвечает сути творческого направления этого коллектива. Эксперимент и еще раз эксперимент! Искушенный театральный зритель под этим словом давно привык понимать всевозможные сценические выверты под девизом новаторских поисков, выдуманные несуразности, эдакую нарочитую непохожесть на все привычное, понятное, традиционное. В спектакле «Привидения» этому искушенному зрителю придется столкнуться с экспериментом иного рода. А вот зритель неискушенный и вовсе может все принять за чистую монету и не почувствовать коварного привкуса эксперимента. Потому что перед ним разыграется драма в лучших традициях былого психологического театра. Признанный мастер психологического театра — режиссер-постановщик спектакля Владимир Оглоблин, впервые встретившийся с актерами Экспериментального театра, предложил свою модель эксперимента — игру в психологический театр, и актеры, приняв ее, блистательно сбалансировали на грани присутствия внутреннего психологизма и отсутствия театральной условности. Этому способствовали все составляющие спектакля, сценография, костюмы (Н.Руденко), свет (В.Чернец), звук (Е.Несин). Решение сценического пространства (И.Лещенко) определило тон доверительности, который позволяет зрителю чувствовать себя сопричастным к происходящим событиям. В спектакле не существует не то что четвертой стены, отсутствует само понятие сцена—зрительный зал. Зритель сразу оказывается в уютной обстановке гостиной особняка фру Альвинг. Приглушенный свет, загадочная тишина, и только за окном в глубине сцены шумит дождь... Настоящий... Водяные струи, стекающие по стеклу, серебрятся в отблесках софитов и создают полную иллюзию реальности непогоды, а мерцание огня в камине — иллюзию реальности тепла и запаха дыма. Вот здесь, в этой спокойной защищенности от внешних неприятностей, казалось бы, совершенно незыблемой, и разыграется история о том, как вообще в этом мире призрачна надежда на защищенность и спокойствие. Рухнет собственный мир, отчаянно охраняемый фру Альвинг, заполнят его привидения прошлого и в конце концов они одержат победу.

Как и любая другая талантливая пьеса, ибсеновские «Привидения» — повод поразмышлять о психологии людей, логике их поступков, о моральных долгах и обязанностях, о победах над собой и преступлениях перед собой, о расплате, заслуженной или незаслуженной, но обязательно наступающей. Все это неспешно и подробно, внимательно и дотошно исследуется в спектакле. Мизансцены сдержаны внешним рисунком и стремительны по внутреннему ощущению. Как всегда при хорошей режиссуре, режиссер в спектакле как бы не чувствуется, все происходит естественно и органично, само по себе. Актеры замечательно играют психологизм, искусно маскируя грань между условностью и реальностью. Каждый из пяти персонажей: фру Альвинг (Виктория Авдеенко), Освальд (Ярослав Черненький), Пастор (Тарас Руденко), Энгстранд (Александр Светляков), Регина (Татьяна Шуран) — это определенный, узнаваемый человеческий тип. Наибольшая удача спектакля — образы фру Альвинг и Пастора. Цельность, органика артистов, их глубокое переживание, принцип не игры, но жизни на сцене делают эти образы особенно убедительными. Несомненно они — из разряда этапных в творчестве В.Авдеенко и Т.Руденко. А вообще манера актерской игры напоминает тот театр, от которого зритель уже отвык: театр, в котором есть возможность рассматривать, как под микроскопом, запутанные лабиринты человеческой души, театр, ритм которого в противоречии с ритмом сегодняшней жизни. Такой тип театра несвойственен этой труппе, но спектаклем «Привидения» актеры Экспериментального театра доказали свою актерскую состоятельность. Они убедили, что могут играть все: от абсурда до настоящего психологизма. И все это в режиме эксперимента. И под шум дождя...

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №39, 19 октября-25 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно