Отзвуки античности

15 июля, 2005, 00:00 Распечатать

Развалины античного Пританея на горе Митридат в древней Керчи… Земля Богов. Какие удивительные, многовековые тайны хранит она...

Развалины античного Пританея на горе Митридат в древней Керчи… Земля Богов. Какие удивительные, многовековые тайны хранит она. Легенда о Деметре, покровительнице Керчи, почитаема здесь особенно. Грандиозное действо «Земля мифов» словно оживило ее. Над горой Митридат раскинулось огромное звездное небо. Свежий морской ветер разносил терпкий аромат степных трав. Тут и там по возвышенности пылали жаркие факелы, заставляя тени вырастать в гигантские фигуры нереальных, загадочных, будто стоящих на котурнах античных актеров.

Вместе с огнем переливался отсветами теплый ночной воздух. Сотни собравшихся людей внимали словам древней легенды о любимой Богине. И казался тот огонь факелов негасимым пламенем столетий, продолжающим гореть и нести в себе жизнь, созидание, мудрость предков. Нести нам, сегодняшним…

Задуманный когда-то как Фестиваль античной драмы, «Боспорские агоны» с каждым годом существования вовлекали в свою орбиту все новые виды искусства и творчества. И со временем актерские соревнования (с греческого агоны — состязания) переросли в Международный фестиваль античного искусства. В этом году «Боспорские агоны» (директор Т.Умрихина), учрежденные министерствами культуры Украины и Крыма, Верховной Радой АР Крыма, Керченским горсоветом, Международным институтом театра (Украинским центром), проходили в седьмой раз.

Идея фестиваля, заключенная в девизе «Почитая деяния и традиции отцов наших — прадедов, надо жить на земле, совершая добро и храня истину», призвала под свои знамена представителей разных видов творчества. Словно желая явить современнику пример гармонично и разносторонне развитой личности, организаторы открыли многочисленные страницы «Боспорских агонов». Волнение участников и заинтересованность зрителей вызвали агоны музыкальные, хореографические, литературные. Были проведены Малые олимпийские игры, международный конкурс-пленэр художников и фотохудожников, конкурс исторического и документального фильма.

Научный, теоретический взгляд на тему античности был представлен на традиционной конференции «Античность и драматургия». Это собрание интересно разнообразием видения темы. Сообщения носили как эмоциональный, так и строго научный характер. Вот несколько названий докладов, свидетельствующих о широте разработок материала: «Новые археологические источники по театру «Боспор», «Костюмы древних боспорян», «Лампадодромия — бег с факелами», «Античные спектакли на сценах Польши», «Куртуазная эстетика в культуре Греции», «Современное освоение античных площадок».

Обязательная часть театральных агонов — программа любительских театральных коллективов. Первенство в них разделили Херсонский Народный театр «Студі-Арт» («Диоген») и Польский театр «Небольшой» («Земля, вода, огонь, воздух»).

Настоящим подарком для керчан, которые целый год с нетерпением ждут главного культурного события — «Боспорских агонов», стал творческий вечер известного киноактера, народного артиста России Владимира Коренева. Оставшийся в памяти нескольких поколений «человек-амфибия» рассказал о съемках легендарного фильма, вспомнил интересные эпизоды из своей театральной жизни.

Афиши первых фестивалей пестрели названиями античных авторов и жюри, неизменно возглавляемое народной артисткой Украины Ларисой Кадыровой, смотрело многочисленные интерпретации Софокла, Аристофана, Эсхила, Еврипида. Со временем на смену чистых античных сюжетов приходили их вариации. Но клад житейского материала, заложенный в произведениях античности, — такая база для дальнейшего драматического воплощения, что любую последующую пьесу можно считать отзвуком античности. С такой оговоркой можно принять афишу фестиваля этого года, в которой из чистой античности был только Аристофан, мотивы по его «Лисистрате». Четыре остальных спектакля рассматривали античную тему опосредствованно, сквозь призму современности.

Лидером сценических соревнований стал Стамбульский муниципальный театр, показавший спектакль «Гильгамеш» З.Авчи. В эпическом произведении, рассказывающем о необыкновенных приключениях царя Гильгамеша, ищущего бессмертия, соединилось несколько сюжетных линий. Полубог-получеловек Гильгамеш имел возможность общаться с представителями обоих миров. Сцена оформлена большим количеством канатов, свисающих с колосников и образующих плоскости-стены. Прозрачность таких стен словно говорит о зыбкости понятия разделения миров, противостояния цивилизаций. Турецкий колорит ощущался в реквизите, костюмах героев, их своеобразной манере игры. Замечательная пластика с национальными характерными элементами в движении, яркая театральность представления сочеталась с психологизмом.

Вмешательство высших сил становится возможным в спектакле «Тристан и Изольда» С.Ковалева Могилевского драмтеатра. Перепев сюжета французского рыцарского романа о любви Тристана и Изольды белорусы решают шахматной партией провидения и воли случая. Образная сценография, трансформирующая стилизованную шахматную доску в различные предметы, темперамент и органика актеров сделали спектакль изысканным действом.

Мало кто помнит строителя храма Артемиды, а вот имя того, кто сжег его, осталось в веках. Имя Герострата стало нарицательным. И в драматургической интерпретации этого исторического факта Г.Горин нашел моменты тонких обобщений, исследовал природу разрушительства ради славы. К пьесе «Забыть Герострата» обратился Театр-студия «Современник» из украинского города Энергодар. Не имея оригинального режиссерского решения, актеры добросовестно озвучили хороший текст.

Зарождение эмансипации происходило еще во времена Аристофана. Все прелести этого женского движения воплотились в современной интерпретации спектакля «Этюд о трех бабах и ванне» Театра Силезии им. Выспянского из Катовице. Многонаселенную пьесу Аристофана разыгрывают три актрисы, надев большие стилизованные маски, они играют и мужчин. Форма спектакля с элементами авангардного театра, образная, метафоричная. Словно из глубины веков возникают из темноты сценического пространства картины прошлого. Реальны стихии, земля, вода, свет. Спокойствие и мудрость сосредоточились в огромном всевидящем оке, которое присутствует при всех событиях и дает им оценку. Вечный и неразрешимый спор между мужчиной и женщиной в польском спектакле, похоже, выиграли женщины. Очень уж убедительны были их доводы, и по всему вышло, что мужчины, в сущности, просто бабы.

В исполнении самобытного хореографического коллектива Украины, единственного в мире Театра танца В.Елизарова древнегреческая легенда о ваятеле Пигмалионе, создавшем прекрасную Галатею, имела неожиданное воплощение. Галатею в спектакле «Пигмалион» Хиггинс нашел в молодежной тусовке на дискотеке, танцующей хип-хоп. Он решает сделать из нее звезду бального танца. Превращение сопровождается разнообразнейшими музыкальными ритмами. Перед зрителем проходит история развития бального танца, актеры демонстрируют чудеса хореографической техники, грации и изящества. При этом в спектакле нет противопоставления культур, молодежной и классической, наоборот, есть призыв к их взаимопроникновению и обогащению.

Так поддерживается священный огонь, который в античном мире свидетельствовал об очищении души.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №18-19, 19 мая-25 мая Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно