НЫНЕ ОТПУЩАЕШИ

17 декабря, 1999, 00:00 Распечатать Выпуск №50, 17 декабря-24 декабря

«Ныне отпущаеши раба твоего, Владыко...» Мелодию Сергея Рахманинова с этим евангельским текстом я впервые услышала на пластинке, озвученной неповторимым голосом Константина Огневого...

«Ныне отпущаеши раба твоего, Владыко...» Мелодию Сергея Рахманинова с этим евангельским текстом я впервые услышала на пластинке, озвученной неповторимым голосом Константина Огневого. Тогда, в 60-е, знаменитую «Всенощную» Рахманинова мало кто знал, а ее пластинки выдавались по разнарядке, не попадая в свободную продажу. Став счастливой обладательницей уникальной записи Государственной академической русской хоровой капеллы под управлением

А.Свешникова, я навсегда запомнила имя прекрасного певца, чье одухотворенное пение, целомудренно чистый тембр как нельзя лучше подходили к гениальной музыке и возвышенному молитвенному состоянию души.

Культура, вкус, совершенство звуковедения - эти качества Огневой сохранял и на оперной сцене, и в эстрадных программах. В Киевском оперном, где начал свою карьеру сразу после окончания Московской консерватории, Огневой выступал в ведущих партиях тенорового репертуара. Нельзя забыть уникальную «Волшебную флейту», поставленную В.Тольбой, где Огневой спел самоотверженного моцартовского Тамино. Значительным событием стало концертное исполнение в зале филармонии оперы Н.Римского-Корсакова «Моцарт и Сальери», где партнером Огневого был Борис Гмыря. Партиями, словно бы созданными для его голоса, были Альфред в «Травиате» Верди, Ленский в «Евгении Онегине».

Рано начал Константин Огневой свою педагогическую деятельность на вокальной кафедре Киевской консерватории, ныне Национальной музыкальной академии Украины

им. П.Чайковского. Здесь его партнеры по сцене становились старшими и младшими коллегами, с которыми велась многолетняя совместная работа по подготовке вокальной смены. На посту заведующего кафедрой Огневой сменил незабываемую Елизавету Чавдар, в дуэте с которой блистал в «Травиате». Мне приходилось неоднократно слышать его выступления на ученом совете с глубоким и принципиальным анализом состояния вокальной педагогики. Он всегда проявлял особую заботу о студентах, был принципиален в отстаивании их интересов. Всегда было заметно, что своих студентов он любил, их успехами гордился.

Вспоминается один эпизод, связанный с приездом в консерваторию коллеги из Германии, которая хотела отобрать молодых певцов для участия в фестивальном спектакле молодежной по составу Камерной оперы, в летнее время выступавшей в небольшом немецком местечке со старинным замком. Огневой показал ей лучших студентов своего класса, ныне хорошо известных молодых певцов братьев Примаков. Они исполнили не только отдельные номера, но и прекрасно спели дуэтом. Я наблюдала за их педагогом, лицо которого буквально светилось от радости. Когда же немецкая гостья посетовала на то, что для камерной оперы голоса у украинских певцов слишком мощные, Огневой чуть не задохнулся от возмущения: «Да, но ведь это настоящие оперные голоса! Таких певцов мы и готовим. Они непременно будут петь на большой оперной сцене!» Так вскоре и произошло.

Имя народного артиста Украины, профессора Константина Огневого будет вписано навсегда не только в историю украинского оперного искусства и вокального образования. Свое лицо высокообразованного, культурного музыканта он сохранял и в обширном песенном репертуаре. Украинские песни и романсы, народные и современные, популярные во всем мире неаполитанские напевы пел охотно и много, множество записей сохранилось в фондах Украинского радио. Задушевный мягкий лиризм сочетался в его интерпретациях песенного репертуара с уравновешенностью, внутренней сдержанностью тона. Он умел нигде не переходить границ, не впадать в излишнюю сентиментальность. И сам он вспоминается всегда подтянутым, в отличной физической форме. Таким оставался до конца.

Закрыта последняя страница в книге земной судьбы. Начался отсчет дней и долгих лет посмертной славы. Звучит голос Константина Огневого. «Ныне отпущаеши раба твоего...»

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №42-43, 10 ноября-16 ноября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно