«И всюду клевета сопутствовала мне»

Поделиться
Есть люди, творящие климат: осушающие моря, осуществляющие мировые открытия, устраивающие революции...

Есть люди, творящие климат: осушающие моря, осуществляющие мировые открытия, устраивающие революции. А есть хранители микроклимата — люди достойно и негромко сберегающие вокруг себя атмосферу нравственной нормы, чистоты и духовности, делом и словом помогающие молодым не потеряться, найти в себе стремление к творчеству, к совершенству. Такой была Евдокия Мироновна Ольшанская — поэт, эссеист, исследователь творчества Анны Ахматовой, лауреат литературной премии Украины имени Николая Ушакова, основатель и бессменный руководитель поэтического клуба «Родник», который за 36 лет своего существования дал путевку в жизнь многим и многим украинским поэтам.

Она была из тех, кто делает культуру, щедро раздает свои душевные и духовные богатства. Известна в Киеве всем любителям поэзии. И не только в Киеве. Была членом Ахматовского общества при кафедре славистики Мачератского университета (Италия), вела переписку с Пушкинским обществом Нью-Йорка (США)...

Как в Украине, так и за границей о ее творчестве и огромном вкладе в ахматоведение неоднократно делали радио- и телепередачи, публиковали и продолжают публиковать статьи. О ней писали Арсений Тарковский, Борис Чичибабин, Леонид Вышеславский...

На протяжении пятидесяти лет Ольшанская по крупицам собирала все, что имеет отношение к жизни и творчеству Анны Ахматовой. Четверть века назад, в 1981 году, поэт Дмытро Павлычко, посетив ее квартиру и увидев уникальное ахматовское собрание, воскликнул: «Да ведь это музей!»

Стараниями Евдокии Мироновны в 1989 году, к столетию Ахматовой, в Киеве появилась улица Анны Ахматовой, библиотека ее имени, а на доме № 7 по улице Марии Заньковецкой установили мемориальную доску.

В июне–сентябре 2003 года, незадолго до смерти, она отдала около 500 единиц хранения из своего собрания в дар Центральному государственному архиву-музею литературы и искусства Украины.

Вечера «Родника» в убогое советское время для киевской интеллигенции были экологической нишей, глотком свободы, средоточием интенсивной духовной жизни.

В памяти киевлян Евдокия Ольшанская продолжает жить такой, какой ее знали и любили при жизни: мудрой, талантливой, деятельной, доброй, интеллигентной.

Вот почему все, кто знал Евдокию Ольшанскую, возмущены публикацией в одной из киевских газет, рассказывающей о выставке посмертных масок, открытой в «Музее одной улицы». И дело даже не в том, что в тексте посмертная маска Анны Ахматовой и маска «самого жестокого гангстера» поставлены рядом. Искажены факты, и вообще, вся эта публикация, приведенные в ней слова директора музея Дмитрия Шленского поражают вопиющей некомпетентностью и элементарным незнанием киевского периода жизни Анны Ахматовой и подвижнического труда Евдокии Ольшанской, сумевшей внести в ахматоведение неоценимый вклад.

Именно Ольшанская установила, что Анна Ахматова (тогда Анна Горенко) приехала в Киев в августе 1906 года. Евдокия Мироновна разыскала все киевские адреса Ахматовой. Ей удалось восстановить планировку 4-й квартиры дома номер 7 по улице Меринговской (ныне Заньковецкой), где Анна Горенко жила у своей кузины Марии Александровны Змунчиллы. Сделать это было чрезвычайно трудно, т.к. дом во время войны был разрушен (сохранилась только коробка), а при восстановлении перепланирован.

Именно Ольшанская нашла прошение, поданное Инной Эразмовной Горенко (матерью Ахматовой), о допуске ее дочери в 1906 году к приемным экзаменам в 1-й (старший) класс Фундуклеевской женской гимназии. Нашла она и список учениц этого класса за 1906—1907 гг., где фамилия Анны Горенко числится под номером 8.

Ольшанская изучала не только архивные материалы, но и воспоминания одноклассниц Анны Горенко, ее письма той поры, в частности десять писем к С.В. фон Штейну, мужу ее рано умершей сестры Инны.

Исследованные Евдокией Мироновной материалы свидетельствуют о том, что в Киеве Ахматова написала свое первое опубликованное стихотворение (напечатано в 1907 году, в Париже, в журнале «Сириус» № 2). Некоторые из написанных в Киеве стихов вошли потом в ее первую книгу «Вечер».

В 1980 году Ольшанская обнаружила в городском архиве аттестат зрелости Анны Горенко об окончании Фундуклеевской гимназии. Благодаря Ольшанской известно, что в 1907 году Ахматова поступила на юридический факультет Киевских высших женских курсов при Киевском университете им. святого Владимира. В одной из своих статей Евдокия Мироновна упоминает о «Семестральной карточке», где указаны названия учебных дисциплин, фамилии профессоров и оценки, которые Анна Горенко получала на экзаменах.

Ахматовские материалы Ольшанская искала и в архивах Москвы и Ленинграда. В Ленинградском государственном историческом архиве ей удалось найти «Свидетельство о браке студента С.-Петербургского университета Николая Степановича Гумилева с потомственной дворянкой Анной Горенко 25 апреля 1910 г.»

Изучала Евдокия Ольшанская и записные книжки Анны Ахматовой, и так называемые «Листки из дневника», в которых оказалось много заметок, относящихся к Киеву.

Разумеется, никто не требует от господина Шленского и автора газетной публикации знания записных книжек Анны Ахматовой, статьи Евдокии Ольшанской «Ахматова в Киеве» (альманах «Серебряный век»), публикации Леонида Вышеславского «Поэта неведомый друг» («Альманах библиофила»), где подробно рассказывается об ахматовском собрании Ольшанской. Но как можно клеветать?! Вот цитата из газеты:

«…мы с ней (т.е. с Ольшанской. — Л.Р.) общались и просили, чтобы что-то попало к нам в музей, но она заявила, что все отдаст в Пушкинский Дом. Так и произошло. Все автографы, которые были здесь, попали в Пушкинский Дом в Питере. А тут остался всякий мусор»...

В Пушкинский Дом Ольшанская ахматовских материалов не давала. Туда была отослана переписка с Арсением Тарковским, Фаиной Раневской, Лидией Чуковской, Марией Петровых и другими выдающимися людьми. Все, связанное с Ахматовой, осталось здесь, в Киеве, и было официально, по акту передано Архиву-музею. Опись этого «мусора», как выразился господин Шленский, составляет 24 страницы, и в музее для него создается специальная мемориальная комната Ахматовой. Ибо каждое донесенное до нас слово Ахматовой, каждый ее портрет — величайшая ценность, которую мы обязаны бережно хранить.

Эта газета не впервые наступает на одни и те же грабли, и, как ни прискорбно, это всякий раз связано с именем Ахматовой. В номере за 29.06.2004 была опубликована статья Киры Стрельцовой «Анна Ахматова пережила с царственным достоинством и славу, и горе». Тон весьма боек. Многие факты искажены. Статью иллюстрируют три фотографии, и ни одна не подписана правильно. Под снимком, где Анна Ахматова с соседским мальчиком Ваней Смирновым, подпись: «С сыном Левой». Под широко известной фотографией, на которой Ахматова с мужем Николаем Гумилевым и маленьким сыном, подпись: «С родителями». Под третьей фотографией написано: «Портрет Сориной». Не Сориной, господа Незнайки, а Савелия Сорина. Еще раз убеждаешься в правоте поэта: «Мы ленивы и нелюбопытны».

Естественно, Анна Ахматова и Евдокия Ольшанская в защите не нуждаются. В защите нуждается читатель. Особенно молодой, у которого формируются искаженные представления о подлинных и мнимых ценностях. Его нужно спасать от духовного обнищания. Вот почему нельзя писать о вопросах культуры в стиле Эллочки-людоедки.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме