И паломничество на родную землю

17 марта, 2006, 00:00 Распечатать Выпуск №10, 17 марта-24 марта

Маршрут рекламного конного тура для итальянцев проходил через Полтаву. Конечно, экскурсантов вывели на центральную площадь города — Круглую...

Маршрут рекламного конного тура для итальянцев проходил через Полтаву. Конечно, экскурсантов вывели на центральную площадь города — Круглую. Экскурсоводу было что рассказать итальянским гостям и о ее необычной форме, и о схожести архитектурной застройки с застройками обеих императорских столиц, и о сооружениях ХVІІІ—ХІХ веков... В группе был командир конной гвардии Италии, аристократ не в первом поколении. Слушал он слушал, а потом обнял экскурсовода и сказал: «Красивые памятники... Но я в доме ХІІІ века живу...».

Над этим эпизодом из экскурсионной практики первого проректора Института туризма Федерации профсоюзов Украины Сергея Поповича мы вначале посмеялись. Потом задумались. О привлекательности Украины для иностранных туристов. Об акцентах в туризме. И об имиджеформирующей роли экскурсионной деятельности. К нашему разговору присоединились проректор этого же института Геннадий Науменко и декан факультета туристического менеджмента Олег Коляда.

От правил дорожного движения к глубинам бытия

Сергей ПОПОВИЧ — Новая власть провозгласила переориентацию туристической отрасли на внутренний и въездной туризм. А что такое, по большому счету, внутренний туризм? Это экскурсия. Жариться на солнце на пляже — не туризм. Без познавательной составляющей — экскурсии — туризм превращается в простое перемещение физического тела из одной географической точки в другую.

Геннадий НАУМЕНКО — Образно говоря, экскурсия — это образование средствами туризма. На заре советской власти она стала составляющей борьбы с безграмотностью, беспризорностью и сыграла огромную роль в превращении неграмотной страны в просвещенную.

С.П. — Компартия недаром уделяла серьезное внимание развитию экскурсионного дела — поскольку экскурсионная аудитория была (да и сегодня остается) едва ли не самой массовой, а формы подачи экскурсионной информации — доступны, действенны и результативны. Исследования показали, что услышанное запоминается на 10 %, увиденное — на 50, а сделанное своими руками — на 90. Следовательно, во время экскурсии человек может запомнить 50% информации.

В конце 1980-х годов в Украине действовало почти 4500 экскурсионных маршрутов — 4500 тем. Ездили школьники и пенсионеры, домохозяйки и шахтеры, механизаторы и учителя... Где-то процентов 20 экскурсий типа «За строкой решения партсъезда» разрабатывались исключительно для системы партполитпросвещения. Остальные же — классные познавательные экскурсии. Сегодня этих тем наберется максимум тысячи полторы.

— Почему? Ведь, отбросив 20 заидеологизированных процентов из 4500, получим совсем другую цифру?

С.П. — За время независимости неумелые менеджеры от туризма решили, что в рыночных условиях экскурсионное дело малоприбыльно. Выезды за границу — вот рентабельность. Поэтому первая половина 90-х была сложным периодом для экскурсионного дела, туризма, да и общества в целом. Разваливались ячейки экскурсионной деятельности — бюро путешествий и экскурсий...

Г.Н. — Экскурсоводов увольняли с работы в первую очередь, даже в такой мощной системе с наиболее развитой экскурсионно-методической деятельностью, как «Укрпрофтур». Но потом его специалисты все же подсчитали: если рентабельность собственной материально-технической базы (турбаз, гостиниц, кемпингов, мотелей) составляет 5 %, то экскурсионной деятельности — 12, то есть она — наиболее рентабельная составляющая их турпродукта.

Когда вы приезжаете в Египет, купив путевку за 350 долл., то там оставляете еще 500—700 долл. на экскурсиях. Если материальную базу нужно содержать — ремонтировать, следить за теплоснабжением, охранять, то экскурсия не требует затрат в таком объеме: создал качественный экскурспродукт, собрал группу — поехал. Поэтому в умелых руках экскурсионное дело развивается.

Но сегодня интерес к экскурсиям снизился. И причина этого не только в подорожании перевозок и низкой платежеспособности населения. Раньше школьное образование с первого по десятый класс было тесно связано с комплексной программой экскурсионного обслуживания школьников, и к познанию мира экскурсионно-туристическими средствами детей приучали с малых лет, систематически, от простого — правил поведения на дороге — в первом классе до сложных литературоведческих экскурсий в выпускном.

— Кстати, засилие в туристических центрах лжеэкскурсоводов тоже добавило скепсиса в отношение к экскурсии как к объективному средству познания мира. Тогда же, по крайней мере в Киеве, даже говорили о создании туристической полиции наподобие зарубежной...

С.П. — Потому что за все годы независимости экскурсоводов для повышения квалификации впервые собрали в Киеве в 2002 году. Раньше это делалось раз в три года плюс обязательные ежегодные целевые семинары.

Г.Н. — Выдать удостоверение экскурсовода и приколоть бейджик — не главное. Нужно подготовить специалиста-экскурсовода. И тогда его не туристическая полиция будет разыскивать, а работодатели наперебой начнут приглашать на работу. Три года назад решением Гостурадминистрации на базе нашего института был создан экскурсионно-методический центр. Он до сих пор не ликвидирован. Но материально деятельность указанного центра не поддерживается. Все, что мы делаем в этом плане, — за собственные, нами же заработанные средства. И не жалеем об этом, поскольку работаем на перспективу ради развития украинского экскурсионного искусства.

С.П. — Если экскурсовод не знает технологический процесс создания экскурсионного продукта, то ему не поможет и туристическая полиция. Прежде всего нужно возродить украинскую экскурсионно-методическую школу, которая, по отзывам специалистов, была одной из лучших в мире. Во-вторых, внести изменения в государственный «Классификатор профессий» (ДК 003-95), констатирующий, что профессия экскурсовода «требует полного общего среднего и профессионального образования или полного общего среднего образования и профессиональной подготовки на производстве». Хотелось бы спросить у разработчиков этого классификатора, понравилась бы им экскурсия, которую провел бы вчерашний школьник, прошедший «профессиональную подготовку на производстве»? Каким было бы ее качество? Например, у нас в институте после тщательного отбора и длительной подготовки максимум пять выпускников, помимо диплома, получают еще и удостоверение о присвоении квалификации «экскурсовод». И мы отвечаем за каждый такой выданный документ.

— Какими, на ваш взгляд, должны быть первоочередные шаги по возрождению интереса к экскурсиям, которые, кстати, не просто дают знания, но еще и воспитывают такое нелишнее сегодня чувство патриотизма?

Г.Н. — Нужно ставить вопрос, чтобы вся программа обучения в школе, с первого по выпускной класс, была пронизана экскурсионными программами. Затем возникнет потребность в экскурсоводе. Кстати, если внимательно изучить действующую образовательную программу, там вполне можно найти время для экскурсионной работы.

С.П. — Допустим, 14 апреля в 7-Б классе конкретной киевской школы шесть уроков. Среди них есть и урок истории, на котором пойдет речь о гетманах. Неужели во время этих уроков нельзя организовать экскурсию в Музей гетманства? А в следующий раз эстафету примет урок биологии или литературы, и еще целый ряд предметов можно обеспечивать и экскурсионными методами, вплоть до производственных экскурсий. И не нужно для этого выделять много дней — достаточно нескольких в начале и в конце года, да еще день-два для одного путешествия или краеведческо-туристического похода...

Г.Н. — Лучшими экскурсоводами поначалу могут быть сами педагоги. Собирая гербарий, учительница расскажет о растениях и т. п. Кстати, экскурсоводами в основном работали внештатно, в первую очередь учителя, инженеры, медики.

Олег КОЛЯДА — Чтобы расшевелить, поднять нынешнее молодое поколение, походы и поездки очень нужны. Но родителям это часто не по карману. Возможно, стоит подумать о льготах на транспортные перевозки туристов-школьников и о преференциях для турфирм, обслуживающих учеников?

— Экскурсовод — это прежде всего эрудит или человек, беззаветно любящий свою страну?

Г.Н. — Одной любви мало. Разве металлург не должен любить свою страну? Экскурсовод — это элита туризма, наиболее интеллектуальная составляющая его кадрового корпуса. Ему нужны глубокие знания. Кстати, не каждый академик сможет без навыков разработать экскурсию. А вот обученный студент — да.

— Патентуете ли вы свой экскурсионный продукт? По сути, это интеллектуальная собственность...

С.П. — Допустим, подготовили мы обзорную автобусную экскурсию по Киеву. Получили на нее авторское право, и что... после нас уже никто не имеет права аналогичную разрабатывать? А если у нас плохо получилось? Здравый смысл подсказывает, что авторское право в экскурсионном деле — вещь не обязательная. Напротив, мы своими разработками делимся — они доступны всем желающим в институтской библиотеке. Сделаете лучше — мы у вас поучимся.

Согласно «Межгосударственному стандарту на туристическо-экскурсионное обслуживание», вступившему в действие 1 января 1997 года, результатом создания экскурсионного продукта является технологическая карта, контрольный текст, материалы «портфеля экскурсовода», схема трассы маршрута автобусной экскурсии. И если из этого списка что-то и патентовать, то определяющий документ — технологическую карту. Поскольку она является методической основой и инструментарием подготовки и проведения любой экскурсии.

— Регулирует ли качество экскурсий такой естественный фактор, как рынок?

С.П. — В последнее время начал регулировать. Но недостаточно. Поскольку, допустим, если гражданин В. в каком-то городе плохо проводит экскурсию, то лучшего там все равно нет. В курортных местах, где выбор более широкий, турист часто «ведется» на лучше оформленный стенд и более низкие цены. А уже потом разберется, что продукт некачественный...

— Возможно, здесь поможет организация всеукраинского конкурса на лучшую экскурсию?

С.П. — Мы и объявляем такие конкурсы. Вначале в масштабах Киева. А два года назад впервые провели всеукраинский. Люди присылали свои экскурсии. Они были разного уровня — попадались и напоминающие студенческую контрольную, но встречались и просто замечательные — как экскурсии победителей из Полтавы, Евпатории, Львова, Кременчуга и Ялты — городов, где существуют экскурсионные школы. Выделили из своих средств и на денежные премии — небольшие, правда, ведь институт наш небогат. Хотя, по большому счету, это дело государства.

Но даже если государство нас и не поддержит, в этом году с 1 января мы снова объявили — уже второй — всеукраинский конкурс на лучшую тематическую экскурсию. Материалы и документы можно подавать до 15 сентября. В состав жюри входят представители Государственной службы туризма и курортов, Института туризма ФПУ, специалисты и ученые.

Значительный вклад в активизацию экскурсионного движения вносят и общественные организации, прежде всего такие, как Полтавская и Киевская лиги экскурсоводов, а также недавно созданный Всеукраинский союз экскурсоводов.

— Сколько на сегодняшний день нужно экскурсоводов?

С.П. — На мой взгляд, чем больше — тем лучше. При возрождении системы школьных экскурсий и с охватом экскурсиями всех категорий населения — тысяч 8—10 для начала будет достаточно. Пока в Украине сотни три штатных экскурсоводов. Например, в штате столичных турфирм их единицы. На постоянной работе находятся экскурсоводы в курортных центрах — Трускавце, Моршине, Схиднице, Ялте, Миргороде и др. В среднем экскурсоводам сегодня — 58—64 года. Это золотой фонд Киева и отечественного туризма. Но возраст...

— Кто придет на смену? И сколько времени ее нужно готовить?

С.П. — Раньше на курсы подготовки экскурсоводов принимали лиц, как правило, с высшим образованием и за 288 учебных часов готовили профессионалов. Сегодня на курсовую подготовку экскурсовода отводится более 1000 часов, но прийти на курсы может даже семнадцатилетний сразу после школы. Мы считаем, что таким образом подготовить экскурсовода-эрудита невозможно. Поэтому целесообразно возобновить курсовую систему подготовки экскурсоводов на базе высшего образования. И за десять лет будут подготовлены тысячи квалифицированных экскурсоводов.

Г.Н. — Можно вспомнить, что когда-то в разных уголках Украины действовало 60—80 курсов подготовки экскурсоводов, которые ежегодно выпускали более тысячи специалистов экскурсионного дела.

С.П. — Сегодня в Украине многие люди с высшим образованием, настоящие интеллектуалы, неравнодушные к своей стране, ее истории и культуре, перебиваются в поисках работы и подработки. Они могли бы пройти подготовку на курсах экскурсоводов и нести в широкие массы нужную и полезную информацию, повышать образовательный уровень населения, способствовать росту патриотизма и национального сознания. Но за 1000 часов обучения нужно заплатить более 4 тыс. грн. Не у всякого учителя или безработного они найдутся. Если проводить курсовую подготовку экскурсоводов на базе высшего образования, тогда можно будет и учиться всего 288 часов, и заплатить около 800 грн. А уж методистов и менеджеров экскурсионной деятельности, экскурсоведов должно, конечно, готовить высшее учебное заведение в течение 4—5 лет.

— Статистика среднего возраста работающих экскурсоводов довольно-таки печальна. Есть ли надежды на омоложение рядов?

С.П. — За предшествующие 15 лет у молодого поколения сформировалось ошибочное представление, что экскурсовод — это не элита туризма, а обслуживающий персонал, труд которого непрестижен, непочетен да к тому же малооплачиваемый. Чтобы возродить престиж профессии, необходим комплексный подход — когда год за годом, шаг за шагом начнут менять, в том числе и с участием СМИ, отношение к экскурсоводу как к личности и профессионалу. Тогда придет понимание, что это просветитель, воспитатель, педагог.

Чтобы тебя уважали другие, начни уважать себя сам

С.П. — Каждая развитая в туристическом плане страна начинала развитие туристической отрасли именно с развития внутреннего туризма. И должен сказать, что стенания по поводу якобы гибели нашего внутреннего туризма безосновательны. Видели бы вы, какой наплыв туристов летом в будние дни в Подгорцах и Олесске, Чернигове и Золочеве! Перспектива есть.

На рабочем совещании под руководством вице-премьера В.Кириленко и при участии министра культуры и туризма И.Лихового, состоявшемся в Батурине в прошлом году, наш институт представил «Основные тематические направления экскурсионно-туристических маршрутов Украины». Среди направлений — «По древнерусским городам», «Казацкими дорогами», «Гетманские столицы», «Дворцово-парковые ансамбли», «Тарас Шевченко — великий сын Украины», «Литературная Украина», «Народное искусство Украины», «Отдых в украинском селе», «Античные города Северного Причерноморья», «К истокам трипольской культуры», «Маршруты активного туризма». По каждому из этих направлений можно наработать десятки и сотни маршрутов. А тогда, конечно, будут и дороги строиться, и инфраструктура развиваться.

— Что на этом этапе должно сделать государство?

О.К. — Создать правила игры в сфере туризма. Понятные, последовательные, недвусмысленные. И больше ничего, никаких функций контроля. Снять 20% НДС на въездный туризм, чтобы иностранный турист от нас не шарахался и не ехал за меньшую цену смотреть пирамиды. Чтобы ценообразование в наших гостиницах было хотя бы на уровне европейских...

— В привлечении иностранных туристов экскурсоводы могли бы играть важную роль.

С.П. — Не только могли бы, но и немало делают для того, чтобы удовлетворить наиболее высокие требования самых взыскательных иностранных туристов и предоставить качественный экскурсионно-информационный продукт о нашей стране. Иногда это непросто. Например, когда речь заходит о развитии въездного туризма, чаще всего как главный аргумент с высоких трибун звучит один и тот же тезис: Украина богата уникальными памятниками истории и культуры. Никто и не отрицает. У нас действительно насчитывается более 170 тыс. историко-культурных объектов. И все они для нас очень ценны, а иногда и священны. А вот что касается ценности и привлекательности для иностранцев — давайте разберемся. У них свои вкусы и предпочтения. Ну не хочется обычному иностранному туристу осматривать памятники Ленину и другим большевистским вождям, которых у нас тысячи. Не особо интересны ему и памятники в виде пушек, танков, самолетов и других образцов военной техники. Поэтому разрабатывать познавательные маршруты для иностранных гостей чрезвычайно сложно. Специалисты в сфере туризма определили около восьми тысяч историко-культурных памятников и памятников природы, являющихся аттрактивными, то есть привлекательными для зарубежных туристов. Именно их прежде всего можно и нужно включать в экскурсионные маршруты.

О.К. — Для нас Свитязь — уникальное озеро, для американцев — обычное, потому что в Соединенных Штатах таких озер сотни. Но американцам — гражданам молодой в архитектурном смысле страны — интересны наши здания ХІ—ХІІІ вв. Иностранцев трудно удивить музеями, однако их заинтересуют самобытные экспозиции национальных музеев — украинского изобразительного и прикладного искусства, украинской иконы, архитектуры и быта под открытым небом и др.

С.П. — Заинтересует ли обычного европейца трипольская культура так, как интересует нас, украинцев? Явно нет. Однако в каждой европейской стране найдутся ученые и любители истории и древностей, способные оценить наше наследие по достоинству и желающие собственными глазами увидеть остатки поселений и памятники Триполья. А со всей Европы на этот тур наберется не один десяток групп. Сформируется несколько групп, допустим, шведов, желающих пройти по местам Карла ХІІ в Украине, или англичан, которых заинтересует Крымская война. Кого-то привлекут памятники природы или музейные реликвии, а кто-то приедет на могилу погибшего предка. Поэтому становится насущной необходимость готовить и продвигать на мировой туристический рынок специализированные программные туры для разных категорий иностранных туристов.

Г.Н. — Даже невежда знает, где находятся пирамиды, и мечтает их увидеть. Украина — так сложилось исторически — не Египет и не Турция. Пирамид нет, в Крыму купальный сезон длится два, в лучшем случае — три месяца. Так стоит ли слепо копировать египетский опыт или строить украинскую Анталию на Крымском побережье? Экономически это невыгодно. На чем же мы можем выиграть? На транзите и все-таки на своем историко-культурном наследии...

С.П. — И еще одно. Пора уж нам избавляться от иллюзий по поводу места и роли Украины в мировом туристическом процессе. Сегодня, к сожалению, наша страна не является туристической Меккой для иностранцев. Следует это признать и упорно работать для реального превращения ее в стабильного туристического «середнячка». И если через десяток лет Украина будет закрывать тридцатку наиболее развитых в туристическом плане стран — это будет прекрасным результатом и настоящим прорывом на международный туристический рынок.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №34, 14 сентября-20 сентября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно