Государственный балет Берлина отказался от постановки «Щелкунчика» российских хореографов из-за расовых стереотипов и устаревшей хореографии, рассказала Bild исполняющая обязанности руководителя труппы Кристиана Теобальд.
Вместо дорогостоящей (€1,5 млн) постановки классики Чайковского руководители внесли в репертуар «Дон Кихота» Людвига Минкуса.
Руководительница труппы напомнила, что спектакль «Щелкунчик» является реконструкцией оригинальной постановки 1892 года. Однако некоторые элементы, которые были приемлемы в то время, вызывают множество вопросов в современном мире и должны быть пересмотрены.
«Мы видим то, что представлял себе тогда хореограф Мариус Петипа, даже когда танцует сегодняшний ансамбль. В связи с текущими дискуссиями о том, какой репертуар все еще приемлем в постколониальные времена, мы должны спросить себя, являются ли элементы того периода приемлемыми сейчас. Нам нужно заново контекстуализировать «Щелкунчика». Мы должны пересмотреть репертуар», - отметила Кристиана Теобальд.
Постановщики сказали о выходе во втором акте детей с лицами, покрашенными темной краской. Кристиана Теобальд подчеркнула, что использование приема «блэкфейс» (blackface, считается карикатурным изображением темнокожих путем нанесения грима на лицо) привело к жалобам от зрителей еще в 2015 году, и от него в современной постановке необходимо отказаться. По ее словам, хореографы «Щелкунчика» Василий Медведев и Юрий Бурлака с трудом согласились на такой шаг, так как он означает отход от оригинальной концепции. На это Теобальд сказала, что такое несоответствие оригиналу может не волновать зрителей, а вот с культурно-исторической точки зрения это имеет значение.
«Мы должны все переоценить. Китайский танец демонстрирует стереотипы с маленькими тройными шагами. Это не подвергалось критике во время создания хореографии. Но сегодня мы должны это объяснить. Восточный танец с девушками из гарема и солисткой с темным макияжем - это тоже вещи, которые сегодня уже нельзя ставить без обсуждения», - сказала Теобальд.
По словам Теобальд, «Щелкунчика» все же поставят, но переработают «проблемные» места.
Ранее Оксана Лынив стала первой женщиной в Италии, которую пригласили на должность музыкального директора государственного театра.